11 ноября 2021 г. |
Дело N А56-118171/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от Центрального Банка Российской Федерации Красёхиной Г.А. (доверенность от 02.03.2021 N ДВР21-Т2/24 бланк 78АБ 9874471),
рассмотрев 10.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Малая комплексная энергетика" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по делу N А56-118171/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Малая комплексная энергетика", адрес: 152612, Ярославская обл., г. Углич, Ленинское шоссе, д. 7Б, ОГРН 1117612001100, ИНН 7612043797 (далее - АО "МКЭ", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Северо-Западном федеральном округе Центрального Банка Российской Федерации, адрес: 107016, Москва, Неглинная ул., д.12, ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133 (далее - Управление) от 02.10.2020 N С59-5-18/12120 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.05.2021, Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "МКЭ" просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новое решение о незаконности оспариваемого предписания как неисполнимого, а равно нарушающего его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности в виде неправомерного понуждения к исполнению незаконных требований Банка. При этом в обоснование названного утверждения Общество ссылается на то, что получив запрос акционера, по объективным причинам не могло ответить с достоверностью об отсутствии/наличии в своем распоряжении испрашиваемых документов, поскольку ранее акционер являлся его управляющей компанией; указывает на то, что исключенная им из представленных документов информация была изъята в виду положений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"; Управлением необоснованно отказано в ходатайстве о продлении срока исполнения предписания и дано неполное разъяснение порядка его исполнения; по мнению Общества, необходимость соблюдения требования по обращению персональных данных и надежности защиты информации в отношении конкретных лиц (сотрудников организации) в интерпретации Управления возлагает на организацию дополнительную финансовую нагрузку и влияет на деловую репутацию.
Как на основание для отмены судебных актов податель жалобы обращает внимание на необоснованное расширение сроков и меры административного воздействия, выразившиеся в проведении проверки с существенным нарушением пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В судебном заседании представитель Банка не согласился с жалобой по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Суд округа не нашел оснований для удовлетворения ходатайства Общества об отложении рассмотрения кассационной жалобы.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 24.12.2019 в АО "МКЭ" поступило требование акционерного общества "Ярославская генерирующая компания" (далее - АО "ЯГК", акционер), владеющего 43,89% голосующих акций Общества о предоставлении за период с 01.12.2016 и "по настоящее время" (далее - Период) по адресу фактического местонахождения акционера: г. Ярославль, ул. Победы, д. 37 копий следующих документов Общества:
- всех утвержденных штатных расписаний с приложением приказов об их утверждении;
- всех "штатных расстановок" со всеми внесенными изменениями с приложением приказов об их утверждении;
- трудовых договоров, заключенных "в отношении руководства и персонала при руководстве (исполнительный аппарат)";
- приказов об увольнении, соглашений о расторжении трудовых договоров "в отношении руководства и персонала при руководстве (исполнительный аппарат)".
По результатам рассмотрения обращения АО "ЯГК" (вх. N 16207 от 17.02.2020) и по факту нарушения АО "МКЭ" пункта 11 статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах, Закон N 208-ФЗ), а также пунктов 3, 21, 24 и 30 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У "О дополнительных требованиях к процедурам предоставления акционерными обществами документов или копий документов в соответствии со статьей 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее - Указание N 5182-У), выразившегося в представлении Обществом его акционеру информации не в полном объеме и в нарушении порядка ее представления, Управлением 02.10.2020 выдано предписание N С59-5-18/12120.
Согласно названному предписанию Обществу необходимо:
1. Устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации, указанные в пунктах I и III устанавливающей части настоящего предписания.
2. Принять меры, направленные на недопущение в дальнейшем законодательства Российской Федерации, подобных указанным в пунктах I и III устанавливающей части настоящего предписания.
3. Направить в Управление отчет об устранении вышеуказанных нарушений требований законодательства Российской Федерации и о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности, с приложением копий подтверждающих документов.
Общество не согласилось с указанным предписанием и обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у Управления правовых и фактических оснований для выдачи предписания.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
Право участника общества получать информацию и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией (в том числе путем получения копий таких документов) в порядке, установленном учредительными документами, в том числе путем получения информации о деятельности общества и ознакомления с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его уставом порядке предусмотрено абзацем 3 пункта 1 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 91 Закона N 208-ФЗ.
В статье 91 Закона об акционерных обществах установлен перечень документов, к которым общество обязано обеспечить акционерам доступ по их требованию.
Согласно пункту 3 статьи 91 названного Закона по требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем одним процентом голосующих акций общества, непубличное общество помимо доступа к информации и документам, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, если иное не предусмотрено уставом общества или акционерным соглашением, сторонами которого являются все акционеры общества, обязано обеспечить такому акционеру (акционерам) доступ к иным документам, обязанность хранения которых предусмотрена пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона, за исключением документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.
