27 октября 2021 г. |
Дело N А05-12802/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А и Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 26.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.06.2021 по делу N А05-12802/2020,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Лесозавод 25", адрес: 163025, г. Архангельск, ул. Постышева, д. 26, ОГРН 1022900521071, ИНН 2928001265 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство), об урегулировании разногласий, возникших при заключении соглашения от 10.02.2020 N 2 о внесении изменений и дополнений в договор аренды лесного участка для заготовки древесины, заключаемого в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, от 13.04.2018 N 2267, путем понуждения ответчика заключить с истцом названное соглашение в части пункта 1.1, абзаца 7 и таблицы приложения N 4 в пункте 1.2 соглашения, пункта 1.2 соглашения в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 30.06.2021 по настоящему делу разногласия урегулированы на следующих условиях:
Пункт 1.1 Соглашения изложить в редакции ответчика:
"Пункты 6, 7 Договора изложить в следующей редакции:
6. Арендная плата по настоящему Договору составляет 9 960 790, 58 руб. в год, в том числе вносимая в федеральный бюджет - 7 196 567, 81 руб. в год.
Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы.
Расчет арендной платы для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, приводится в приложении N 4 к настоящему Договору.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
7. Начисление арендной платы осуществляется с даты заключения настоящего
Договора, в соответствии с пунктом 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".".
Абзац 7 Приложения N 4 Соглашения изложить в следующей редакции:
"В течение 5 (пяти) лет с даты распоряжения министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 01.04.2019 N 345р "О завершении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов закрытого акционерного общества "Лесозавод 25" "Строительство лесопильно - деревообрабатывающего комплекса в Маймаксанском округе г.Архангельска ул.Родионова 25" (с 01.04.2019 по 31.03.2024) при определении минимального размера арендной платы, к сложившейся ставке платы за единицу объема лесных ресурсов (объема лесопользования), применяется понижающий коэффициент - 0,5, в соответствии с требованиями пункта 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Таблицу Приложения N 4 в пункте 1.2 соглашения изложить в редакции ответчика:
Наименование
показателя
Объем лесопользования, м3
Итого
арендная плата,
Примечание
Арендная плата, всего
122 800
9 960 790, 58
минимальный размер
7 196 567, 81
Превышающий размер
2 764 222, 77
в.т.ч.: Сплошные рубки
88 800
8 355 022, 49
минимальный размер
6 032 898, 38
превышающий размер
2 322 124, 11
в.т.ч.:Выборочные рубки
34 000
1 605 768, 09
минимальный размер
1 163 669, 43
превышающий размер
442 098, 66
Арендная плата для объема лесных ресурсов, подлежащих переработке
Арендная плата, всего
31 359
2 170 708, 23
минимальный размер
2 170 708, 23
превышающий размер
-
в.т.ч.: Сплошные рубки
22 748
1 810 854, 54
минимальный размер
1 810 854, 54
превышающий размер
в.т.ч.:Выборочные рубки
8 611
359 853, 69
минимальный размер
359 853, 69
превышающий размер
Арендная плата для объема лесных ресурсов, не подлежащих переработке
Арендная плата, всего
91 441
7 790 082, 35
минимальный размер
5 025 859, 58
превышающий размер
2 764 222, 77
в.т.ч.: Сплошные рубки
66 052
6 544 167, 95
минимальный размер
4 222 043, 84
превышающий размер
2 322 124, 11
в.т.ч.:Выборочные рубки
25 389
1 245 914, 40
минимальный размер
803 815, 74
превышающий размер
442 098, 66
Пункт 2.1 Соглашения исключить."
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции от 30.06.2021 возвращена Министерству, в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока ее подачи.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение им норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, Министерство обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение отменить в части урегулирования разногласий по абзацу седьмому Приложения N 4 пункта 1.2 Соглашения, принять новый судебный акт - об урегулировании разногласий по абзацу седьмому Приложения N 4 пункта 1.2 Соглашения в редакции Министерства.
