28 октября 2021 г. |
Дело N А52-3239/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" Рыбакова В.А. (доверенность от 29.12.2020 N 12-2020/02),
рассмотрев 27.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2021 по делу N А52-3239/2020,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А., пом. 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - Общество, ПАО "Россети Северо-Запад"), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области, адрес: 180001, г. Псков, Кузнецкая ул., д. 13, ОГРН 1036000308508, ИНН 6027026536 (далее - Управление, УФАС), от 07.08.2020 N 060/04/9.21-465/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания виде 600 000 руб. штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", адрес: 129515, Москва, ул. Академика Королева, д. 13, стр. 1, ОГРН 1027739456084, ИНН 7717127211 (далее - Предприятие).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 12.04.2021 (с учетом определения об исправлении опечатки от 15.04.2021) оспариваемое постановление УФАС признано незаконным и отменено.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2021 решение суда первой инстанции от 12.04.2021 отменено, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Россети Северо-Запад", ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить постановление от 20.07.2021 и оставить в силе решение от 12.04.2021. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии вины Общества во вменяемом ему правонарушении. ПАО "Россети Северо-Запад" настаивает, что предприняло все возможные меры для соблюдения требований действующего законодательства и проявило должную степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного правонарушения. Кроме того, как указывает Общество, суд апелляционной инстанции не принял во внимание его доводы о возможности снижении размера назначенного штрафа.
В судебном заседании представитель Предприятия возражал против удовлетворения кассационной жалобы Общества.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Управление поступило заявление Предприятия от 21.04.2020 по вопросу отключения электрической энергии на период более 24 часов подряд на следующих объектах телерадиовещания:
- радиотелевизионной станции Сверетово, расположенной по адресу: Псковская обл., Стругокрасненский р-н, д. Сверетово, в период с 17 ч 43 мин 27.10.2019 по 15 ч 29 мин 29.10.2019, в период с 19 ч 29 мин 18.12.2019 по 18 ч 45 мин 20.12.2019;
- радиотелевизионной станции Струги Красные, расположенной по адресу: Псковская обл., Стругокрасненский р-н, д. М.Орлова Гора, в период с 18 ч 23 мин 27.10.2019 по 17 ч 42 мин 29.10.2019;
- радиотелевизионной станции Никольщина, расположенной по адресу: Псковская обл., Печорский р-н, д. Никольщина, в период с 18 ч 11 мин 27.10.2019 по 21 ч 50 мин 29.10.2019.
В общей сложности отключение электроэнергии на объектах телерадиовещания превысило 72 часа в год, что свидетельствует о необеспечении качества энергоснабжения по 3-й категории надежности, по которой подключены объекты Предприятия.
Объекты телерадиовещания подключены к электрическим сетям ПАО "Россети Северо-Запад" в соответствии с договорами об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 28.03.2011 N 634/11 (РТРС Сверетово), от 18.03.2011 N 632/11 (РТРС Никольщина), актом об осуществлении технологического присоединения от 15.10.2017 N 18/17 (РТРС Струги Красные), категория надежности - третья.
На основании обращения Предприятия и представленных им документов Управлением вынесено определение от 16.07.2020 о возбуждении в отношении Общества дела N 060/04/9.21-465/2020 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования УФАС составило в отношении Общества протокол от 30.07.2020 N 060/04/9.21-465/2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а постановлением от 07.08.2020 N 060/04/9.21-465/2020 признало ПАО "Россети Северо-Запад" виновным в совершении данного административного правонарушения и назначило ему наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал незаконным и отменил оспариваемое постановление УФАС по причине отсутствия вины ПАО "Россети Северо-Запад" во вменяемом деянии.
Суд апелляционной инстанции не согласился с указанным выводом суда первой инстанции и отменил принятый им судебный акт, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ПАО "Россети Северо-Запад" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 руб. до 1 000 000 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила N 861).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил N 861 сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
В силу подпункта "г" пункта 15 Правил N 861 сетевая организация обязана в порядке и сроки, установленные договором, информировать потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору.
Согласно пункту 31(6) Правил N 861 для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).
Порядок введения ограничения режима потребления в целях проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства определяется Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442).
Согласно подпункту "з" пункта 2 Правил N 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления.
Выполнение плановых ремонтных работ осуществляется в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание исправного состояния электросетевых объектов и обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств потребителя в зависимости от его категории надежности на основании договоров.
