19 октября 2021 г. |
Дело N А21-870/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Александровой Е.Н., рассмотрев 19.10.2021 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "АгроОпт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2021 по делу N А21-870/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Агроопт", адрес: 236038, Калининград, ул. Еловая Аллея, д. 62, кв. 11, ОГРН 1113926035410, ИНН 3906247620 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Калининградской областной таможни, адрес: 236016, Калининград, Артиллерийская ул., д. 26, стр. 1, (далее - Таможня), от 29.12.2020 N 10012000-1839/2020 о привлечении к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде предупреждения.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 14.04.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 14.04.2021 и постановление от 05.08.2021, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, Таможня не доказала факт совершения административного правонарушения - у Общества не возникла обязанность по предоставлению отчетности, поскольку таможенный орган не уведомил заявителя о необходимости ее представления, а выводы судов об обратном не основаны на материалах дела. Запрос таможенного органа о представлении отчетности не был получен ни руководителем Общества, ни его представителем, представленное Таможней в материалы дела почтовое уведомление не содержит сведений о вручении отправления адресату.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня просила оставить решение и постановление апелляционной инстанции без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество, ввезло и задекларировало по декларации на товары (далее - ДТ) N 10012020/040719/0077525, поместив под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области товары "санитарно-технические изделия из пластмасс, изготовленные из полимеров акрила: душевые кабины... (товар N 1); ванны акриловые... (товар N 2)", код 3922 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, страна происхождения - Испания.
В ходе проверки соблюдения условий и ограничений таможенной процедуры свободной таможенной зоны Таможня направила в адрес Общества запрос о предоставлении отчетности по товарам, задекларированным по ДТ N 10012020/040719/0077525, установив семидневный срок ее представления с момента получения запроса.
Поскольку в указанный срок Общество отчетность не представило, Таможня 11.12.2020 составила протокол об административном правонарушении N 10012000-1839/2020, квалифицировав действия декларанта по статье 16.15 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 29.12.2020 N 10012000-1839/2020 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, ему назначено административное наказание виде предупреждения.
Посчитав привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установили, а также не усмотрели оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи со следующим.
В статье 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии со статьей 345 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций.
В статье 15.1 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено, что резиденты и юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области, обязаны вести учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и представлять в таможенный орган отчетность о таких товарах. Порядок ведения учета товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, формы отчетности о таких товарах, порядок заполнения этих форм и порядок и сроки представления в таможенный орган отчетности о таких товарах устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Согласно пункту 4 статьи 244 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проверка системы учета товаров осуществляется путем сверки данных, содержащихся в системе учета и в представляемой таможенным органам отчетности, с иными данными, имеющимися в распоряжении таможенного органа, а также с данными, содержащимися в бухгалтерском учете и отчетности, первичных документах, регистрах.
Порядок представления в таможенный орган отчетности о товарах, ввезенных на территорию Калининградской области в соответствии с таможенным режимом (процедурой) свободной таможенной зоны, применяемым (ой) в Калининградской области, утвержден приказом ФТС России от 28.07.2009 N 1351.
В соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 названного Порядка после получения письменного запроса лицо обязано представить отчетность в таможенный орган, направивший запрос, не позднее чем через 7 (семь) дней после получения такого запроса. Отчетность представляется в таможенный орган сопроводительным письмом на бумажном носителе и в электронном виде.
Привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определении меры ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи КоАП РФ.
Исходя из приведенных выше нормативных положений привлечение к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ может быть признано обоснованным в том случае, когда представленные в дело доказательства позволяют установить факт получения обязанным лицом запроса таможенного органа о представлении отчетности и неисполнение данного требования в течение семи дней после получения такого запроса.
Как указано в части 5 статьи 228 АПК РФ, суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.
В данном случае суды установили, что по требованию Таможни от 10.12.2019 N 06-23/26505 Общество в срок до 31.12.2019 не представило в таможенный орган отчетность о товарах, ввезенных на территорию Калининградской области в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, тем самым совершив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ.
При этом суды исходили из того, что требование таможенного органа о представлении отчетности получено Обществом 24.12.2019, что подтверждается почтовым уведомлением N 23603537570568, а также отчетом об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 23603537570568, сформированным официальным сайтом Почты России.
Вместе с тем в заявлении по настоящему делу, а затем в апелляционной и кассационной жалобах Общество последовательно указывало на то, что требование таможенного органа о представлении отчетности заявитель не получал, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению ввиду отсутствия в действиях Общества состава административного правонарушения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций заключили, что в соответствии с имеющимся в деле почтовым уведомлением N 23603537570568 требование таможенного органа получено Обществом 24.12.2019.
Между тем, в копии почтового уведомления N 23603537570568 (лист дела 55) в графе "вручено" указана дата "24.12.2019", однако графы "кому", "лично/по доверенности" и "получил" не заполнены - какие-либо отметки в них отсутствуют.
При этом судами не исследованы обстоятельства вручения почтового отправления с идентификатором 23603537570568, не проверено соблюдение требований Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного приказом ФГУП "Почта России" от 07.03.2019 N 98-п, не установлены причины, по которым бланк почтового уведомления заполнен не в полном объеме, и не дана оценка имеющимся в почтовом уведомлении отметкам с учетом приводимых Обществом доводов.
Принимая во внимание изложенное, следует признать, что выводы судов о подтверждении материалами дела факта получения Обществом требования таможенного органа о представлении отчетности и о дате такого получения сделаны на основе неполно установленных обстоятельств и без исследования всех представленных доказательств.
В части 4 статьи 15 АПК РФ предусмотрено, что решения, постановления, принимаемые арбитражным судом, должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Результат оценки доказательств должен содержаться, в силу статьи 71 АПК РФ, в судебном акте, который включает в себя сведения о доказательствах, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, а также мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Принятые по настоящему делу решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции нельзя признать соответствующими указанным требованиям процессуального права.
Все перечисленные выше вопросы подлежат разрешению ввиду предмета доказывания по настоящему делу и в силу положений статьи 210 АПК РФ. Эти вопросы требуют дополнительного исследования и повторной оценки доказательств.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора по существу (статьи 286 и 287 АПК РФ); поэтому дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит повторно оценить результаты административного производства, сведения, собранные таможенным органом в ходе административного преследования, представленные участниками спора доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне и объективно установить все значимые обстоятельства дела, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 288.2 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2021 по делу N А21-870/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Судья |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.