26 октября 2021 г. |
Дело N А56-77156/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Власовой М.Г. и Нефедовой О.Ю.,
при участии от администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Поповой Н.В. (доверенность от 10.11.2020), от государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" Гребенниковой Е.А. (доверенность от 18.10.2021),
рассмотрев 26.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 по делу N А56-77156/2020,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, адрес: адрес: 188800, Ленинградская область, Выборгский район, город Выборг, Советская улица, дом 12, ОГРН 1054700191391, ИНН 4704063710 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом, адрес: 191124, Санкт-Петербург, Лафонская улица, дом 6, литера А, ОГРН 1037843029498, ИНН 4700000483 (далее - Комитет), об обязании принять в государственную собственность Ленинградской области 22 пожарных гидранта, расположенных на водопроводной сети в городе Выборге Ленинградской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие "Водоканал Ленинградской области", адрес: 188800, Ленинградская область, город Выборг, улица Куйбышева, дом 13, ОГРН 1167847156300, ИНН 4703144282 (далее - Водоканал).
Решением суда от 12.02.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит указанные судебные акты отменить и принять новый - об удовлетворении иска.
Податель жалобы полагает ошибочным вывод судов о недоказанности того, что сети водоснабжения и водоотведения, переданные в собственность Ленинградской области, и спорные гидранты являются сложной вещью и не могут находиться в собственности разных лиц.
От Водоканала поступил отзыв, в котором он возражает против удовлетворения кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, представитель Водоканала против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Комитет надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, областным законом Ленинградской области от 29.12.2015 N 153-оз "О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" (далее - Закон N 153-оз) полномочия органов местного самоуправления городских и сельских поселений Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения отнесены к исполнению Ленинградской области на неопределенный срок.
В соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 29.12.2017 N 753-р в государственную собственность Ленинградской области передано муниципальное унитарное предприятие "Водоканал города Выборга" (правопредшественник Водоканала), а также недвижимое имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, в том числе сети водопровода с находящимися на них пожарными гидрантами.
Как указывает Администрация, на ее балансе отдельно отражено движимое имущество - 22 спорных пожарных гидранта.
Ссылаясь на то, что пожарные гидранты являются составной частью водопроводных сетей, ранее переданных в собственность Ленинградской области, Администрация с целью передачи данных гидрантов в государственную собственность обратилась в Комитет с необходимым пакетом документов.
В ответ на обращение Администрации Комитет сообщил о невозможности принятия пожарных гидрантов в собственность Ленинградской области, сославшись на то, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) относится к вопросам местного значения городского округа, и не согласился с тем, что пожарные гидранты представляют собой часть сложной вещи - водопроводных сетей.
Посчитав решение Комитета незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства и с учетом норм Закона N 153-оз, Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), Закона N 131-ФЗ установил, что пожарный гидрант является источником пожарного водоснабжения, которое оборудуется на сетях пожарного водопровода либо на сетях хозяйственно-бытового, промышленного водопровода в рамках обеспечения органами местного самоуправления первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.
Суд отметил, что полномочия органов местного самоуправления по обеспечению мер первичной пожарной безопасности в части обязанности по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения не перераспределены Ленинградской области, к полномочиям по водоснабжению и водоотведению не относятся и в Федеральном законе от 07.12.2011 N 416 "О водоснабжении и водоотведении" не упоминаются. Таким образом, суд сделал вывод о том, что пожарный гидрант является самостоятельным объектом имущественных прав, имеющим отдельный режим правового регулирования, отличный от режима правового регулирования имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, а субъект Российской Федерации Ленинградская область не имеет полномочий по обеспечению мер первичной пожарной безопасности муниципалитетов. При таких обстоятельствах суд отказал в иске.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав представленные доказательства, а также исследовав вновь представленные документы, согласился с выводами суда первой инстанции. При этом суд отметил, что представленные Администрацией доказательства, в том числе акт экспертизы N 100416, не позволяют прийти к выводу о том, что сети водоснабжения и водоотведения, переданные в собственность Ленинградской области, и спорные пожарные гидранты являются сложной вещью и не могут находиться в собственности разных лиц.
Суд округа не находит оснований для отмены или изменения судебных актов по доводам жалобы.
Вопреки суждению подателя жалобы, тот факт, что в силу части 1 статьи 127 Закона N 123-ФЗ пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения, не означает, что пожарные гидранты в любом случае являются составной частью сетей водоснабжения. Это устанавливается в каждом конкретном случае. Между тем из материалов дела не следует, что в состав водопроводных сетей входят пожарные гидранты.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют доводы, ранее излагавшиеся в процессуальных документах Администрации, и им судами дана оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
С учетом совокупности представленных доказательств суды правомерно отказали в удовлетворении иска.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и процессуальных нарушений, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, не допущено, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 по делу N А56-77156/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства и с учетом норм Закона N 153-оз, Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), Закона N 131-ФЗ установил, что пожарный гидрант является источником пожарного водоснабжения, которое оборудуется на сетях пожарного водопровода либо на сетях хозяйственно-бытового, промышленного водопровода в рамках обеспечения органами местного самоуправления первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.
...
Вопреки суждению подателя жалобы, тот факт, что в силу части 1 статьи 127 Закона N 123-ФЗ пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения, не означает, что пожарные гидранты в любом случае являются составной частью сетей водоснабжения. Это устанавливается в каждом конкретном случае. Между тем из материалов дела не следует, что в состав водопроводных сетей входят пожарные гидранты."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 октября 2021 г. N Ф07-9716/21 по делу N А56-77156/2020