10 ноября 2021 г. |
Дело N А42-8549/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бобарыкиной О.А. и Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев 10.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фикс прайс Североморск 2" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2021 по делу N А42-8549/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управление отходами", адрес: 117447, Москва, ул. Большая Черемушкинская, д. 13, стр. 4, эт. 2, пом. II, ком. 1, 3, 4, ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фикс прайс Североморск 2", адрес: 184606, Мурманская обл., г. Североморск, ул. Адмирала Головко, д. 2, ОГРН 1195190000565, ИНН 5110007110 (далее - Общество), о взыскании (с учетом уточнения требований) 102 259 руб. 57 коп. задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с августа по декабрь 2019 года и 161 734 руб. 24 коп. за период с 01.01.2020 по 31.08.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен индивидуальный предприниматель Уклеев Евгений Александрович.
Решением суда от 29.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.07.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы полагает, что Управлением нарушена процедура заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, поэтому договоры не могут считаться заключенными; факт оказания услуг не доказан, Обществом услуги не принимались, соответствующие документы не получались и не подписывались. Также Общество не согласно с расчетом стоимости услуг исходя из указанного Управлением объема.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителе в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управление является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Мурманской области на основании соглашения от 10.01.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области.
Управление осуществляет деятельность с 01.01.2019.
Общество в спорный период арендовало нежилое помещение площадью 272,2 кв.м, используемое для размещения магазина и помещения офиса.
Как указывает Управление, публичная оферта на оказание услуг по обращению с ТКО впервые была опубликована 08.02.2018 в печатном издании "Мурманский вестник", а также размещена на официальном сайте Управления в сети Интернет; управление также направляло Обществу проекты договоров на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.08.2019 N 86/312/0002417 на 2019 год и N 86/312/0002417/001 на 2020 год, которые ответчик не подписал и в адрес регионального оператора не возвратил. В связи с этим Управление считает, что сторонами заключен договор на условиях типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Постановление N 1156).
Согласно пункту 1 типового договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 6 типового договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Истец выставил ответчику счета на оплату услуг, оказанных в спорный период и универсальные передаточные документы.
Ссылаясь на наличие задолженности по оплате оказанных услуг, оставление без удовлетворения претензий от 15.09.2020, а также то, что в период оказания услуг претензий по их качеству и объему в адрес регионального оператора не поступало, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили требования, признав их обоснованными по праву и по размеру.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы Общества, кассационная инстанция приходит к следующему.
На основании пункта 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор является основанием для возникновения обязательства.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В обоснование заявленных требований Управление представило в материалы дела копии проектов договоров, счета на оплату услуг, универсальные передаточные документы.
Тот факт, что Управление в спорный период производило вывоз ТКО, ответчик не оспаривал. В то же время отрицал факт получение проектов договоров, а также документов для оплаты оказанных услуг. Также Общество возражало относительно определенных истцом объемов оказанных услуг и их стоимости.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением N 1156 (далее - Правила N 1156), устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО.
В силу пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) названных Правил.
Согласно подпункту "в" пункта 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8(4) указанного раздела Правил N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В силу пункта 8(12) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
В рассматриваемом случае с момента опубликования публичной оферты и утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО Обществу как собственнику ТКО, имеющему объект на территории Мурманской области, было известно о дате начала оказания услуг по обращению с ТКО и об условиях их оказания.
Материалами дела подтверждается, что проекты договоров на 2019 и 2020 годы были направлен Обществу и получены его представителем, что подтверждается представленными в материалы дела почтовыми уведомлениями.
Поскольку потребитель не направил истцу подписанные экземпляры договора на оказание услуг по обращению с ТКО, Управление правильно полагает, что договоры считаются заключенными на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проектах договоров.
Тот факт, что региональный оператор сформировал счета для оплаты услуг и универсальные передаточные документы лишь в августе 2020 года, не освобождает Общество от их оплаты.
Доказательств того, что в спорный период Общество не нуждалось в услугах по вывозу ТКО, в материалах дела не имеется.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из: - нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; - количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения. Аналогичные условия содержатся в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами N 1156.
В соответствии с правовой позицией, приведенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54, при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505).
На основании пункта 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В рассматриваемом случае нормативы накопления ТКО в Мурманской области установлены постановлением Правительства Мурманской области от 03.05.2018 N 192-ПП/4 (редакция от 18.12.2018) "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Мурманской области" (далее - Постановление N 192-ПП/4).
Так, Постановлением N 192-ПП/4 установлено, что в целях ведения расчетов по обращению с ТКО на территории Мурманской области коммерческий учет ТКО необходимо осуществлять расчетным путем исходя из: - количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; - нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
В частности, норматив накопления ТКО для объектов торговли (с торговым залом) составляет 1,04 куб.м/год на 1 кв.м площади помещения (пункт 4 Постановления N 192-ПП/4).
Именно такой норматив накопления ТКО применен истцом в расчете.
Согласно части 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (часть 3 статьи 71 АПК РФ). Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4 статьи 71 АПК РФ).
Суд первой инстанции, оценив представленные истцом и ответчиком доказательства, признал услуги на заявленную в иске сумму оказанными. Суд отметил, что в спорный период у Общества отсутствовал в собственности или на ином законом основании индивидуальный контейнер, установленный в местах накопления ТКО, не обремененный правами третьих лиц, маркировка которого позволяла бы идентифицировать принадлежность контейнера Обществу.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции также отклонил возражения ответчика.
Учитывая изложенное, вывод судов о том, что объем ТКО и, как следствие соответствующая стоимость услуг, должны определяется в соответствии с вышеуказанными нормативными положениями, а не фактическими потребностями Управления, является правомерным и соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены судебных актов, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств и отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2021 по делу N А42-8549/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фикс прайс Североморск 2" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией, приведенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54, при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505).
На основании пункта 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 ноября 2021 г. N Ф07-14458/21 по делу N А42-8549/2020