19 октября 2021 г. |
Дело N А05-10183/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Константинова П.Ю., Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 18.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Ломоносовского территориального округа администрации городского округа "Город Архангельск" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2021 по делу N А05-10183/2020,
УСТАНОВИЛ:
администрация Ломоносовского территориального округа администрации муниципального образования "Город Архангельск", адрес: 163000, Архангельск, пр. Ломоносова, д. 30, ОГРН 1162901055327, ИНН 2901266419 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 22.03.2021, к жилищно-строительному кооперативу "Северный", адрес: 163060, Архангельск, ул. Тимме, д. 2, корп. 3, кв. 49, ОГРН 1042900011736, ИНН 2901039279 (далее - Кооператив), об обязании исполнить пункт 7 протокола общего собрания собственников от 06.10.2017 N 01/10-17 о принятии на содержание за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме N 2 корп. 3 по ул. Тимме в городе Архангельске спортивную площадку, включая баскетбольные щиты, футбольные ворота, волейбольную стойку, покрытие, ограждение в виде металлических столбов, заграждений и калиток, опоры освещения со светильниками, включая элементы подключения, в количестве 8-и единиц.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.04.2021 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2021 решение суда от 05.04.2021 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано, с Администрации в пользу Кооператива взыскано 2000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Оспаривая законность вынесенного судом апелляционной инстанции судебного акта, Администрация обратилась в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой ссылается на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, в связи с чем просит постановление от 20.07.2021 отменить, решение от 05.04.2021 оставить в силе.
По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции не принял во внимание его доводы о том, что решения, принятые на общих собраниях собственников помещений, являются обязательными для всех собственников помещений в многоквартирном доме и порождают права и обязанности. Кооператив как орган управления обязан исполнять решение собственников помещений. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Администрация направила в суд кассационной инстанции ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
По общему правилу арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 286 АПК РФ).
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Как установлено судом и видно из материалов дела, Кооператив осуществляет управление многоквартирным домом N 2, корпус 3, расположенным на улице Тимме, города Архангельска, для обеспечения эксплуатации, владения и пользования пределах распоряжения имуществом в многоквартирном доме (далее - МКД), установленных законодательством (пункты 1.1 и 1.8 устава Кооператива).
Кооперативом 31.10.2017 была подана в Администрацию заявка на участие в отборе дворовых территорий многоквартирных домов для формирования адресного перечня на проведение работ по комплексному благоустройству дворовых территорий в 2018 году на территории муниципального образования "Город Архангельск", с предложением создания новой спортивной площадки, её освещения и обустройства тротуаров, по адресу: Архангельск, ул. Тимме, внутридворовая территория домов N 2, N2, корпус 2, N 2, корпус 3, N 2, корпус 4.
К заявлению приложен протокол проведения очного собрания членов Кооператива, являющихся собственниками жилых помещений в МКД от 06.10.2017 N 01/10-17, где рассмотрен вопрос о последующем содержании за счет средств собственников помещений МКД и текущем ремонте объектов внешнего благоустройства по предлагаемому обслуживающей организацией размеру платы за содержание жилого помещения (вопрос N 7 в протоколе).
По итогам рассмотрения собственники МКД выразили согласие на содержание и ремонт объектов внешнего благоустройства за счет своих средств ("за" проголосовали 82,71%, "против" - нет, "воздержавшихся" - нет).
В целях реализации мероприятий по благоустройству дворовой территорий, включенных в адресный перечень дворовых территорий многоквартирных домов, подлежащих благоустройству, муниципальной программы "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Город Архангельск", утвержденной постановлением Администрации от 31.10.2017 N 1294, в рамках минимального и дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий (мероприятия), Администрация и Кооператив 26.04.2018 заключили соглашение финансового участия (далее - соглашение) сроком действия до 31.12.2018, где в пункте 2.1.1 Кооператив обязался обеспечить финансовое участие в целях реализации мероприятий с учетом требований жилищного законодательства по управлению МКД.
Пункты 1.5, 1.6 и 1.7 соглашения устанавливают, что стоимость мероприятий определяется исходя из стоимости работ и услуг, доля финансового участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий составляет - 5,1 %. Размер финансового участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий составляет - 277 011 руб. 96 коп.
Пунктом 2.3.1 соглашения согласовано вменение использования Администрацией денежных средств, полученных от Кооператива, исключительно на реализацию мероприятий по благоустройству дворовой территории.
Денежные средства в размере 277 011 руб. 96 коп. были перечислены Администрации по поручению Кооператива иным лицом по платежному поручению от 15.05.2018 N 71.
В целях реализации указанных мероприятий 02.07.2018 Администрацией (заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью "Северная водолазная компания" (подрядчиком) заключен муниципальный контракт N 23 (далее - контракт), по условиям которого заказчик поручает и оплачивает, а подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных жилых многоквартирных домов, включая спорный МКД, в соответствии с расчетом цены контракта, техническим заданием, проектами и локальными ресурсными сметными расчетами, графиком выполнения работ, которые являются неотъемлемой частью контракта, и условиями его исполнения.
Работы по благоустройству дворовой территории МКД выполнены подрядчиком и оплачены заказчиком, что подтверждается актом приемки выполненных работ от 01.10.2018, платежными поручениями от 29.10.2018 N 602326, 602328, 602330, от 09.11.2018 N 730375 и от 13.11.2018 N 748383.
