12 ноября 2021 г. |
Дело N А56-109742/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга Бонченкова А.И. (доверенность от 03.02.2021), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Мороз Е.В. (доверенность от 21.10.2021),
рассмотрев 10.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021 по делу N А56-109742/2020,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга, адрес 195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский проспект, д. 50, ОГРН 1027804200236, ИНН 7806042263 (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - УФАС, Управление) от 23.10.2020 N 44-5469/20 в части наличия в действиях Заказчика нарушений пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.20136 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и предписания от 23.10.2020 по делу N 44-5469/20.
К участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено акционерное общество "Артис-Детское питание", адрес: 195276, Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 31, корп. 1, лит. А, эт. 1, пом. 7Н, ком. 5 (далее - АО "Артис-Детское питание").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит решение от 11.03.2021 и постановление от 16.06.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требовании. В обоснование жалобы заявитель указал, что установленный конкурсной документацией порядок оценки заявок, полностью соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, применительно к подпоказателю "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, выраженного в наличии испытательной (аналитической) лаборатории с бактериологическим отделением" согласно которому заявке участника обладающего собственной или арендованной испытательной (аналитической) лабораторией с бактериологическим отделением присваивается 100 баллов, а заявке участника не обладающего собственной или арендованной испытательной (аналитической) лабораторией с бактериологическим отделением присваивается 0 баллов. Установление такого порядка оценки заявок участников применительно к указанному подпоказателю обусловлено объективной реальностью - испытательная (аналитическая) лаборатория, либо есть у участника, либо ее нет. Промежуточных состояний позволивших бы установить в конкурсной документации иную шкалу оценки быть не может.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Представители третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель УФАС их отклонил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга выступая в качестве уполномоченного органа, разместила в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) извещение N 0172200000720000096 о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения контрактов на оказание услуг по организации питания для Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 41 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2021-2022 гг. Начальная (максимальная) цена контракта - 23 220 251,90 руб.
По итогам рассмотрения жалобы АО "Артис - Детское питание" (Участник) на действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном принятии решения о несоответствии заявки Заявителя требованиям установленным конкурсной документацией, решением от 23.10.2020 N 44-5469/20 комиссия УФАС по Санкт-Петербургу признала жалобу необоснованной, однако в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ).
Также, антимонопольным органом выдано предписание от 23.10.2020 по делу N 44-5469/20 об отмене всех протоколов в рамках закупки, о внесении изменений в закупочную документацию в соответствии с мотивировочной частью решения.
Посчитав решение в части наличия нарушений пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и выданное антимонопольным органом предписание незаконными, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности и обоснованности вынесенного решения и выданного на его основании предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказали.
Заслушав пояснения представителей, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 56.1 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей (часть 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе).
Согласно пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пунктов 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Подпунктом "в" пункта 27 Правил установлено, что показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг.
Согласно пункта 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Судами установлено, что в рамках подпоказателя "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, выраженного в наличии испытательной (аналитической) лаборатории с бактериологическим отделением" оценивается наличие у участника закупки собственной или арендованной испытательной (аналитической) лаборатории с бактериологическим отделением.
Присвоение баллов по подпоказателю осуществляется в следующем порядке:
0 баллов - отсутствие испытательной (аналитической) лаборатории с бактериологическим отделением,
100 баллов - наличие собственной или арендованной испытательной (аналитической) лаборатории с бактериологическим отделением.
Наличие у участника закупки собственной или арендованной испытательной (аналитической) лаборатории с бактериологическим отделением подтверждается копией свидетельства об аттестации испытательной (аналитической) лаборатории, копией лицензии с указанием в ней следующих видов деятельности: деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, или копией договора аренды оборудования испытательной (аналитической) лаборатории с копией свидетельства об аттестации испытательной (аналитической) лаборатории, копией лицензии с указанием в ней следующих видов деятельности: деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.
В случае предоставления не полного пакета документов или предоставления документов, оформленных с нарушением требований, предъявляемых к таким документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документа, представленного не в полном объеме, начисление баллов по подпоказателю не производится.
В рамках подпоказателя "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, выраженного в наличии производственных и складских помещений, помещений для разруба мяса, птицы и рыбы, а также прочих помещений, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям" оценивается наличие у участника конкурса собственных или арендованных производственных и складских помещений, помещений для разруба мяса, птицы и рыбы, а также прочих помещений, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям на праве собственности или аренды.
Присвоение баллов по подпоказателю осуществляется в следующем порядке:
0 баллов - отсутствие производственных и складских помещений, помещений для разруба мяса, птицы и рыбы, а также прочих помещений,
100 баллов - наличие собственных или арендованных производственных и складских помещений, помещений для разруба мяса, птицы и рыбы, а также прочих помещений, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Наличие у участника закупки собственных или арендованных производственных и складских помещений, помещений для разруба мяса, птицы и рыбы, а также прочих помещений подтверждается копиями следующих документов: выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, или копией договора аренды недвижимого имущества, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору), или выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях, или иными документами, подтверждающими нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии), а также копиями документов, подтверждающих соблюдение санитарно-эпидемиологических требований в отношении используемых помещений: разрешение на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке животноводческой продукции и другого пищевого сырья; договора на вывоз мусора либо договора на предоставление мусорного бака в аренду с обязательной мойкой и дезинфекцией; договора (-ов) на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений.
В случае предоставления не полного пакета документов или предоставления документов, оформленных с нарушением требований, предъявляемых к таким документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документа, представленного не в полном объеме, начисление баллов по подпоказателю не производится.
Соответственно, сам по себе нестоимостной критерий, установленный документацией о закупке, соответствует Правилам N 1085 и не ограничивает конкуренцию, поскольку участники в этой части находились в равных условиях.
Проанализировав Техническое задание и проект контракта в составе конкурсной документации Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что наличие у участника закупки собственной или арендованной испытательной (аналитической) лаборатории с бактериологическим отделением не является необходимым для выполнения работ, оказания услуг условием. Указанное обстоятельство послужило основанием для признания действий заказчика несоответствующими пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе (установившего в конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок), нарушающими установленный статьей 8 Закона N 44-ФЗ принцип обеспечения конкуренции.
Между тем суды, соглашаясь с выводом УФАС об установлении в конкурсной документации ненадлежащего порядка оценки заявок, не учли требования пунктов 1.8, 1.11 Технического задания согласно которым оказываемые услуги по организации питания должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов в том числе Санитарным правилам "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемимических (профилактических) мероприятий СП 1.1.1058-1", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 (далее - СП 1.1.1058-1), раздела 6 Контракта "Требования к техническим характеристикам услуг".
В соответствии с СП 1.1.1058-01 участник обязан осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при оказании услуг. Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются участником самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2.5 СП 1.1.1058-01, номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
Поддерживая вывод УФАС о нарушении принципа обеспечения конкуренции, судами не принято во внимание, что к одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок относятся не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки (выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования).
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными.
Кассационный суд пришел к выводу о том, что судами не дана оценка существу доводов, содержащихся в обжалуемых решении и предписании антимонопольного органа, жалобе Администрации, не исследованы в полном объеме положения Конкурсной документации, Технического задании (приложение N 3).
Поскольку для разрешения спора требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, и установив по результатам их оценки обстоятельства спора, разрешить его, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021 по делу N А56-109742/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.