18 октября 2021 г. |
Дело N А56-105088/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от акционерного общества "Автопарк N 6 "Спецтранс" Тимофеевой Л.В. (доверенность от 01.01.2021), от общества с ограниченной ответственностью "Производственно-Коммерческая Фирма "Петро-Васт" Сенина Д.Н. (доверенность от 24.09.2021), Серебряковой А.С. (доверенность от 24.09.2021),
рассмотрев 11.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Автопарк N 6 "Спецтранс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021 по делу N А56-105088/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Автопарк N 6 "Спецтранс", адрес: 195253, Санкт-Петербург, пр. Энергетиков, д. 59, ОГРН 1037816005920, ИНН 7830000440 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Выборгского района", адрес: 194156, Санкт-Петербург, пр-кт Пархоменко, д. 24/9, ОГРН 1089847063525, ИНН 7802423282 (далее - ООО "ЖКС N 1 Выборгского района"), и обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-Коммерческая Фирма "Петро-Васт", адрес: 188643, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Всеволожск, Александровская ул., д. 80, ОГРН 1034700561180, ИНН 4703055040 (далее - ООО "ПКФ "Петро-Васт"), о признании недействительными торгов - аукциона в электронной форме на оказание услуг по сбору, транспортированию, утилизации и (или) размещению на захоронение твердых коммунальных отходов (извещение N 32008827685) (далее - Аукцион) и признании недействительной (ничтожной) сделки - договора от 28.02.2020 N 03-ТКО на оказание услуг по сбору, транспортированию, утилизации и (или) размещению на захоронение твердых коммунальных отходов, заключенного между ООО "ЖКС N 1 Выборгского района" и ООО "ПКФ "Петро-Васт".
Решением суда первой инстанции от 09.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.06.2021, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на то, что ООО "ЖКС N 1 Выборгского района" не в равной степени ко всем участникам закупки применены порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, который не содержит объективных критериев и не позволяет выявить наилучшие условия исполнения договора. Кроме того, требования к первой части заявки установлены с нарушением правил описания предмета закупки, установленных Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон N 223-ФЗ). Торги проведены с существенными нарушениями, повлиявшими на их результат, судами не дана оценка заявке истца.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы кассационной жалобы, а представители ООО "ПКФ "Петро-Васт" против доводов жалобы возразили.
ООО "ЖКС N 1 Выборгского района" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Новые доказательства судом кассационной инстанции не принимаются и не рассматриваются.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 31.01.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет ООО "ЖКС N 1 Выборгского района" (заказчик) опубликовало извещение N 32008827685 о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена договора: 112 896 000 руб.
Закупка проводилась на основании Закона N 223-ФЗ, Положения о закупках товаров, работ, услуг ООО "ЖКС N 1 Выборгского района" и закупочной документации, размещенной на сайте закупок.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 17.02.2020 N 32008827685/1 комиссия заказчика приняла решение: допустить участника закупки под порядковым номером 1 к участию в аукционе и признать его участником аукциона; отказать в допуске к участию в аукционе по основаниям, указанным в таблице, предусмотренной пунктом 2 настоящего протокола, участнику закупки, подавшему заявку на участие в аукционе под порядковым номером 2; признать электронный аукцион несостоявшимся по основанию, предусмотренному пунктом 13.1 раздела 13 главы 8 Положения о закупках, в связи с тем, что комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в аукционе, его участником.
В таблице, предусмотренной пунктом 2 протокола N 32008827685/1, основанием для отказа истцу в допуске к участию в аукционе в пунктах 1 - 5 указано, что заявка заполнена не в соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки.
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 17.02.2020 N 32008827685/2 комиссия заказчика приняла решение признать заявку ООО "ПКФ "Петро-Васт" соответствующей документации, рекомендовать заказчику заключить контракт с единственным участником электронного аукциона.
С победителем электронного аукциона (ООО "ПКФ "Петро-Васт") был заключен договор от 28.02.2020 N 03-ТКО на оказание рассматриваемых услуг.
Общество, посчитав, что торги проведены с нарушением законодательства, обратилось с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС) до заключения контракта с единственным участником электронного аукциона. По итогам рассмотрения жалобы 20.02.2020 комиссия УФАС приняла решение N Т02-126/20, которым признала жалобу Общества на действия организатора торгов при организации и проведении Аукциона необоснованной.
