20 октября 2021 г. |
Дело N А42-11121/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 19.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 по делу N А42-11121/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мурманская областная электросетевая компания", адрес: 183038, Мурманская область, город Мурманск, улица Шмидта, дом 16, ОГРН 1095190000278, ИНН 5190197680 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области адрес: 183039, г. Мурманск, ул. Академика Книповича, д. 9А, ОГРН 1025100848630; ИНН 5191501854 (далее - Управление), о признании незаконным и отмене постановления Управления от 16.12.2020 по делу N 051/04/9.21-699/2020 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в сумме 300 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 09.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 01.07.2021 апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, признал незаконным и отменил постановление Управления от 16.12.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 051/04/9.21-699/2020.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.05.2020 Митин Виктор Леонидович подал в Общество заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт в связи с необходимостью увеличения мощности с 4 кВт ранее присоединенного энергопринимающего устройства находящегося в собственности первого нежилого помещения N 36 - магазина, расположенного в многоквартирном доме N 1 по улице Володарского города Мурманска.
Письмом от 25.05.2020 N 1-06/4794 Общество отказало Митину В.Л. в испрашиваемом технологическом присоединении (увеличении максимальной мощности) на том основании, что в порядке пунктов 40(4), 40(5), 40(6) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее Правила N 861), последнему следует обращаться в управляющую организацию указанного многоквартирного дома, а также получить согласие собственников помещений этого дома относительно использования общедомового имущества - кабельного разделителя.
Митин В.Л. обратился в Управление с жалобой на данные действия Общества (отказ), выразившиеся в неправомерном уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по заявке от 18.05.2020 (поступила 21.05.2020).
Усмотрев в действиях Общества нарушение Правил N 861, Управление составило в отношении Общества протокол от 22.10.2020 N 051/04/9.21-699/2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения указанного протокола и материалов дела об административном правонарушении Управление вынесло постановление от 16.12.2020 N 051/04/9.21-699/2020, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Апелляционный суд пришел к выводу, что Митину В.Л. для возможности решения вопроса об увеличении максимальной мощности нежилого помещения (магазина), расположенного в многоквартирном доме N 1 по ул. Володарского в г. Мурманске, следовало обратиться в организацию, в управлении которой находится данный многоквартирный дом; Управление не доказало наличие в действиях Общества состава вмененного правонарушения ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ. В связи с чем суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявление.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), в частности указанный закон определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии (статья 1 Закона об электроэнергетике).
В силу части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ, технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Пунктом 2 Правил N 861 установлено, что действие настоящих Правил распространяется в том числе на случаи увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
В пункте 3 Правил N 861 указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные названными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
В силу пункта 11 Правил N 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные названными Правилами.
Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений (абзац четырнадцатый пункта 15 Правил N 861).
Общество по результатам рассмотрения заявки отказало Митину В.Л. в заключении договора, рекомендовав заявителю для осуществления мероприятий по увеличению мощности обратиться в адрес собственника сетей, к которым подключено нежилое помещение.
В данном случае суд первой инстанции установил, что принадлежащее Митину В.Л. нежилое помещение уже технологически присоединено к сетям сетевой организации через кабельный разделитель многоквартирного дома N 1 по улице Володарского города Мурманска, о чем было 27.03.1998 согласовано с государственным областным унитарным энергетическим предприятием "Мурманская горэлектросеть" (л.д. 58 т. 1), вследствие чего актом от октября 1998 года разграничена балансовая принадлежность электросетей и эксплуатационная ответственность сторон, где электрокабель от кабельного разделителя до помещения магазина находится в зоне ответственности магазина, то есть Митина В.Л. (л.д. 59 т. 1), и на что 05.11.1998 было получено разрешение N Э-83/1-46К Территориального управления Государственной инспекции по энергонадзору по Мурманской области (л.д. 64 т. 1).
Поскольку в рассматриваемом случае уже имелось технологическое присоединение к кабельному разделителю многоквартирного дома и требовалось лишь увеличение мощности такого подключения, суд первой инстанции правомерно указал на неприменимость к спорным правоотношениям подпункта "ж" пункта 10, пунктов 40 (4), 40 (5), 40 (6) Правил N 861.
Факт нарушения Обществом пункта 15 Правил N 861 установлен в рамках административного производства Управлением, а затем проверен и подтвержден в ходе административного судопроизводства судом с использованием представленных участниками спора доказательств.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вина заявителя констатирована судом первой инстанции в соответствии с критериями виновности юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
У суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 по делу N А42-11121/2020 отменить.
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.04.2021 по настоящему делу оставить в силе.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений (абзац четырнадцатый пункта 15 Правил N 861).
...
Поскольку в рассматриваемом случае уже имелось технологическое присоединение к кабельному разделителю многоквартирного дома и требовалось лишь увеличение мощности такого подключения, суд первой инстанции правомерно указал на неприменимость к спорным правоотношениям подпункта "ж" пункта 10, пунктов 40 (4), 40 (5), 40 (6) Правил N 861.
Факт нарушения Обществом пункта 15 Правил N 861 установлен в рамках административного производства Управлением, а затем проверен и подтвержден в ходе административного судопроизводства судом с использованием представленных участниками спора доказательств.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вина заявителя констатирована судом первой инстанции в соответствии с критериями виновности юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 октября 2021 г. N Ф07-11581/21 по делу N А42-11121/2020