08 ноября 2021 г. |
Дело N А56-114370/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Аникиной Е.А.,
рассмотрев 08.11.2021 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 по делу N А56-114370/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение", адрес: 197110, Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, д. 24, лит. А, ОГРН 1047855099170, ИНН 7838306818 (далее - Общество, АО "Газпром газораспределение"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, адрес: 414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д. 47, ОГРН 1023000863390, ИНН 3015011410 (далее - Управление), от 26.11.2020 о назначении административного наказания по делу N 030/04/9.21-986/2020 об административном правонарушении, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 26.11.2020 по делу N 030/04/9.21-986/2020
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 26.02.2021 принятым путем подписания резолютивной части, в удовлетворении заявленных требований отказано. Мотивированное решение арбитражного суда изготовлено 18.03.2021.
Постановлением апелляционного суда от 01.07.2021 решение суда первой инстанции отменено, постановление Управления от 26.11.2020 о назначении административного наказания по делу N 030/04/9.21-986/2020 признано незаконным. Дополнительным постановлением апелляционного суда от 23.08.2021 признано незаконным и отменено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 26.11.2020 по делу N 030/04/9.21-986/2020.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 01.07.2021, оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2021.
В обоснование кассационной жалобы Управление указывает, что действия АО "Газпром газораспределение", выразившиеся в требовании от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Газпром газораспределение" возражает против доводов указанных в кассационной жалобе, просит принятый постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Соколова Е.А. в отзыве поддерживает позицию антимонопольного органа.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ судьей кассационной инстанции единолично без вызова сторон.
Как следует из обжалуемых судебных актов, в Управление поступила жалоба Соколовой Е.А. (исх. от 29.12.2020 N 12-03-62/2206ПД) на действия Общества, выразившиеся в нарушении порядка подключения (технологического присоединения) объекта по адресу: г. Астрахань, Советский район, с/т "Авангард" ССЗ 30 лет Октября, на земельном участке N 222 с кадастровым номером 30:12:032097:47, к сети газораспределения.
В ходе рассмотрения жалобы Управление установило, что между АО "Газпром газораспределение" (исполнителем) и Соколовой Е.А. (заявителем) заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения от 20.11.2019 N ТП-АСГ-419/19, согласно условиям которого исполнитель принимает на себя обязательство по подключению технологическому присоединению индивидуального жилого дома, принадлежащего заявителю, к сети газораспределения в соответствии с условиями договора.
Согласно пункту 3 договора о срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 274 дня со дня заключения настоящего договора.
Письмом от 07.08.2020 Соколова Е.А. уведомила АО "Газпром газораспределение" о выполнении с ее стороны мероприятий, предусмотренных техническими условиями, и предложила Обществу 13.08.2020 провести мониторинг.
Общество 19.08.2020 провело мониторинг выполнения Соколовой Е.А. технических условий, по результатам которого составлен акт осмотра объекта капитального строительства на предмет наличия строительной готовности сети газопотребления.
В процессе осмотра выявлено, что объект капитального строительства (жилой дом) на участке не построен; признаки создания сети газопотребления визуально имеются; беспрепятственный доступ на территорию участка собственником обеспечен; вместе с тем, Общество установило, что проектная и исполнительная (техническая) документация на сеть газопотребления отсутствуют.
Ввиду отсутствия указанной документации акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) составлен не был.
Усматривая в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, определением от 27.08.2020 в отношении Общества возбуждено производство по делу N 030/04/9.21-986/2020 об административном правонарушении.
Управлением 20.10.2020 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по делу N 030/04/9.21-986/2020.
По результатам рассмотрения дела 26.11.2020 Управлением вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 030/04/9.21-986/2020 об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Посчитав указанные постановление и представление незаконными, Общество оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал доказанным в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Апелляционный суд пришел к выводу о недоказанности антимонопольным органом события вменяемого правонарушения, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленное Обществом требование.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, а также проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к газораспределительным сетям.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к газораспределительным сетям требований нормативных актов.
Исходя из содержания оспариваемого постановления, Обществу вменяется нарушение порядка подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, расположенного по адресу: г. Астрахань, Советский район, с/т "Авангард" ССЗ 30 лет Октября, на земельном участке N 222 с кадастровым номером 30:12:032097:47, к сети газораспределения.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, регламентирован Правилами N 1314.
В силу пункта 3 Правил N 1314 (в редакции, действовавшей в спорный период) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке: а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения; б) выдача технических условий; в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения; г) заключение договора о подключении; д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении; е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713.
На основании пункта 62 Правил N 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных данными Правилами.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 83 Правил N 1314 технические условия являются существенным условием договора о подключении.
Пунктом 75 Правил N 1314 предусмотрено, что технические условия содержат следующую информацию: а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение); б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько); в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе; г) обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 98 Правил N 1314 Общество обязано осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения), но не ранее подписания акта о готовности.
Согласно подпункту "а" пункта 100 Правил N 1314 заявитель обязан выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению.
Во исполнение данной нормы в абзаца пятого 5 пункта 7 договора включена обязанность заявителя обеспечить создание сети газопотребления на принадлежащем Заявителю земельном участке от точки подключения до газоиспользующего оборудования.
Пунктом 97 Правил N 1314 предусмотрено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя, в том числе мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий.
В силу подпункта "б" пункта 98 Правил N 1314 исполнитель обязан осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения".
Согласно подпункту "н" пункта 83 Правил N 1314 договор о подключении должен содержать в качестве существенного условия порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга.
