01 ноября 2021 г. |
Дело N А56-1495/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Устюжанина-Андреева М.В. (доверенность от 07.07.2021 N 387),
рассмотрев 27.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 по делу N А56-1495/2021,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д.12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - ГУП "ТЭК СПб", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - УФАС, Управление) от 14.10.2020 по жалобе N Т02-731/20.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ария ТВ" (далее - ООО "Ария ТВ", Общество).
Решением суда от 19.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.06.2021, Предприятию в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, Предприятие просит отменить решение и постановление, ссылается на то, что им в полной мере соблюден принцип информационной открытости, поскольку в ответ на обращение Общества (письмо от 02.10.2020 N 514) заказчик 05.10.2020 представил участнику подробное описание оснований для отклонения заявки с указанием каждой из позиций Формы N 17, которые были заполнены не в соответствии с требованиями Документации о закупке. По мнению подателя жалобы, поскольку заявка не соответствовала требованиям Документации и на законных оснований была отклонена, такие недостатки в оформлении протокола (при наличии соответствующих разъяснений) права участника не нарушили.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы жалобы.
УФАС и ООО "Ария ТВ", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили; кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 17.09.2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет ГУП "ТЭК СПб" опубликовало извещение N 32009503422 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по монтажу систем видеонаблюдения на объектах Предприятия; начальная (максимальная) цена договора - 6 663 727руб.20 коп.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП "ТЭК СПб" (далее - Положение о закупках), версия 27 от 01.06.2020, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке (далее - Документация).
ООО "Ария ТВ" 25.09.2020 подало заявку на участие в конкурсе (порядковый номер заявки 2).
По результатам рассмотрения первых частей заявок 01.10.2020 опубликован протокол N 473/1, согласно которому комиссия заказчика принимает решение о том, что заявка N 2 не соответствует требованиям, установленным Документацией, обоснование решение отказа в допуске: "На основании пункта 13 Документации
- несоответствие сведений о товарах в заявке участника требованиям документации о закупке.
- не предоставление сведений о товарах, предусмотренных документацией о закупке".
ООО "Ария ТВ" направило в УФАС жалобу (вх. N 36486-ЭП/20 от 07.10.2020), в которой указало на неправомерные действия организатора торгов по отклонению заявки Общества от участия в закупке.
По результатам рассмотрения жалобы N Т02-731/20 УФАС вынесло решение от 14.10.2020, согласно которому признало жалобу ООО "Ария ТВ" на действия комиссии организатора торгов ГУП "ТЭК СПб" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по монтажу систем видеонаблюдения на объектах Предприятия (извещение N 32009503422) обоснованной (пункт 1), признало в действиях комиссии организатора торгов ГУП "ТЭК СПб" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по монтажу систем видеонаблюдения на объектах ГУП "ТЭК СПб" (извещение N 32009503422) нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 3 части 13 статьи 3.2, части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в неразмещении предусмотренных законом сведений в содержании протокола, составляемого в ходе осуществления конкурентной закупки, допущенное путем неуказания в Протоколе рассмотрения первых частей заявок от 01.10.2020 N 473/1 оснований отклонения заявки ООО "Ария ТВ" на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует заявка Общества (пункт 2); решила не выдавать комиссии организатора торгов ГУП "ТЭК СПб" предписание об устранении выявленных нарушений ввиду того, что допущенное нарушение не повлияло на итоги закупки (пункт 3) и передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений (пункт 4).
Не согласившись с решением УФАС, ГУП "ТЭК СПб" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у антимонопольного органа в данном случае правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
Порядок проведения закупок отдельными видами юридических лиц, а также оспаривание их результатов регламентированы положениями Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Как указано в части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики в том числе, руководствуются такими принципами как информационная открытость закупки (пункт 1) и равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2).
Закупочная деятельность заказчика осуществляется в соответствии с положением о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 указанного Федерального закона.
Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика (часть 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с пунктами 2 и 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;
4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);
5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;
6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
Рассматривая жалобу ООО "Ария ТВ", комиссия УФАС удостоверилась в том, что заполненная Обществом форма N 17 была действительно составлена с нарушением Документации, что и явилось основанием для отклонения заявки.
Однако, рассмотрев протокол рассмотрения первых частей заявок от 01.10.2020 N 473/1, комиссия УФАС также установила, что в протоколе не приведены основания отклонения заявки Общества на участие в закупке с указанием положений Документации о закупке, которым не соответствует заявка данного участника.
Так, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 01.10.2020 N 473/1, закупочной комиссией Предприятия принято решение отклонить от участия в закупке заявку N2 (ООО "Ария ТВ") со следующим пояснением:
"На основании п. 13 Документации
- несоответствие сведений о товарах в заявке участника требованиям документации о закупке.
- не предоставление сведений о товарах, предусмотренных документацией о закупке".
Таким образом, в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 01.10.2020 N 473/1 закупочной комиссией Предприятия не приведены основания отклонения заявки на участие в закупке Общества с указанием положений Документации о закупке, которым не соответствует заявка участника, что не соответствует принципу информационной открытости закупки.
Как правильно указали суды, последующее объяснение оснований отклонения заявки в письме Предприятия от 05.10.2020 не исключает нарушения со стороны его закупочной комиссии вышеуказанных положений Закона N 223-ФЗ, допущенных при составлении протокола рассмотрения первых частей заявок от 01.10.2020 N 473/1, поскольку подпункт "б" пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ содержит прямое указание на нарушение комиссией организатора торгов законодательства, когда протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), не содержит оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений Документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая закупка.
При изложенных обстоятельствах суды двух инстанций обоснованно сочли правомерным вывод УФАС о наличии в действиях комиссии организатора торгов ГУП "ТЭК СПб" нарушений пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 3 части 13 статьи 3.2, части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, допущенных при проведении процедуры закупки.
Поскольку антимонопольный орган привел доводы в обоснование законности своего решения не только по форме, но и по содержанию, означенные доводы (с учетом представленных Предприятием возражений) были тщательно рассмотрены судами двух инстанций.
Выводы судов двух инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 по делу N А56-1495/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Возвратить государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д.12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028) из федерального бюджета РФ 1 500 руб. государственной пошлины излишне уплаченной по платежному поручению от 08.04.2021 N 8212.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как правильно указали суды, последующее объяснение оснований отклонения заявки в письме Предприятия от 05.10.2020 не исключает нарушения со стороны его закупочной комиссии вышеуказанных положений Закона N 223-ФЗ, допущенных при составлении протокола рассмотрения первых частей заявок от 01.10.2020 N 473/1, поскольку подпункт "б" пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ содержит прямое указание на нарушение комиссией организатора торгов законодательства, когда протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), не содержит оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений Документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая закупка.
При изложенных обстоятельствах суды двух инстанций обоснованно сочли правомерным вывод УФАС о наличии в действиях комиссии организатора торгов ГУП "ТЭК СПб" нарушений пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 3 части 13 статьи 3.2, части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, допущенных при проведении процедуры закупки."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 ноября 2021 г. N Ф07-14092/21 по делу N А56-1495/2021