16 ноября 2021 г. |
Дело N А21-3296/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Картэ" Галкина К.А. (доверенность от 08.11.2021),
рассмотрев 16.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Картэ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 по делу N А21-3296/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Картэ" (236005, Калининград, ул. Печатная, д. 51, этаж 2; ОГРН 1073906020209; ИНН 3906174393; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области (236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1; ОГРН 1153926037165; ИНН 3906976260; далее - Министерство) обязанности исполнить обязательства, предусмотренные подпунктами 6 и 7 пункта 10 раздела 3 договора аренды лесного участка от 14.02.2012 N 200-3.д., выражающиеся в предоставлении истцу проектов на содействие естественному возобновлению лесов за 2018 и 2019 годы на объем 1,08 га; в согласовании рабочего проекта ремонта (реконструкции, эксплуатации) дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, в Светлогорском участковом лесничестве, протяженностью 8 км (кварталы 43, 52, 59, 66, 35, 54, 61, 22, 45-47); в согласовании рабочего проекта строительства дороги протяженностью 1,0 км; во внесении изменений в проекты искусственного лесовосстановления в отношении лесных участков (согласно перечню); в согласовании участков для проведения ухода за лесными культурами в объеме 133,7 га в 2018 году, 133,7 га в 2019 году и 150 га - по мировому соглашению в 2018 году (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Калининградской области "Управление охотничьего и лесного хозяйства Калининградской области" (236022, Калининград, Советский пр., д. 13-17; ОГРН 1063905084462; ИНН 3905078288; далее - Учреждение).
Решением суда первой инстанции от 01.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.05.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам делам, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, исковые требований правомерны и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Обществом и Министерством заключен договор от 14.02.2012 N 200-з.д. аренды лесного участка в целях заготовки древесины.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 12 раздела 3 договора арендатор обязан осуществлять мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом, противопожарное обустройство лесов на лесном участке на условиях, в объемах и в сроки, которые указаны в приложении N 7 к договору и проекте освоения лесов, в том числе: строительство, содержание и ремонт дорог противопожарного назначения; прокладку противопожарных минерализованных полос почвообразующими орудиями либо иными способами; уход за противопожарными минерализованными полосами; проведение контролируемых выжиганий сухих горючих материалов; ежедневно информировать арендодателя о пожарной обстановке на арендуемом лесном участке в пожароопасный период; осуществлять профилактические меры борьбы с вредными организмами; осуществлять благоустройство территории, искусственное лесовосстановление (посадку леса, согласно проектам лесовосстановления), комбинированное лесовосстановление, содействие естественному лесовосстановлению, дополнение лесных культур, уход за лесными культурами до момента перевода в лесопокрытую площадь; осуществлять отвод лесосек под рубки, уход за молодняками согласно проекту рубок ухода; в случае обнаружения незаконной порубки, совершенной третьими лицами, незамедлительно информировать о данном факте арендодателя и правоохранительные органы для принятия ими соответствующих мер; выполнять работы по воспроизводству лесов в случае изменения состояния лесных насаждений, вызванных стихийными бедствиями, пожарами, ветровалами, болезнями и другими неблагоприятными факторами после подписания настоящего договора по соглашению с арендодателем и с соответствующими изменениями в проекте освоения лесов.
В силу пункта 10 раздела 3 договора арендодатель обязан согласовывать участки, назначенные в рубку, а также проведение других лесохозяйственных мероприятий (подпункт 6), оказывать арендатору методическую помощь в выборе способов и методов в лесовосстановлении на вырубках, составлять проекты по лесовосстановлению (подпункт 7).
Общество, сославшись на невозможность выполнения работ по договору в связи с неисполнением Министерством указанных обязательств, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска исходя из того, что право Общества понудить Министерство к исполнению указанных обязательств в натуре действующим законодательством не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 ЛК РФ).
Согласно статье 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству (часть 1); воспроизводство лесов включает в себя, в частности, лесовосстановление и уход за лесами (часть 2); воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (часть 3).
В силу статьи 62 ЛК РФ лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса (часть 2); правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Как предусмотрено частями 1 и 2 статьи 64 ЛК РФ, уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Правила лесовосстановления утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 183 (утратили силу, подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Правила N 183).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 183 естественное восстановление лесов осуществляется за счет мер содействия лесовосстановлению: путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огораживании и т.п.
Согласно пункту 12 Правил N 183 в целях содействия естественному лесовосстановлению осуществляются мероприятия по сохранению подроста, молодняка, уходу за подростом лесных насаждений ценных лесных древесных пород на площадях, не покрытых лесной растительностью, минерализации поверхности почвы, огораживанию площадей.
В данном случае суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь упомянутыми нормами, а также приняв во внимание условия договора, пришли к выводу об отсутствии у Министерства обязанности составлять проект на объем 1,08 га на содействие естественному возобновлению лесов. При этом суды указали, что помимо этого срок проведения мероприятий 2018 - 2019 годов на момент обращения Общества в арбитражный суд истек.
К аналогичным выводам суды пришли относительно требования Общества о возложении на Министерство обязанности согласовать участки для проведения ухода за лесными культурами в объеме: 133,7 га в 2018 году, 133,7 га в 2019 году и 150 га по мировому соглашению в 2018 году. При этом суды исходили из того, что в материалах дела отсутствуют обращения Общества непосредственно в Министерство с заявлениями о согласовании участков для проведения ухода за лесными культурами, указав, что Учреждение стороной договора аренды не является, а вопросы исполнения судебных актов, в том числе мировых соглашений, разрешаются в ином предусмотренном законом порядке.
Относительно требований истца о возложении на Министерство обязанности согласовать рабочий проект ремонта (реконструкции, эксплуатации) дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, в Светлогорском участковом лесничестве, протяженностью 8 км (кварталы 43, 52, 59, 66, 35, 54, 61, 22, 45-47), а также согласовать рабочий проект строительства дороги протяженностью 1,0 км суды указали, что из материалов дела не усматривается уклонение Министерства от рассмотрения представляемых проектов.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрено право арендатора понудить арендодателя к исполнению указанных обязанностей в натуре, поскольку оценка соответствия проектов требованиям специального законодательства является функцией ответчика как административного органа и выходит за пределы судебного спора по настоящему делу.
Поскольку оценка законности определенных действий (бездействия) органов государственной власти должна осуществляться в рамках административного требования, а не иска по понуждению к исполнению обязанности в натуре, суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении исковых требований, с чем согласился и апелляционный суд.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 по делу N А21-3296/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Картэ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как предусмотрено частями 1 и 2 статьи 64 ЛК РФ, уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Правила лесовосстановления утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 183 (утратили силу, подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Правила N 183).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 183 естественное восстановление лесов осуществляется за счет мер содействия лесовосстановлению: путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огораживании и т.п.
Согласно пункту 12 Правил N 183 в целях содействия естественному лесовосстановлению осуществляются мероприятия по сохранению подроста, молодняка, уходу за подростом лесных насаждений ценных лесных древесных пород на площадях, не покрытых лесной растительностью, минерализации поверхности почвы, огораживанию площадей."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 ноября 2021 г. N Ф07-12781/21 по делу N А21-3296/2020