18 ноября 2021 г. |
Дело N А21-11526/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Елагиной О.К., Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 18.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Япрынцева Александра Николаевича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2021 по делу N А21-11526/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами", адрес: 236006, Калининградская область, город Калининград, улица Коперника, дом 2-4, помещение литер XI, ОГРН 1023900588920, ИНН 3904036510 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к индивидуальному предпринимателю Япрынцеву Александру Николаевичу, адрес: город Калининград, ОГРНИП 304390621000116 (далее - Предприниматель), о взыскании 577 495 руб. 38 коп. задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), 52 360 руб. 66 коп. пеней.
Решением суда первой инстанции от 23.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.07.2021, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как указал податель жалобы, правовые основания для взыскания задолженности отсутствуют, поскольку Предприниматель не относится к категории лиц, обязанных вносить плату за коммунальные услуги по обращению с ТКО.
По мнению подателя жалобы, суды не дали оценки доводам ответчика о том, что он осуществлял раздельное накопление ТКО и передавал их на утилизацию третьему лицу, либо самостоятельно доставлял их Предприятию для размещения на полигоне.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит жалобу отклонить.
Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Предприятие является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Калининградской области с 01.01.2019.
В адрес Предприятия 30.08.2019 от Предпринимателя поступило заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, исходя из фактического количества отходов от работы магазина.
К указанному заявлению Предпринимателем были приложены: письма Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области о рассмотрении обращения от 03.07.2019 N 4823-ОС; заявки на заключения договора; перечень объектов отходообразователя; свидетельства о государственной регистрации права в отношении нежилого здания (магазина) общей площадью 514,1 кв.м, расположенного по адресу: Калининградская область, Светлогорский городской округ, город Светлогорск, улица Мичурина, дом 4; письма Администрации муниципального образования "Светлогорский городской округ" о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО от 23.08.2019 N 5821.
В письме от 26.09.2019 N 7769-ДД Предприятие сообщило, что для применения в расчетах учета ТКО количества и объема контейнеров для накопления ТКО необходимо осуществить мероприятия, о которых было указано в письме Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области о рассмотрении обращения от 03.07.2019 N 4823-ОС.
От Предпринимателя 28.10.2019 поступила заявка (вход. N 4387) на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
К указанной заявке Предпринимателем были приложены: свидетельство о государственной регистрации права в отношении нежилого здания общей площадью 282,9 кв.м, расположенного по адресу: Калининградская область, Светлогорский городской округ, город Светлогорск, улица Мичурина, дом 4; кадастровый паспорт земельного участка; топографический план земельного участка.
На основании поступивших от Предпринимателя заявок на заключение договора и приложенных к ним документов Предприятием подготовлен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 230107262, который согласно расписке получен Предпринимателем 12.11.2019.
Подписанный договор в адрес Предприятия до настоящего времени Предпринимателем не представлен.
От Предпринимателя 28.11.2019 поступил мотивированный отказ от подписания договора (вход. N 14668), в ответ на которое Предприятие в письме от 26.12.2019 N 11048-АК сообщило, что предложения о внесении изменений в договор не могут быть приняты в связи с противоречием их законодательству Российской Федерации в сфере обращения с отходами, а также разъяснило порядок раздельного накопления ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 230107262 считается заключенным на условиях типового договора с 01.01.2019 по цене, установленной Предприятием.
Согласно пункту 3 договора объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к договору. Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - 01.01.2019 (пункт 5 договора).
В Приложении N 1 к договору указаны: наименование и адреса объектов, ФККО, наименование и объем принимаемых твердых коммунальных отходов, место их накопления и периодичность вывоза. На основании подпунктов "а", "б" пункта 13 договора Предприятие обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в Приложении N 1 к договору, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "в" пункта 15 договора потребитель обязуется производить оплату по договору в порядке, размере и сроки, которые определены договором. Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО (пункт 17 договора). Нормативы накопления ТКО по категориям объектов на территории Калининградской области утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218.
При этом единица расчета определяется в зависимости от категории объекта.
Судами установлено, что Предприниматель осуществляет деятельность, образующую ТКО, и обращался с заявлением о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО в Администрацию муниципального образования "Светлогорский городской округ" в августе 2019 года.
Региональный оператор в лице Предприятия вывозит ТКО со всех контейнерных площадок, расположенных на территории Калининградской области.
В соответствии с пунктом 7 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора. Истец ежемесячно формировал и предоставлял ответчику акт оказанных услуг, счет, счет-фактуру по электронной почте до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным.
Истец ссылается на то, что Предприниматель не произвел оплату оказанных услуг, в результате чего образовалась задолженность, которая по состоянию на 01.10.2020 составила 577 495 руб. 38 коп. за период с 01.01.2019 по 31.05.2020.
Поскольку требования претензии оставлены Предпринимателем без удовлетворения, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования в полном объеме.
Суд округа, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Порядок обращения с отходами производства и потребления регламентирован Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 4, 8(11), 8(12) Правил N 1156.
Пунктом 4 Правил N 1156 предусмотрено, что обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8(12) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что во исполнение названного договора в спорный период Предприятие оказало ответчику услуги, задолженность по оплате которых составила 577 495 руб. 38 коп.
Установив, что ответчик своевременно оказанные услуги не оплатил, и руководствуясь статьей 330 ГК РФ и пунктом 24 договора, суды признали обоснованным требование истца о взыскании с ответчика 52 360 руб. 66 коп. пеней.
Приведенные в жалобе доводы повторяют позицию по делу и аргументы апелляционной жалобы, были рассмотрены и правомерно отклонены судом апелляционной инстанции, по существу направлены на иную оценку исследованных судами доказательств.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2021 по делу N А21-11526/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Япрынцева Александра Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 8(12) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
...
Установив, что ответчик своевременно оказанные услуги не оплатил, и руководствуясь статьей 330 ГК РФ и пунктом 24 договора, суды признали обоснованным требование истца о взыскании с ответчика 52 360 руб. 66 коп. пеней.
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 ноября 2021 г. N Ф07-14775/21 по делу N А21-11526/2020