В силу пункта 11 статьи 91 Закона N 208-ФЗ документы, предусмотренные пунктами 1 - 3 и 5 настоящей статьи, должны быть предоставлены обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества, если иное место не определено уставом общества либо внутренним документом, утвержденным общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества и опубликованным на его сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По требованию акционеров, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктами 1 - 3 и 5 настоящей статьи, общество обязано предоставить им копии указанных документов.
Дополнительные требования к процедурам предоставления документов или копий документов, указанных в пункте 11 статьи 91 Закона, устанавливаются нормативными актами Банка России.
Так в соответствии с пунктом 3 Указания N 5182-У доступ к документам общества в соответствии с пунктом 11 статьи 91 Закона должен быть предоставлен обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления правомочным лицом требования о предоставлении доступа к документам общества.
При этом пунктом 24 Указания N 5182-У установлено, что в случае если в требовании (в одновременно поступивших требованиях) правомочного лица запрошены копии документов общества в значительном объеме (более десяти документов и (или) более двухсот страниц, если большее количество и (или) объем документов не установлены уставом или внутренним документом общества), срок, указанный в пункте 3 Указания N 5182-У, может быть продлен в целях обеспечения исполнения требования, но не более чем на двадцать рабочих дней. В этом случае общество не позднее семи рабочих дней со дня предъявления требования обязано уведомить в письменной форме правомочное лицо о продлении срока и его причинах.
Исходя из пункта 21 Указания N 5182-У, в случае отсутствия в распоряжении общества документов, требование о предоставлении которых поступило, общество обязано в течение семи рабочих дней со дня предъявления требования уведомить в письменной форме правомочное лицо об отсутствии запрошенных документов общества, а также о причинах их отсутствия, месте нахождения документов общества и предполагаемой дате, когда они будут возвращены в общество или восстановлены. По требованию правомочного лица общество обязано уведомить его о возвращении или восстановлении отсутствующих документов общества в целях получения правомочным лицом доступа к ним.
В случае если в поступившем от правомочного лица требовании запрашиваются документы, отсутствующие в распоряжении общества ввиду того, что их хранение не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) и иных органов управления общества, или ввиду истечения сроков их хранения, общество обязано в течение семи рабочих дней со дня предъявления требования уведомить в письменной форме об этом правомочное лицо.
Уведомление об отсутствии запрашиваемых документов направляется обществом правомочному лицу способом связи, указанным в требовании.
Общество не отрицает факт получения 24.12.2019 требования АО "ЯГК" (владеющего 43,89% голосующих акций Общества) о предоставлении по адресу фактического местонахождения акционера (г. Ярославль, ул. Победы, д. 372) копий вышепоименованных документов; законность такого требования от акционера также не ставится Обществом под сомнение.
На основании пункта 14.1.7 Положения Банка России от 11.04.2016 N 538-П "О территориальных учреждениях Банка России", территориальное учреждение представляет интересы Банка России в судебных, административных и иных органах в рамках установленных полномочий.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" функциями Банка России являются, в том числе, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах, а также защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках.
Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.
Порядок проведения проверок и порядок применения иных мер устанавливаются нормативными актами Банка России.
В соответствии с пунктами 2.2 и 4.1 Указания Банка России от 13.09.2015 N 3795-У "О порядке проведения Банком России проверок деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений и порядке применения Банком России иных мер в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов" (далее - Указание) при проведении дистанционной проверки отдельных сведений, изложенных в поступившем обращении в отношении поднадзорных лиц, подразделение Банка России при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации принимает решение о направлении поднадзорному лицу предписания, в том числе об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции подробно проанализировал пункты I и III устанавливающей части оспариваемого предписания Управления от 02.10.2020 N С59-5-18/12120 и удостоверился в нарушении Обществом пункта 21 Указания N 5182-У - несоблюдении срока предоставления информации об отсутствии в распоряжении Общества части из запрошенных требованием акционера документов (письмом от 17.01.2020 N 03-38).
Суд удостоверился также в нарушении пункта 30 Указания N 5182-У - ошибочном изъятии из штатных расписаний Общества не только персональных данных работников, но сведений из всех строк, отражающих соответствующие итоговые значения по каждому из структурных подразделений Общества, и соответствующих итоговым значениям по всей организации в целом (штатные расписания на период с 05.09.2019 и период с 01.11.2019), поскольку в силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", абзаца второго статьи 88 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2.5 приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30.05.2017 N 94, подпункта 6 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации - изъятая Обществом информация не может быть отнесена к персональным данным работников.
