09 ноября 2021 г. |
Дело N А56-63299/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Серовой В.К., Старченковой В.В.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Кирдеевой Н.А. (доверенность от 09.08.2021 N 431), от Жилищного комитета Прошина А.Н. (доверенность от 13.01.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2021 по делу N А56-63299/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета адрес: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет), о взыскании 13 169 руб. 81 коп. убытков в виде разницы в тарифах на тепловую энергию, поставленную в период с сентября по декабрь 2017 года по договору от 01.10.2008 N 8881.036.1, а также 306 464 руб. 77 коп. убытков в виде разницы в тарифах на тепловую энергию, поставленную в ноябре 2018 года по договору от 01.04.2019 N 3398.34.037.5.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Строительные системы" (далее - ООО "Строительные системы") и общество с ограниченной ответственностью "Нева-Сервис" (далее - ООО "Нева-Сервис").
Решением от 14.04.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.07.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 14.04.2021 и постановление апелляционного суда от 07.07.2021, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, Предприятие не доказало объем поставленной тепловой энергии, в отношении которого взыскивается задолженность по субсидии, а также не представило акты сверки объемов тепловой энергии, согласованные с исполнителем коммунальных услуг и подтверждающие обоснованность заявленных к взысканию сумм. Суд первой инстанции нарушил право ответчика на участие в судебном заседании, поскольку судебное разбирательство отложено на 09.02.2021 на 12 час 30 мин., в то время как решение вынесено в 12 час 05 мин.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, кроме довода о процессуальном нарушении, допущенном судом первой инстанции. Представитель Предприятия возражал против удовлетворения жалобы.
Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (энергоснабжающая организация) и ООО "Строительные системы" (абонент) заключили договор о теплоснабжении в горячей воде от 01.10.2008 N 8881.036.1 (далее - Договор от 01.10.2008), по которому энергоснабжающая организация обязалась поставлять тепловую энергию, теплоноситель, а абонент - оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель.
Согласно пункту 1.1 Договора энергоснабжающая организация подает абоненту тепловую энергию по адресу: Тихорецкий пр., д. 22/13, лит. А (далее - МКД).
Во исполнение Договора от 01.10.2008 в период с сентября по декабрь 2017 года Предприятие поставило в МКД, тепловую энергию на общую сумму 281 276 руб. 67 коп., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 188 997 руб. 72 коп., по разнице в тарифах - на сумму 13 169 руб. 81 коп.
Предприятие (энергоснабжающая организация) и ООО "Нева-сервис" (исполнитель) заключили договор об оплате потребленной тепловой энергии от 01.04.2019 N 3398.34.037.5 (далее - Договор от 01.04.2019), по которому исполнитель обязался своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию (коммунальный ресурс), поставленную по адресу: Санкт-Петербург, Туристская ул., д. 15, корп. 1, лит. А (далее - МКД), обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Во исполнение Договора от 01.04.2019 в ноябре 2018 года Предприятие поставило в МКД, тепловую энергию на общую сумму 943 658 руб. 26 коп., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 637 193 руб. 49 коп., по разнице в тарифах - на сумму 306 464 руб. 77 коп.
Общая стоимость тепловой энергии, поставленной по тарифу для населения по двум абонентам - ООО "Строительные системы" и ООО "Нева-сервис", составляет 319 634 руб. 58 коп.
Комитет и Предприятие (получатель субсидий) заключили договор о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов от 25.01.2019 N 1-ВВД (далее - Соглашение), согласно которому получателю субсидий из бюджета Санкт-Петербурга в 2019 году предоставляются субсидии в целях компенсации выпадающих доходов, связанных с применением льготных тарифов на тепловую энергию за период с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года и с января 2017 года по ноябрь 2018 года.
Письмами от 30.04.2020 N 05-14/19061, от 25.05.2020 N 05-14/22678 Предприятие обратилось к Комитету с просьбой выделить недополученные денежные средства в виде субсидии на возмещение выпадающих доходов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, приложив копии актов сверки объемов теплопотребления. Претензии оставлены Комитетом без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что за спорный период Комитет не предоставил из бюджета Санкт-Петербурга в полном объеме субсидии на возмещение разницы в тарифах, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в спорный период во исполнение Договоров Предприятие поставило в многоквартирные дома, находящиеся в управлении третьих лиц, тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Поскольку коммунальными услугами в данном случае обеспечивалось население многоквартирных домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы" и от 19.12.2016 N 249-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2017 год" (далее - Распоряжение N 249) истцу установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2017 N 240-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2018 год", а также названным выше Распоряжением от 19.12.2016 N 249-р установлены тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, на 2017 - 2018 годы.
Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Порядок предоставления субсидий за спорный период регламентирован постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2016 N 1258 "О порядке предоставления в 2017 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2017 N 1174 "О порядке предоставления в 2018 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов", согласно которым разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирного дома и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
Согласно положениям указанных постановлений объемы тепловой энергии, применяемые для расчета размера субсидий определяются на основании актов сверок.
Предоставление субсидий осуществляется на основании ежемесячных отчетов получателей субсидий по форме, утверждаемой Комитетом. Формирование отчетов получателями субсидий осуществляется на основании данных, указанных в актах сверок с потребителями либо в судебных актах.
Как видно из материалов дела, Предприятие направило в адрес Комитета письма-претензии от 30.04.2020 N 05-14/19061, от 25.05.2020 N 05-14/22678 о предоставлении субсидий с приложением актов сверки объемов потребленной тепловой энергии за период с сентября по декабрь 2017 года и в ноябре 2018 года. При этом в письме-претензии от 30.04.2020 N 05-14/19061 Предприятие пояснило, что к претензии приложен акт сверки N 3, составленный после подписания акта сверки N 2, (по которому выплачены субсидии) и проведения корректировки объемов теплопотребления по причине перераспределения тепловых нагрузок в связи с выделением в отдельный договор нежилых помещений. Акт сверки N 3 согласован истцом с ООО "Строительные системы" через электронную систему СБИС.
В претензии от 25.05.2020 N 05-14/22678 Предприятие пояснило, что акты сверки не были возвращены абонентом и не подписаны ООО "Нева-сервис", в связи с чем объем потребленной в спорный период тепловой энергии определен исходя из фактического объема тепловой энергии по данным Предприятия.
Из материалов деле следует, что в дальнейшем ООО "Нева-Сервис" подписало акт сверки за ноябрь 2018 года без разногласий.
В обоснование объема поставленной тепловой энергии Предприятие представило расчет, счета-фактуры и акты сверок.
Третьи лица, участвуя в настоящем деле, возражений по объему ресурса, поставленного в спорный период, не представили.
Комитет контррасчет задолженности также не представил, документально расчет истца не опроверг, доказательств, свидетельствующих о том, что тепловая энергия поставлена в ином объеме, не представил.
Признав документально подтвержденными объемы теплопотребления третьих лиц за спорный период, суды двух инстанций обоснованно удовлетворили иск.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2021 по делу N А56-63299/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 ноября 2021 г. N Ф07-15147/21 по делу N А56-63299/2020