В обоснование доводов жалобы Министерство указывает, что понижающий коэффициент подлежит применению с даты приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг) от 19.06.2019 о завершении реализации инвестиционного проекта.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества и Министерства, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы в обжалуемой части.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, распоряжением Министерства от 18.05.2017 N 745р утверждена заявка общества на реализацию инвестиционного проекта "Строительство лесопильнодеревообрабатывающего комплекса в Маймаксанском округе г. Архангельска ул. Родионова 25", претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов, со следующими параметрами инвестиционного проекта: общий объем инвестиций 4199,1 млн. руб.; срок реализации инвестиционного проекта - с 2015 по 2018 годы, срок окупаемости инвестиционного проекта - 10 лет. Указанным распоряжением также утвержден перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, и график заключения договоров аренды лесных участков.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) от 05.07.2017 N 2150 инвестиционный проект Общества включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Распоряжением Министерства от 17.03.2020 N 273р изложенный в распоряжении от 18.05.2017 N 745р перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, и график заключения договоров аренды лесных участков изложены в новой редакции. Графиком предусматривается ежеквартальное заключение в период с 2-го квартала 2018 года по 1-й квартал 2025 года договоров аренды лесных участков общей площадью 2 434 652,9 га с общим ежегодным объемом использования лесов 2077,9 тыс. куб. м.
В соответствии с указанным графиком 13.04.2018 между Министерством и обществом заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины, заключаемый в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов N 2167, по которому Обществу предоставлен во временное пользование сроком на 49 лет лесной участок площадью 128 197,1 га, местоположение: местоположение: Архангельская область, Плесецкий район, Плесецкое лесничество, Плесецкое сельское участковое лесничество (уч-к АОЗТ "Красновское") - кв. 1-125; Оксовское участковое лесничество (уч-к Оксовское) кв. 3-9, 15-23, 26-35, 39-42, 44-53, 55-76, 78, 79, 81; Липаковское участковое лесничество (уч-к Липаковское) - кв. N16-22, 36-39, 43-45, 66, 69, 70, 72-87, 89-95, 97-99, 102, 110, 111, 117-119, 122, 138, 142.
В связи с изданием Минпромторгом России приказа от 19.06.2019 N 2116 о завершении инвестиционного проекта Общества, изменением положений постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", связанных определением размера арендной платы, Министерство направило в адрес Общества проект соглашения о внесении изменений и дополнений от 10.02.2020 N 1 в договор аренды лесного участка.
Соглашение Общество подписало с протоколом разногласий от 17.03.2020, в котором предложило свою редакцию пункта 1.1, абзаца 7 Приложения N 4 в пункте 1.1, таблицы Приложения N 4 в пункте 1.2. а также пункта 2 и раздела III (в части банковских реквизитов арендатора).
Министерство с предложенными Обществом условиями не согласилось, в протоколе урегулирования разногласий от 13.04.2020 изложило спорные положения договора в первоначально предложенной редакции.
Суд первой инстанции урегулировал разногласия, возникшие между сторонами при заключении дополнительного соглашения.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как установлено пунктом 1 статьи 424 ГК РФ, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2 статьи 73 ЛК РФ).
Частью 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N 310).
Пунктом 1(1) Постановления N 310 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 (далее - Постановление N 190), действующей с 08.03.2018, предусмотрено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, к объему лесных ресурсов, переработка которых будет осуществляться на созданных или модернизированных лесоперерабатывающих мощностях, применяется понижающий коэффициент 0,5 к утвержденным тем же постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в течение: 3 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не более 750 млн рублей; 5 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 750 млн рублей, но не более 5 млрд рублей; 7 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 5 млрд рублей, но не более 20 млрд рублей; 10 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью более 20 млрд рублей.
Размер арендной платы для иных лесных ресурсов устанавливается в соответствии с абзацем вторым пункта 1(2) настоящего постановления.
Срок предоставления понижающего коэффициента 0,5 осуществляется с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденных актом ввода.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что разногласия между Министерством и Обществом возникли, в том числе, относительно периода применения коэффициента 0,5 к размеру арендной платы, для объема лесных ресурсов, подлежащих переработке.
Обращаясь с кассационной жалобой, Министерство настаивает на том, что началом применения коэффициента 0,5 к арендной плате для объема лесных ресурсов, подлежащих переработке на модернизированных мощностях, следует считать дату издания приказа Минпромторга от 19.06.2019 N 2116 "О завершении реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", которым инвестиционный проект Общества признан завершенным.
Между тем, исчисление срока применения коэффициента 0,5 с указанной даты противоречит положениям пункта 1(1) Постановления N 310.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах, исходя из доводов поданной Министерством кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судом первой инстанции судебного акта в обжалуемой части.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.06.2021 по делу N А05-12802/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.