Посчитав, что ООО "ЖКС N 1 Выборгского района" допущены нарушения при проведении торгов, что привело к нарушению прав участника, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом (пункт 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).
Основанием для признания торгов недействительными могут выступать существенные нарушения процедуры (правил) их проведения, установленной законом, которые могли привести к неправильному определению результатов торгов. При обращении с иском о признании торгов недействительными заявитель должен доказать нарушение его прав и законных интересов допущенным нарушением установленного порядка проведения торгов. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2); нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений (пункт 3).
В силу части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Как следует из материалов дела, Общество в обоснование своих требований ссылается на нарушение информационного обеспечения закупки, полноты информации об оформлении участия в торгах и определении лица, выигравшего торги.
Вместе с тем суды двух инстанций пришли к выводу, что сам истец предоставил информацию, не соответствующую требованиям документации об аукционе, поскольку первая часть заявки не соответствует требованиям, установленным в приложениях N 2 и 3 к Техническому заданию документации об аукционе.
В приложении N 2 к Техническому заданию по позиции N 1 "Мусорный контейнер тип 1" установлены следующие требования: "Метка для фиксации места, времени, объема оказываемых услуг: должно быть наличие".
В заявке истца по позиции N 1 "Мусорный контейнер тип 1" указано следующее: "Метка в наличии".
При этом в соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки, опубликованной в составе аукционной документации, указано, что при представлении сведений о значениях показателей товаров участник закупки не вправе изменять наименования показателей и наименования товаров. Изменение названия показателя товара или наименования товара трактуется комиссией как непредставление сведений о показателе. В связи с указанным заявка истца не соответствует требованиям Инструкции по заполнению первой части заявки, так как участником изменено наименование показателя (исключены слова "для фиксации места, времени, объема оказываемых услуг").
В приложении N 2 к Техническому заданию по позиции N 4 "Мусорный контейнер тип 4" установлены следующие требования: "Ободья колес: сталь и/или чугун и/или полипропилен".
В заявке истец не предоставил по позиции N 4 "Мусорный контейнер тип 4" информацию о данном показателе и его значении.
При этом в соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки в случае предоставления недостоверной информации, непредставления информации или несоответствия представленной информации требованиям документации участник закупки не допускается к участию в закупке. Следовательно, как посчитали суды, заявка истца не соответствует требованиям Инструкции по заполнению первой части заявки, так как участником закупки не представлено конкретное значение показателя "Ободья колес".
В приложении N 2 к Техническому заданию по позиции N 11 "Мусорный контейнер тип 11" установлены следующие требования: "Наименьшее значение нагрузки на дно контейнера: 5 тонн".
В заявке истец по позиции N 11 "Мусорный контейнер тип 11" указал следующее: "Наименьшее значение нагрузки на дно контейнера: 5 тонн".
При этом в соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки в случае установления в приложении N 2 к Техническому заданию соответствующего показателя с использованием словосочетания "наименьшее значение" участник закупки в заявке на участие в закупке обязан указать значение показателя более установленного в требованиях. Следовательно, суды согласились с заказчиком, что заявка истца не соответствует требованиям Инструкции по заполнению первой части заявки, так как участником представлено значение показателя, не соответствующее установленному требованию (значение представленного показателя не более установленного в требованиях).
В приложении N 2 к Техническому заданию по позиции N 10 "Мусорный контейнер тип 10" установлены следующие требования: "Логотип, нумератор: на каждый контейнер должен быть нанесен логотип предприятия, порядковый номер бака".
В заявке истца по позиции N 10 "Мусорный контейнер тип 10" указано следующее: "Логотип и номер в наличии".
При этом в соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки при представлении сведений о значениях показателей товаров участник закупки не вправе изменять наименования показателей и наименования товаров. Изменение названия показателя товара или наименования товара трактуется комиссией как непредставление сведений о показателе.
Также в Инструкции по заполнению первой части заявки указано, что во всех иных случаях, не предусмотренных документацией, требования к показателям товаров в приложении N 2 к Техническому заданию установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям к конкретным показателям товаров.
