25 октября 2021 г. |
Дело N А56-105740/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации Трояновской И.О. (доверенность от 09.08.2021 N 115/6/1/2юр),
рассмотрев 20.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 по делу N А56-105740/2020,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 105005, Москва, Спартаковская ул., д.2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления 961 Отдела государственного технического надзора Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 191055, Санкт-Петербург, Подъездной пер., д.15, (далее - Отдел) от 03.11.2020 N 961/034/2020/03 о привлечении Учреждения к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 22 000 руб. штрафа.
Решением суда от 22.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.06.2021, в удовлетворении заявления Учреждению отказано.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить обжалуемые судебные акты, как принятые с нарушением принципа однократности административной ответственности (части 5 статьи 4.1 КоАП РФ), в виду привлечения его к административной ответственности в рамках дела N А56-103764/2020 по фактам нарушений, выявленных одной проверкой и охватываемых одной правовой квалификацией.
Представители Отдела, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проверки соблюдения законодательства при эксплуатации тепловых энергоустановок, проведенной 11.08.2020 Выборгской военной прокуратурой гарнизона с привлечением специалистов Отдела в отношении котельной N 24, расположенной по адресу: Ленинградская обл., г. Выборг, войсковая часть 41734, в ходе которой выявлены следующие нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115, ПТЭТЭ):
- ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок назначен начальник котельной не имеющий технического образования и не прошедший проверку знаний в территориальных органах гостехнадзора (ростехнадзора) и не прошедший курсы повышения квалификации, заместитель ответственного лица за ТМО не определен соответствующим приказом;
- не проводятся периодические и внеочередные технические освидетельствования (наружный и внутренний осмотр, гидравлические испытания) паровых котлов, установленных в котельной N 24 в установленные сроки;
- не проведены режимно-наладочные испытания установленных в котельной паровых котлов, режимные карты работы котлов не разработаны (отсутствуют);
- на эксплуатирующем оборудовании в котельной (котлы, насосы, предохранительные клапана, подогреватели ГВС) отсутствуют таблички с указанными характеристиками их работы;
- отсутствуют обозначения на арматуре и трубопроводах согласно требованиям нормативных документов;
- отсутствует принципиальная схема оборудования в котельной N 24;
- нарушены требования Правил в отношении хранения и использования твердого топлива на территории котельной (место хранения топлива не предусматривает его защиту от повышенной влажности и т.д.);
- установленные манометры в котельной N 24 не проверяются на исправность их действия, а также не ведется журнал контрольных проверок манометров согласно требованиям Правил, не смонтированы все необходимые термометры на котлах Универсал-6 и Э5-Д2;
- отсутствуют паспорта на паровые котлы, а также на вспомогательное оборудование и оборудование КИПиА, установленное в котельной;
- эксплуатация тепловых энергоустановок организации осуществляется не подготовленным теплоэнергетическим персоналом;
- отсутствуют справки о проведенных в 2020 году медосмотрах персонала, эксплуатирующего оборудования котельной;
- не проведены режимно-наладочные испытания водогрейных котлов Универсал-6 и Э5-Д2, их эксплуатация ведется без режимных карт работы;
- водоподготовка и водно-химический режим водогрейных котлов Универсал-6 и Э5-Д2 не ведется, режимные карты по ведению ВХР котлов отсутствуют, контроль ВХР теплогенерирующих энергоустановок не ведется, оборудование водоподготовки котельной отсутствует;
- удельная загрязненность внутренних поверхностей нагрева котлов отложениями не определяется;
- не обеспечены отводящие трубопроводы от предохранительных клапанов для защиты персонала от ожогов при срабатывании;
- в котельной не обеспечено освещение согласно требований Правил, отсутствует аварийное освещение;
- котельная не оборудована системой вентиляции согласно требований Правил;
- не проводилось техническое освидетельствование дымовой трубы котельной, паспорт на трубу не ведется (отсутствуют записи по ответственному лицу за эксплуатацию, записи по произведенным ремонтам);
- не обеспечено раздельное хранение топлива в штабелях, место хранения топлива не предусматривает его защиту от повышенной влажности и т.д.;
- в организации отсутствует перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей, утверждаемый техническим руководителем организации, точны учет наличия запасных частей и запасного оборудования и материалов, который пополняется по мере их расходования при ремонте не ведется.
Перечисленные выше нарушения послужили основанием для возбуждения в отношении Учреждения дела об административном правонарушении по статье 9.11 КоАП РФ.
