18 ноября 2021 г. |
Дело N А56-78138/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Муравьева А.О. (доверенность от 21.11.2019), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Кудряшовой В.Д. (доверенность от 01.09.2021),
рассмотрев 15.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021 по делу N А56-78138/2020,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС), о признании незаконным и отмене постановления от 27.08.2020 N 078/04/9.21-816/2020 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 15.01.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.06.2021 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, поскольку апелляционный суд не учел, что в отношении смежных сетевых организаций установлен особый порядок переоформления документов - на основании заключаемого между ними соглашения, такое соглашение между Обществом и акционерным обществом "Региональные энергетические сети" (далее - АО "РЭС") отсутствует. Суд не принял во внимание, что АО "РЭС" обратилось с ненадлежащим видом заявки. Суд не учел, что внутренние сети помещений здания также являются частью энергоустановки наряду с внешними сетями здания, для переоформления акта технологического присоединения на всю мощность необходимо подтверждение перехода к АО "РЭС" права владения помещениями всего здания и заключение соглашения о перераспределении в его пользу мощности, выделенной на помещения третьих лиц. Законодательство не устанавливает срок направления сетевой компанией письма о предоставлении заявителем недостающих документов, АО "РЭС" самостоятельно препятствовало завершению процедуры технологического присоединения, имеется малозначительность правонарушения. Апелляционный суд необоснованно принял дополнительные доказательства.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Управления против доводов жалобы возразила.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в УФАС поступило заявление АО "РЭС" вх. N 16095 от 07.05.2020 на действия (бездействие) Общества, содержащее сведения о нарушении Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением установлено, что АО "РЭС" обратилось к Обществу с заявлением от 20.02.2020 вх. N 20-503333 на переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой владельца объектов электросетевого хозяйства, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Бухарестская ул., д. 32, лит. А, пом. 8-Н, 9-Н.
В нарушение установленного пунктом 69 Правил N 861 срока переоформленные документы о технологическом присоединении Обществом в адрес АО "РЭС" не направлены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 18.08.2020 Управлением в отношении Общества протокола N 078/04/9.21-816/2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 27.08.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 078/04/9.21-816/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения согласно указанной квалификации, назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с законностью названного постановления, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих наличие в действиях Общества события вмененного административного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил постановление УФАС.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
В статье 3 Закона N 35-ФЗ даны, в частности, следующие понятия:
объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование;
энергопринимающая установка, энергопринимающее устройство - аппарат, агрегат, оборудование либо объединенная электрической связью их совокупность, которые предназначены для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления.
Раздел VII Правил N 861 регламентирует порядок восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 861 заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в том числе в случае переоформления документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Перечень документов, которые прилагаются к заявлению о переоформлении документов о технологическом присоединении, определен пунктом 62 Правил N 861.
В соответствии с пунктом 69 Правил N 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 настоящих Правил), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении, указанные в заявлении о переоформлении документов, с учетом особенностей, установленных пунктом 61 настоящих Правил.
Cудами двух инстанций установлено, что АО "РЭС" направило Обществу заявку (от 20.02.2020 вх. N 20-503333) на переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой владельца объектов электросетевого хозяйства, расположенных по спорному адресу (заключением договора аренды электросетевого оборудования от 01.04.2019 N 7-19/АЭСИ между АО "РЭС" и собственником объектов - обществом с ограниченной ответственностью "Адамант").
В соответствии с пунктом 62 Правил N 861 к заявке были приложены копии следующих документов: договор аренды электросетевого оборудования от 01.04.2019 N 7-19/АЭСИ, акт приема-передачи от 01.06.2019, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 28.11.2012 N 80-НР, акт технологического присоединения от 06.06.2013 N 114256, а также выписки из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающие право собственности на энергопринимающие устройства потребителей.
Соответственно, с учетом положений статьи 69 Правил N 861 сетевая организация (Общество) обязана была рассмотреть заявление АО "РЭС" и не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдать переоформленные документы о технологическом присоединении, то есть принять решение по заявлению о переоформлении документов (в том числе направить при необходимости запрос дополнительных документов).
Пункт 58 Правил N 861, на который ссылается Общество, предусматривает, что права и обязанности сторон, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов таких сетевых организаций, собственников (иных законных владельцев), а также порядок определения максимальной мощности присоединенных объектов электросетевого хозяйства или установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии устанавливаются соглашением сторон.
Поскольку соглашение, предусмотренное пунктом 58 Правил N 861, сторонами не было заключено, то права и обязанности сторон являются не урегулированными. Как отмечено судом, Правила N 861 не содержат запрета на применение к отношениям смежных сетевых организаций установленного разделом VIII Правил N 861 общего порядка восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении, а также не предусматривают возможность отказа в восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении при отсутствии соглашения между сетевыми организациями. Пункт 58 Правил N 861 не изменяет также срок, предусмотренный пунктом 69 Правил N 861 (соглашением сторон определяются права и обязанности сторон, возникающие в связи с переоформлением документов таких сетевых организаций).
Помимо указанного Общество в своих возражениях не учитывает приведенные выше положения части 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ.
В нарушение установленного пунктом 69 Правил N 861 семидневного срока (то есть до 27.02.2020) Общество не направило в адрес АО "РЭС" переоформленные документы о технологическом присоединении объектов электросетевого хозяйства либо законный мотивированный отказ в переоформлении документов.
При таких обстоятельствах, посчитав доказанной вину (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), с учетом наличия квалифицирующего признака - повторного совершения правонарушения суд апелляционной инстанции признал доказанным в деяниях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вопреки мнению Общества апелляционным судом установлены и оценены значимые для дела обстоятельства, в том числе вопросы содержания и полноты пакета документов, представленных АО "РЭС" Обществу. Мотивированное приобщение судом дополнительных доказательств в целях правильного рассмотрения дела в данной ситуации не влечет отмену судебного акта, не привело или не могло привести к принятию неправильного постановления.
Замечания Общества к неточности правовых ссылок УФАС не свидетельствуют о неясности и ошибочной квалификации совершенного правонарушения.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.
Оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
По мнению апелляционного суда, назначенное Обществу наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ исключительных оснований для снижения размера назначенного штрафа, в материалы дела не представлено.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции и принял новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованного судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021 по делу А56-78138/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
По мнению апелляционного суда, назначенное Обществу наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ исключительных оснований для снижения размера назначенного штрафа, в материалы дела не представлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 ноября 2021 г. N Ф07-14125/21 по делу N А56-78138/2020