18 ноября 2021 г. |
Дело N А13-1812/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Боголюбовой Е.В., Дмитриева В.В.,
рассмотрев 18.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.05.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по делу N А13-1812/2021,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области, адрес: 160012, г. Вологда, ул. Левичева, д. 1, ОГРН 1023500870975, ИНН 3525092864 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Главное строительное управление Федеральной службы исполнения наказаний", адрес: 361424, Кабардино-Балкарская Республика, Чегемский р-н, с. Каменка, ул. Революционная, д. 225, корп. 1, ОГРН 1020700688832, ИНН 0708006803 (далее - Предприятие), о взыскании 1 335 515 руб. штрафа за неисполнение обязательств по контракту от 05.06.2019 N 1919320801292003301000031/129 (далее - Контракт).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Вологодский трест инженерно-строительных изысканий" (далее - Трест).
Решением суда первой инстанции от 28.05.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.08.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе Управление, указывая на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и неправильное применение ими норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, иск удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, Управление (государственный заказчик) и Предприятие (головной исполнитель) 05.06.2019 заключили Контракт, согласно которому головной исполнитель принял на себя обязательство на свой риск и под свою ответственность, собственными и (или) привлеченными силами и средствами в установленные сроки оказать государственному заказчику услуги в области архитектуры, связанные с проектами строительства нежилых зданий и сооружений, а именно "Проведение изыскательских и проектных услуг на строительство лечебно-профилактического учреждения Управления".
Согласно пункту 1.2 Контракта услуги включают в себя: подготовку проектной документации, сметной документации.
Цена Контракта согласована сторонами в пункте 3.1 Контракта, в редакции дополнительного соглашения от 29.12.2020 N 339, и составила 29 764 000 руб.
Сроки подготовки проектной документации, получения заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, проектной документации, проверки достоверности определения сметной стоимости объекта, рабочей документации определены графиком оказания услуг, являющимся приложением 3 к Контракту в редакции дополнительного соглашения от 29.12.2020 N 339.
Управление, ссылаясь на неисполнение Предприятием видов работ, предусмотренных графиком оказания услуг, начислило штраф и в претензии от 30.12.2020 потребовало его оплаты.
Поскольку претензионные требования об уплате штрафа оставлены Предприятием без удовлетворения, Управление обратилось в суд с настоящим иском.
Суды не нашли правовых оснований для удовлетворения иска.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается наряду с иными принципами на принципе ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд (статьи 6, 12 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). Это обеспечивается помимо прочего установлением гражданско-правовой ответственности исполнителей услуг.
Из части 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" следует, что штраф применяется к исполнителю услуг за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем предусмотренных контрактом обязательств.
Размер штрафа за каждый факт неисполнения головным исполнителем обязательств по Контракту установлен пунктом 9.7 Контракта.
Управление, указывая на нарушение Предприятием графика оказания услуг, начислило последнему штраф в сумме 1 335 515 руб.
Обращаясь с иском Управление указало, что согласно графику оказания услуг (приложение N 3 к Контракту в редакции дополнительного соглашения от 29.12.2020) Предприятие должно было выполнить такие работы как:
- по стадии "Проектная документация": разработка разделов "Технологические решения" и планировочная организация земельного участка - до ноября 2019 года; разработка раздела "Архитектурные решения", разработка раздела "Конструктивные и объемно-планировочные решения", разработка разделов инженерных сетей "электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, связь, газоснабжение", разработка раздела инженерных сетей "отопление и канализация", разработка разделов "пояснительная записка, проект организации строительства, охрана окружающей среды, мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" - до июня 2020 года;
- по стадии "Рабочая документация": разработка разделов "Архитектурные решения", "Технологические решения" и планировочная организация земельного участка, разработка раздела "Конструктивные и объемно-планировочные решения", разработка раздела, разработка разделов инженерных сетей "электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, связь, газоснабжение" - до октября 2020 года; разработка раздела инженерных сетей "отопление и канализация" - до сентября 2020 года; разработка разделов "Сметная документация по стадии "Проектная документация", мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" - до октября 2020 года.
Судами установлено, что согласно данному же графику оказания услуг (приложение N 3 к Контракту в редакции дополнительного соглашения от 29.12.2020) прямо предусмотрены сроки приемки проектной документации и результатов инженерных изысканий и приемки рабочей документации, сметной документации до октября и ноября 2021 года соответственно.
Положениями Контракта иная дата приемки видов работ, указанных в графике оказания услуг, не предусмотрена.
Поскольку срок приемки работ не наступил, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для начисления штрафа.
Кроме того, суды учли отсутствие вины Предприятия в неисполнении обязательств по Контракту.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых решения и постановления.
Суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.05.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по делу N А13-1812/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.