Инструкция по заполнению первой части заявок не содержит никаких дополнительных требований к порядку или возможности изменения значения показателя "на каждый контейнер должен быть нанесен логотип предприятия, порядковый номер бака", следовательно, суды согласились с заказчиком, что заявка Общества не соответствует требованиям Инструкции по заполнению первой части заявки, так как участником изменено наименование и значение показателя (часть показателя "нумератор" заменена на "номер", значение показателя "на каждый контейнер должен быть нанесен логотип предприятия, порядковый номер бака" заменено на "в наличии").
В приложении N 2 к Техническому заданию по позиции N 4 "Мусорный контейнер тип 4" установлены следующие требования: "Габаритные размеры контейнера (ШхГхВ): более 560x850x1100 мм".
В заявке Общество предоставило по позиции N 4 "Мусорный контейнер тип 4" следующую информацию: "Габаритные размеры (Ш*Г*В) 605*935*1110".
При этом в соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки в случае предоставления недостоверной информации, непредставления информации или несоответствия представленной информации требованиям документации участник закупки не допускается к участию в закупке. По мнению судов двух инстанций, заявка истца не соответствует требованиям Инструкции по заполнению первой части заявки, так как не представлены единицы измерения конкретного значения показателя.
В подпункте "б" пункта 1 приложения N 3 к главе 3 документации установлено, что первая часть заявки, исходя из условий, предусмотренных документацией о закупке, должна содержать конкретные показатели товаров, соответствующие значениям, установленным в документации о закупке.
Требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, в том числе к контейнерам для сбора и (или) транспортирования твердых коммунальных отходов как товаров, используемых для оказания услуг (выполнения работ), определены в приложении N 2 "Требования к товарам, используемым при оказании услуг" к главе 3 документации и приложением N 7 к главе 4 документации.
Приложение N 3 к главе 3 документации включает Инструкцию по заполнению первой части заявки с конкретными показателями товаров, соответствующими значениям, установленным в документации о закупке.
Согласно пункту 9.3 главы 1 документации комиссия вправе отклонить заявку на участие в закупочной процедуре, в том числе в случае несоответствия заявки требованиям документации о закупке.
Общество в первой части заявки представило ненадлежащее описание товаров по позициям 1, 4, 10, 11, что подробно изложено в протоколе N 32008827685/1 рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, в связи с чем заявка была отклонена. Аналогичную позицию высказала комиссия УФАС в решении от 20.02.2020 по жалобе Общества.
При этом на основе сравнительного анализа положений аукционной документации и заявки ООО "ПКФ "Петро-Васт" закупочная комиссия заказчика пришла к обоснованному выводу о соответствии данной заявки требованиям документации об аукционе. Суды на основе тщательного изучения материалов дела посчитали, что значения спорных показателей (характеристик) товаров, которые используются при оказании услуг, приведенные ООО "ПКФ "Петро-Васт" в заявке, соответствуют требованиям Инструкции по заполнению заявки и иным требованиям, приведенным заказчиком в аукционной документации.
При этом суды обоснованно отметили, что документация об аукционе составлена с учетом требований законодательства. Количество участников, принимавших участие в закупке, свидетельствует о том, что требования, указанные в Техническом задании, являются исполнимыми и не являются избыточными.
Довод Общества о нарушении срока и полноты публикации информации о закупке и выборе ее формы не помешал ему составить, подать заявку на участие в закупке и претендовать на победу. Довод Общества об отсутствии данной закупки в плане закупок был рассмотрен судами и мотивированно отклонен. На замечания истца к итоговому протоколу суды не установили существенных недостатков, не позволивших определить основания решений заказчика.
В части оценки реального восстановления нарушенных, по его мнению, прав истец в контексте оспаривания торгов и договора убедительно не обосновал в судах двух инстанций возможность проведения повторной закупки на тот же объем услуг с учетом прошедшего времени, количества оказанного и срока исполнения обязательств. При этом замечания заказчика и судов к своей заявке не опроверг.
Ссылки Общества на наличие в постановлении апелляционного суда неточностей не свидетельствуют о неисследовании и неверной оценке данным судом материалов дела и ошибочности судебного акта по существу.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств спора суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Оценка доказательств произведена судами с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021 по делу N А56-105088/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Автопарк N 6 "Спецтранс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 октября 2021 г. N Ф07-14071/21 по делу N А56-105088/2020