Постановлением от 03.11.2020 N 961/034/2020/03 Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения в соответствии с указанной квалификацией, в качестве административного наказания назначен штраф в размере 22 000 руб.
Учреждение, не согласившись с выводами административного органа, оспорило постановление от 03.11.2020 N 961/034/2020/03 в арбитражном суде, обратившись с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Учреждения инкриминируемого ему деяния, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и статьи 4.1.1 КоАП РФ, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Статьей 9.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области энергетики. Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие) лиц при использовании топлива, электрической и тепловой энергии, устройстве и эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, а также реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, с нарушением требований нормативных положений в соответствующей сфере правоотношений.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок. При этом Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования, а теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
Правилами N 115 установлены требования технической эксплуатации электроустановок; при этом, период существования тепловой энергоустановки, включает подготовку к использованию (наладка и испытания), использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт и консервацию.
Названные Правила устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок: производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 °C на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений; систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения (пункт 1.1 ПТЭТЭ).
В соответствии с приказом Министерства обороны РФ от 02.03.2017 N 155 "О создании Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное Жилищно-коммунальное управление "Министерства обороны Российской Федерации", а также согласно уставу Учреждения от 03.03.2017 основной целью его деятельности является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ, в том числе, производство, передачу и распределение тепловой энергии теплоносителя (в виде пара и горячей воды).
Актом приема-передачи от 01.04.2017 котельная N 24, расположенная по адресу: Ленинградская обл., г. Выборг, войсковая часть 41734, передана ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в оперативное управление, таким образом, Учреждение является эксплуатирующей организацией в отношении котельной N 24.
Факт нарушения Учреждением, эксплуатирующим тепловые установки обязательных требований ПТЭТЭ, перечисленных в оспариваемом постановлении, установлен административным органом и судом, подтверждается материалами дела и Учреждением по существу не опровергнут, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ.
Вина Учреждения установлена с учетом части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, равно как и доказательств принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, правомерно признали доказанным наличие в действиях Учреждения состава вмененного правонарушения.
Назначенное Отделом (ввиду отсутствия обстоятельств отягчающих административную ответственность) административное наказание в минимальном размере, установленном санкцией статьи 9.11 КоАП РФ, отвечает требованиям статей 3.1, 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Доводы Учреждения о нарушении принципа однократности привлечения к административной ответственности и применении положений части 5 статьи 4.1, части 2 статьи 4.4, и пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежат отклонению, поскольку из представленных в материалы дела документов не усматривается, что нарушение Правил N 115 при эксплуатации тепловых установок выявлено в ходе проведения одной проверки.
Так, в деле N А56-103764/2020 (на которое ссылается Учреждение в кассационной жалобе), предметом рассмотрения являлись обстоятельства административного дела N 961/030/2020/03 по проверке проведенной прокуратурой 10.08.2020, с объектом проверки- котельная N 2, расположенная по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, п. Саперное, а в настоящем деле N 961/034/2020/03, проверка осуществлена прокуратурой 11.08.2020 и на ином объекте- котельной N 24, расположенной по адресу: Ленинградская обл., г. Выборг, войсковая часть 41734.
В рассматриваемом случае Учреждение совершило несколько противоправных деяний в отношении разных объектов, расположенных в г. Выборге и Выборгском районе. Каждое из указанных деяний, выявленных 10.08.2020 и 11.08.2020, несмотря на идентичность квалификации, содержит самостоятельный оконченный состав правонарушения. Поэтому предшествующее привлечение Общества к административной ответственности по статьи 9.11 КоАП РФ (дело N А56-103768/2020) не свидетельствует о нарушении принципа однократности привлечения к административной ответственности за одно и тоже административное правонарушение.
Следовательно, отсутствуют основания для применения пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Этот вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.
С учетом изложенного, оснований для вывода о неоднократности привлечения Учреждения к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения, суд округа не усматривает.
Возможность признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) обоснованно исключена судами ввиду надлежащей оценки значимых вероятных последствий рассматриваемого правонарушения (нарушения непосредственно затрагивают безопасную и бесперебойную работу котельной, обеспечение надежности теплоснабжения, а также несут существенную угрозу безопасности имущества, жизни и здоровью не только для лиц, работающих в вышеуказанных котельных, но и военнослужащих и других граждан, проживающих в непосредственной близости от объектов Минобороны России вышеназванной категории). Частичное устранение нарушений к основаниям, предусматривающим возможность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ отнесено быть не может.
Выводы Отдела и судов основаны на достаточно полном и объективном исследовании обстоятельств дела, сути вменения, его правовой определенности.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 по делу N А56-105740/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.