Из содержания приведенных норм следует, что список требований Правил N 1314 к техническим условиям, выдаваемым исполнителем, не является исчерпывающим.
В связи с вышеперечисленными правовыми нормами пункта 12 договора предусмотрен порядок осуществления Обществом мониторинга выполнения заявителем технических условий, который включает в себя получение от заявителя информации об исполнении предусмотренных пунктом 7 договора мероприятий посредством телефонной связи, проведение мониторинга и направление рекомендации при получении письменного запроса, составление и подписание акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению.
В рассматриваемом случае судами и антимонопольным органом установлено, подтверждено материалами дела, что заявка потребителя была направлена в отношении жилого дома, удовлетворяющего требованиям части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, разработка проектной документации, в том числе в отношении сети газопотребления, являющейся неотъемлемой частью жилого дома, в обязательном порядке не требуется.
Как следует из материалов дела, 07.08.2020 Соколова Е.А. уведомила Общество о выполнении технических условий.
С целью проверки выполнения Соколовой Е.А. технических условий и составления акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования, сотрудниками АО "Газпром газораспределение Астрахань" 19.08.2020 осуществлен осмотр объекта капитального строительства, принадлежащего Заявителю.
По результатам составлен Акт осмотра объекта капитального строительства на предмет наличия строительной готовности сети газопотребления в котором, в том числе, указано на отсутствие проектной и исполнительно-технической документации на сети газопортебления, проектной документации на жилой дом.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 100 Правил N 1314 заявитель действительно обязан при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с подпунктом "б" пункта 98 настоящих Правил представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации).
Однако, перечень информации, которую должны содержать технические условия, установленный пунктом 75 Правил N 1314, не содержит указаний на необходимость включения в технические условия требований, предусмотренных ведомственными нормативными актами.
Следовательно, разработка проектной документации и проверка соответствия построенных объектов техническим регламентам не являются обязательными при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более трех, предназначенных для проживания одной семьи), т.е., при проведении мониторинга исполнения заявителем технических условий исполнитель не вправе требовать у заявителя предоставления документов, не предусмотренных Правилами N 1314.
Согласно пункту 104 Правил N 1314, запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими правилами.
Доводы Общества о том, что потребность разработки такой документации обусловлена необходимостью соблюдения требований безопасности подлежат отклонению, поскольку в соответствии с подпунктом б пункта 98 Правил N 1314 заявитель обязан проверить выполнение третьим лицом технических условий о присоединении.
Непосредственно пуск газа осуществляется только после проверки готовности сетей газопотребления, в том числе на предмет соблюдения правил безопасности при использовании газового оборудования после подписания газораспределительной организацией с потребителем акта о готовности сетей газопотребления.
При этом действующим законодательством не предусмотрена возможность проверки фактического соответствия сетей газопотребления правилам безопасности исключительно только при наличии проекта газоснабжения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование Общества к потребителю о необходимости осуществления мероприятий по подготовке проектной документации, не соответствующее статье 48 ГрК РФ, является нарушением подпункта б пункта 97, пункта 104 Правил N 1314.
Таким образом, факт совершения Обществом административного правонарушения установлен Управлением и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Признавая наличие вины заявителя в совершенном правонарушении, суд в соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП РФ исходил из того, что Обществом не были приняты все необходимые меры для исполнения требований законодательства, при этом не представлено доказательств объективной невозможности соблюдения нарушенных правил и норм. АО "Газпром газораспределение", являясь субъектом предпринимательской деятельности, профессиональным участником товарного рынка по транспортировке газа, должно быть осведомлено о том, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, влечет за собой административную ответственность. Согласно приведенной норме именно Общество как профессиональный хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных последствий в результате нарушений требований действующего законодательства.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, является обоснованным.
Нарушений процедуры и срока давности привлечения Общества к административной ответственности не установлено.
Суд первой инстанции учел характер совершенного Обществом правонарушения и пришел к выводу о соразмерности назначенного административного наказания допущенному нарушению. Признаков, характеризующих совершенное правонарушение как малозначительное и влекущих необходимость применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а также наличие оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ о снижении штрафа не установлено; административный штраф назначен в размере санкции нормы части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции, которое, с учетом конкретных обстоятельств дела, соответствует нормам материального и процессуального права.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений (пункт 5 части 1 статьи 287 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 по делу N А56-114370/2020 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2021 по настоящему делу оставить в силе.
Судья |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая наличие вины заявителя в совершенном правонарушении, суд в соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП РФ исходил из того, что Обществом не были приняты все необходимые меры для исполнения требований законодательства, при этом не представлено доказательств объективной невозможности соблюдения нарушенных правил и норм. АО "Газпром газораспределение", являясь субъектом предпринимательской деятельности, профессиональным участником товарного рынка по транспортировке газа, должно быть осведомлено о том, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, влечет за собой административную ответственность. Согласно приведенной норме именно Общество как профессиональный хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных последствий в результате нарушений требований действующего законодательства.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, является обоснованным.
...
Суд первой инстанции учел характер совершенного Обществом правонарушения и пришел к выводу о соразмерности назначенного административного наказания допущенному нарушению. Признаков, характеризующих совершенное правонарушение как малозначительное и влекущих необходимость применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а также наличие оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ о снижении штрафа не установлено; административный штраф назначен в размере санкции нормы части 1 статьи 9.21 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 ноября 2021 г. N Ф07-13184/21 по делу N А56-114370/2020
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13184/2021
23.08.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10887/2021
01.07.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10887/2021
18.03.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-114370/20