11 ноября 2021 г. |
Дело N А56-94776/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
рассмотрев 08.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2021 по делу N А56-94776/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дипси-Трейд", адрес: 196626, Санкт-Петербург, пос. Шушары, Пушкинская ул., д. 100, лит. Е, пом. 106, ОГРН 1157847204063, ИНН 7810357361 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Краснодарской таможни, адрес: 350033, г. Краснодар, ул. Суворова, д. 2/5, ОГРН 1022301441238, ИНН 2309031505 (далее - Таможня), от 11.09.2020 N 10309000-1534/2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 9 734 руб. 39 коп. административного штрафа.
Решением суда от 16.03.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2021, оспариваемое постановление Таможни признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Таможня, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, поскольку Общество в нарушение требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) при таможенном декларировании товара заявило недостоверные сведения о его таможенной стоимости - не включило в структуру таможенной стоимости расходы, связанные с перевозкой товара и получением фитосанитарных сертификатов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Таможни поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя. Неявка представителя Таможни не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Общество своих представителей в судебное заседание не направило, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании внешнеторгового контракта от 01.09.2018 N 0109/18 (далее - Контракт), заключенного с компанией "Mandegar Saze Chub Kaspian" (Исламская Республика Иран, покупатель), Общество (продавец) вывезло на условиях поставки FCA Майкоп с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в режиме экспорта по декларации на товары (далее - ДТ) N 10309202/120918/0003666 пиломатериалы обрезные из бука, доску обрезную (FAGUS ORIENTALIS), код единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД) - 4407 92 000 0.
Заявленная по ДТ таможенная стоимость товаров определена декларантом в соответствии с пунктом 11 действовавших в спорный период Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191 (далее - Правила N 191), по первому методу - по стоимости сделки с вывозимыми товарами.
Таможенная стоимость товаров определена Обществом без учета дополнительных начислений, предусмотренных пунктом 17 Правил N 191.
По результатам проведенной после выпуска товаров таможенной проверки правильности определения таможенной стоимости задекларированных товаров по названной ДТ Таможня, посчитав, что в структуру таможенной стоимости не включены расходы по транспортировке товаров и на услуги по карантинному фитосанитарному контролю, представленные калькуляции себестоимости продукции содержали противоречивые сведения, составила акт от 23.03.2020 N 10309000/211/230320/А0006 и вынесла решение о внесении изменений в сведения, заявленные в названной ДТ.
Таможенная стоимость спорных товаров определена таможенным органом с применением резервного метода на базе третьего метода по стоимости сделки с однородными товарами.
Данные обстоятельства явились основанием для вывода Таможни о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, и возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении N 10309000-1534/2020.
Постановлением Таможни от 11.09.2020 N 10309000-1534/2020 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, в виде 9 734 руб. 39 коп. административного штрафа.
Общество оспорило указанное постановление Таможни в судебном порядке.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела и представленные доказательства, придя к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вмененного ему в вину административного правонарушения, признал незаконным и отменил постановление Таможни о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 2 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 названного Кодекса.
На основании положений статьи 106 ТК ЕАЭС в ДТ заявляются сведения о таможенной стоимости товаров (величине, методе ее определения).
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (часть 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 4 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров.
Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливает Правительство Российской Федерации (часть 2 статьи 112 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
В силу пункта 7 действовавших в спорный период Правил N 191, основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 названных Правил.
Таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 Правил (пункт 11).
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) иному лицу в пользу продавца (пункт 16 Правил). При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме.
Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по ТН ВЭД, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Совершение данного административного правонарушения влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объективная сторона указанного административного правонарушения заключается в заявлении декларантом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их таможенной стоимости, которые могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
В соответствии с пунктами 1.2, 2.2 Контракта количество, цена поставляемого по Контракту товара указывается на каждую партию отдельно в проформах/инвойсах.
Товар поставляется в соответствии с условиями поставки, определенными в Инкотермс 2010, в соответствии с проформой/инвойсом к Контракту на каждую партию товара (пункт 3.1 Контракта).
Суды установили, что на задекларированную партию товаров по названной ДТ Общество представило инвойс от 11.09.2018 N 1109/18, в соответствии с которым товары поставлялись на условиях FCA Майкоп (Россия); аналогичные сведения об условиях поставки товаров FCA Майкоп заявлены и в ДТ.
В соответствии с Инкотермс 2010 под условиями поставки FCA (Free Carrier/франко перевозчик) понимается передача продавцом перевозчику или иному лицу, номинированному покупателем, товара в своих помещениях или в ином обусловленном месте.
Вывезенные по названной ДТ пиломатериалы были приобретены Обществом (покупателем) по договору поставки от 10.09.2018, заключенному с индивидуальным предпринимателем Бражниковым С.Ю. (поставщиком), по условиям которого товар передавался со склада поставщика.
Как установил суд первой инстанции, в соответствии с разделом 10 названного договора поставки предприниматель Бражников С.Ю. находится в г. Майкопе, данный пункт был согласован Обществом и его иностранным контрагентом при поставке товара по ДТ N 10309202/120918/0003666.
Суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не наделен полномочиями по переоценке доказательств по делу.
Доказательств осуществления Обществом транспортных расходов по спорной поставке, равно как и доказательств, свидетельствующих о перечислении иностранным контрагентом Обществу иных платежей, кроме платежей по инвойсу на спорную поставку товаров, Таможня не представила и материалы дела не содержат.
С учетом изложенного суды пришли к выводу об отсутствии у Общества оснований для включения в таможенную стоимость спорных товаров расходов на их транспортировку, поскольку такие расходы фактически им не были понесены и не компенсировались иностранным покупателем.
Ссылка Таможни на невключение Обществом в таможенную стоимость товаров услуг по карантинному фитосанитарному контролю отклоняется, поскольку из оспариваемого постановления не следует и Таможня не доказала, что такие расходы были фактически понесены Обществом и компенсированы ему иностранным покупателем.
Приняв во внимание установленные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности Таможней факта заявления Обществом недостоверной информации о таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10309202/120918/0003666.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Ввиду изложенного вывод судов о незаконности оспариваемого постановления Таможни является правильным.
Приведенные Таможней доводы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, и по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2021 по делу N А56-94776/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Краснодарской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливает Правительство Российской Федерации (часть 2 статьи 112 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
...
Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по ТН ВЭД, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
...
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 ноября 2021 г. N Ф07-13042/21 по делу N А56-94776/2020