Внеплановые и аварийные ограничения электроснабжения направлены на восстановление исправного состояния электросетевых объектов для предотвращения воздействия на людей опасного производственного фактора, работы по устранению неисправностей, угрожающих нарушением нормальной работы оборудования, а также повреждений в результате воздействия на объекты электросетевого хозяйства неблагоприятных природных явлений (сильный ветер, снегоналипание на провода, падение деревьев), направленных действий сторонних лиц.
Судами двух инстанций установлено, что Обществом превышена допустимая продолжительность отключений электроэнергии.
За согласованием более длительных относительно установленных пунктом 31 (6) Правил N 861 сроков для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства Общество в органы Ростехнадзора не обращалось.
Исследуя вопрос о наличии вины ПАО "Россети Ленэнерго" в совершении административного правонарушения, суд первой инстанции принял во внимание доводы заявителя о том, что соблюдению Правил N 861 препятствовали неблагоприятные метеорологические явления, осложнившие аварийно-восстановительные работы.
Суд первой инстанции, оценив представленные Обществом сведения из оперативного журнала ПАО "Россети Ленэнерго", справки Псковского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 01.11.2019 N 60/04/482, от 25.12.2019 N 60/04/573, а также сообщения средств массовой информации, пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждаются массовые отключения на линиях электропередач в рассматриваемый период, в том числе, и на объектах Предприятия в связи с неблагоприятными погодными условиями.
Приняв во внимание объем работ, который был выполнен Обществом для восстановления электроснабжения как собственными силами так и привлеченными организациями, суд первой инстанции посчитал, что в рассматриваемом случае ПАО "Россети Ленэнерго" были приняты все зависящие от него меры по восстановлению энергоснабжения на вышеуказанных объектах в кратчайшие сроки, что свидетельствует об отсутствии вины Общества в совершении вменяемого ему правонарушения.
Апелляционный суд не согласился с такими выводами суда первой инстанции, отметив, что сам по себе аварийный характер отключения электроснабжения в спорные периоды не свидетельствует об отсутствии вины заявителя в совершении рассматриваемого правонарушения и наличии обстоятельств, находящихся вне контроля заявителя, объективно препятствовавших соблюдению требований Правил N 861.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что достоверно установить относимость сведений о погодных условиях в Псковской области к конкретным местам аварий, повлекших отключение электроснабжения объектов Предприятия, не представляется возможным; причины отключения электроснабжения не обосновывают длительность проведения Обществом работ по восстановления подачи электроэнергии на объекты Предприятия.
Судом апелляционной инстанции также отмечено, что ПАО "Россети Северо-Запад" не обращалось в Ростехнадзор за согласованием более длительных относительно установленных пунктом 31 (6) Правил N 861 сроков для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства.
Несогласование с органом Ростехнадзора отключений электроэнергии объектов Предприятия, как это предусмотрено Правилами N 861, является недопустимым, так как такие действия, как верно указал суд апелляционной инстанции, влекут за собой нарушение прав третьих лиц (потребителей) на бесперебойное получение соответствующей услуги надлежащего качества в необходимом объеме.
В связи с этим приведенные судом первой инстанции аргументы относительно неблагоприятных погодных условий не подтверждают необходимым и достаточным образом наличие обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения заявителем требований законодательства, на что обоснованно обращено внимание апелляционного суда.
Поскольку ПАО "Россети Северо-Запад" документы, подтверждающие, что нарушение Обществом положений подпунктов "а", "г" пункта 15, пункта 31 (6) Правил N 861 вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заявителя, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалось от него в целях надлежащего исполнения обязанностей предусмотренных данными Правилами, не представило, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.
Существенных процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, Управлением не допущено; срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Управление назначило наказание в минимальном размере санкции вменяемой статьи, что соответствует требованиям соразмерности, справедливости и индивидуализации; исключительных оснований для снижения размера штрафа в порядке частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным им обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2021 по делу N А52-3239/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку ПАО "Россети Северо-Запад" документы, подтверждающие, что нарушение Обществом положений подпунктов "а", "г" пункта 15, пункта 31 (6) Правил N 861 вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заявителя, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалось от него в целях надлежащего исполнения обязанностей предусмотренных данными Правилами, не представило, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.
Существенных процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, Управлением не допущено; срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Управление назначило наказание в минимальном размере санкции вменяемой статьи, что соответствует требованиям соразмерности, справедливости и индивидуализации; исключительных оснований для снижения размера штрафа в порядке частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции не установлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 октября 2021 г. N Ф07-15247/21 по делу N А52-3239/2020