Администрацией с участием представителя Кооператива 01.10.2018 был составлен акт приемки выполненных работ в рамках контракта, в котором указаны виды работ, выполненные в рамках контракта:
- спортивная площадка (включая подготовительные работы, установку мини-ворот футбольных с баскетбольным щитом, волейбольная стойка, спортивное покрытие);
- ограждение (включая установку металлических столбов, заграждений и калиток);
- освещение (устройство кабель-канала, монтаж опор освещения, установка светильников).
В акте от 01.10.2018, подписанном без замечаний представителями сторон, включая ответчика, также отмечено следующее: "Работы выполнены в полном объеме. Замечаний нет. Освещение горит по временной схеме. Представителю дома N 2 корп. 3 по ул. Тимме решить вопрос официального подключения спортивной площадки и заключения договора с энергоснабжающей организацией после подписания соглашения о передаче имущества администрацией округа".
Распоряжением Администрации от 04.06.2019 N 1725р Кооперативу разрешено использование земельных участков в Ломоносовском территориальном округе города Архангельска у МКД N 2, N 2, корп. 2, N 2, корп. 4, в том числе МКД N 2, корп. 3, по улице Тимме для размещения элементов благоустройства территории сроком на 49 лет: площадью 1674 кв.м в кадастровом квартале 29:22:050102, площадью 1422 кв. м на части земельного участка с кадастровым номером 29:22:050102:53.
Истцом в адрес ответчика 24.12.2020 направлено для подписания со стороны последнего соглашение о том, что Администрация на основании протокола в виде решения от 06.10.2017 N 01/10-17 обязуется в общую долевую собственность передать Кооперативу спорное имущество и всю необходимую техническую документацию, а последний - принять и выполнять работы по надлежащему его содержанию и ремонту, внести изменения в паспорт МКД не позднее одного месяца с момента подписания соглашения.
Разделом 3 соглашения предусмотрено, что объект передан Кооперативу по акту от 01.10.2018 до момента подписания соглашения (пункт 3.1 соглашения).
Соглашение до настоящего времени Кооперативом не подписано.
В связи с тем, что Кооператив не подписал соглашение и не принял от Администрации на содержание вышеуказанные объекты, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Кооператив, осуществляющий управление МКД, обязан заключить соглашение в силу решения от 06.10.2017 N 01/10-17, оформленного протоколом и принятого общим собранием членов Кооператива, и принять на содержание спортивную площадку и опоры освещения со светильниками (включая элементы подключения) в количестве 8 единиц, принадлежащих МКД.
Отменив решение суда первой инстанции, и, приняв по существу спора новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решения общего собрания членов Кооператива являются обязательными только для членов Кооператива, а договорные обязательства между сторонами о принятии на содержание объектов внешнего благоустройства отсутствуют.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность кассационной жалобы, судебная коллегия окружного суда пришла к следующим выводам.
В рассматриваемом случае исковые требования заявлены истцом в рамках абзаца седьмого статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предусматривающей защиту гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре (понуждение должника совершить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства).
Указанный способ защиты нарушенного права может быть применен только при наличии у ответчика соответствующей обязанности, предусмотренной законом или договором, а также реальной возможности выполнения данной обязанности.
Отношения по управлению многоквартирными домами регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
На основании пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае судом установлено, что управление спорным МКД осуществляется Кооперативом.
Следовательно, именно Кооператив как управляющая организация является лицом, ответственным за содержание и обслуживание названного жилого дома, а, значит, он обязан исполнять требования действующего законодательства в жилищной сфере.
В пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию земельным участком, границы которого не определены, необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 2 (подпункту "е") данных правил, а также пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ в состав общего имущества включается, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются, помимо прочего, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Обращаясь с исковыми требованиями, Администрация ссылается на протокол общего собрания членов Кооператива от 06.10.2017 N 01/10-17 о последующем принятии на содержание за счет средств собственников в МКД объектов внешнего благоустройства, выполненных в рамках муниципального контракта от 02.07.2018 N 23, а именно: принять на содержание за счет собственников помещений МКД N 2 корпус 3 по улице Тимме в городе Архангельске спортивную площадку в количестве 1 единицы, опоры освещения со светильниками (включая элементы подключения) в количестве 8-и единиц.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих, что спорный объект находится в границах земельного участка указанного МКД.
Как видно из дела, спорный объект находится не только на территории МКД по адресу: город Архангельск, улица Тимме, дом N 2, корпус 3, но и других МКД по адресам: город Архангельск, улица Тимме, дом N 2; дом N 2, корпус 2; дом N 2, корпус 4.
Следовательно, спорный объект не относится к общему имуществу собственников помещений МКД N 2 корпус 3 по улице Тимме в городе Архангельске.
Соглашением финансового участия от 26.04.2018 предусматривалось со стороны Кооператива только финансовое участие в создании спортивной площадки с элементами благоустройства.
Соглашение от 24.12.2020, направленное Администрацией для подписания в адрес Кооператива о содержании объектов благоустройства, устройство которых осуществлено в рамках муниципального контракта от 02.07.2018 N 23, Кооперативом не подписано.
Поскольку доказательств передачи спорного объекта в общую долевую собственность собственников помещений спорного МКД (статья 65 АПК РФ) в материалы дела не представлено, то судом апелляционной инстанции сделан верный вывод о том, что спорный объект предназначен для обслуживания нескольких МКД и не может быть отнесен к составу общего имущества МКД по адресу: город Архангельск, улица Тимме, дом N 2, корпус 3.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Кассационная жалоба по приведенным в ней доводам не подлежит удовлетворению.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Апелляционным судом существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход, не допущено, в связи с чем доводы об обратном подлежат отклонению.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела суд кассационной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2021 по делу N А05-10183/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Ломоносовского территориального округа администрации городского округа "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.