Оценивая ссылку Общества о недостаточной конкретизации АО "ЯГК" перечня запрашиваемой информации по структурному подразделению Общества "Руководство и персонал при руководстве" (как того требует абзац четвертый пункта 4 Указания N 5182-У), суд руководствовался не только абзацем четвертым пункта 4, но и пунктом 3, 4, 5, 8-110 названного Указания.
Суд, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 4 (абзац второй) Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" счел, что указание в требовании акционера на виды (трудовые договоры, приказы об увольнении, соглашения о расторжении трудовых договоров) и период создания (с 01.12.2016 "по настоящее время") при наличии в штатных расписаниях Общества такого наименования структурного подразделения как "Руководство и персонал при руководстве", не может свидетельствовать об отсутствии должной конкретизации перечня запрошенных акционером документов (т.е. наличия у Общества необходимости представления сведений в срок не позднее 22.01.2020).
При изложенных обстоятельствах и доказательствах, суды согласились с доводами Управления о нарушении Обществом требований пункта 11 статьи 91 Закона N 208-ФЗ, а также пунктов 3 и 24 Указания N 5182-У (в части непредоставления акционеру копий заключенных за Период трудовых договоров, приказов об увольнении, соглашений о расторжении трудовых договоров в отношении "Руководства и персонала при руководстве (исполнительный аппарат)" и пункта 30 Указания N 5182-У (в части предоставления акционеру неполной информации (в составе штатных расписаний Общества), а также непредоставления информации о перечне исключенной из штатных расписаний Общества информации и об основаниях отнесения такой информации к охраняемой законом тайне).
Относительно пункта II устанавливающей части настоящего предписания, суд согласился с позицией Управления и констатировал отсутствие оснований для продления срока, необходимого Обществу для предоставления запрошенных документов на восемь рабочих дней (письмо от 30.12.2019 исх. N 03-1075). Суд счел причины такого продления не соответствующими требованиям пункта 24 Указания (неуведомление акционера о причине продления, в качестве которой может выступать только значительный объем испрашиваемых документов).
Как следствие, требование об устранении нарушений законодательства Российской Федерации поименованное в пунктах I и III устанавливающей части оспариваемого предписания является законным и обоснованным (пункт 1 резолютивной части предписания), равно как и взаимосвязанные с ним пункты 2 и 3 предписания, регламентирующие необходимость принятия мер, направленных на недопущение в дальнейшем нарушений законодательства Российской Федерации, подобных указанным в пунктах I и III устанавливающей части настоящего предписания и направления в Управление соответствующего отчета об их устранении.
Доказательств, опровергающих такой вывод судов двух инстанций, Общество не представило. Следовательно, оснований для удовлетворения заявления Общества нет (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Законность, обоснованность и исполнимость оспариваемого предписания Управления проверены и подтверждены судами; соответствующие выводы судов основаны на полном и объективном исследовании фактической стороны дела.
Суды правомерно отклонили ссылку Общества о нарушении Управлением требований пункта 6 статьи 15 Закона N 294-ФЗ, поскольку в силу подпункта 9 пункта 3.1 статьи 2 положения данного федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля на финансовых рынках, равно как и довод о необходимости оценки правовой природы письма Банка России от 09.04.2020 N С59-5-18/4455 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, как не являющегося предметом обжалования в настоящем деле.
Каких-либо доказательств несоответствия оспариваемого предписания нормам законодательства Российской Федерации, отсутствия у Управления полномочий на его вынесение, а также нарушения предписанием прав и законных интересов Общества, подателем кассационной жалобы не представлены (части 4 статьи 200 АПК РФ).
Вышеназванные доводы жалобы Общества по сути сводятся не к проверке законности предписания (на предмет его исполнимости), а к порядку выполнения его требований, наличия у Общества возможностей и осуществления необходимых для этого действий. Утверждение Общества о принятии им всех возможных мер для надлежащего и своевременного исполнения обязанности по представлению информации и документов акционеру, подлежит оценке в рамках рассмотрения административного дела - при установлении его вины в совершении правонарушения.
С учетом изложенного, предписание Управления отвечает критериям законности, обоснованности и исполнимости, не нарушает права и законные интересы Общества в экономической сфере.
По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
При обращении в суд кассационной инстанции Общество уплатило 3000 руб. государственной пошлины (платежное поручение от 02.08.2021 N 2423).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по делу N А56-118171/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Малая комплексная энергетика" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Малая комплексная энергетика" (адрес: 152612, Ярославская обл., г. Углич, Ленинское шоссе, д. 7Б, ОГРН 1117612001100, ИНН 7612043797) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение дела N А56-118171/2020 в суде кассационной инстанции по платежному поручению от 02.08.2021 N 2423.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.