19 ноября 2021 г. |
Дело N А56-76029/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Чуватиной Е.В.,
при участии от акционерного общества "Усть-Луга Ойл" - Маслобоева Н.К. (доверенность от 25.01.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Усть-Луга Ойл" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 по делу N А56-76029/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Усть-Луга Ойл" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованиями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра) и Администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация) о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 696 099 кв.м с кадастровым номером 47:30:0101001:7, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Кингисеппский р-н, морской торговый порт Усть-Луга, а также об указании в судебном акте на то, что он является основанием для исключения сведений о данном участке из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, (далее - Водное управление), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", (далее - Кадастровая палата) в лице филиала по Ленинградской области.
Решением суда первой инстанции от 30.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 28.04.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2019 по делу N А56-51176/2019 объект недвижимости с кадастровым номером 47:20:0223002:531, изначально зарегистрированный на праве собственности за Обществом как гидротехническое сооружение в виде территории комплекса наливных грузов в морском торговом порту Усть-Луга, признан искусственным земельным участком в соответствии с положениями Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 246-ФЗ), поскольку, по сути, представляет собой территорию, состоящую из намывного и насыпного грунта, дамбы обвалования, а также шпунта, на которых, в свою очередь, Обществом были возведены объекты капитального строительства, входящие в состав терминала по перевалке нефтепродуктов.
Также указанным решением за Обществом признано право собственности на искусственно созданный участок, а на Управление Росреестра возложена обязанность по снятию с кадастрового учета ранее поставленного на кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровым номером 47:20:0223002:531.
В определении суда первой инстанции от 24.10.2019 по тому же делу даны следующие разъяснения по поводу принятого ранее решения: вынесенный 30.07.2019 судебный акт является основанием для постановки на государственный кадастровый учет искусственно созданного посредством намыва или отсыпки грунта на водном объекте земельного участка площадью 619 138 кв.м с категорией земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и видом разрешенного использования - трубопроводный транспорт.
Обращаясь в арбитражный суд Общество сослалось на то, что в ходе исполнения решения по делу N А56-51176/2019 выявлено наложение границ искусственно созданного земельного участка, которому 03.08.2020 присвоен кадастровый номер 47:30:0101001:224, на границы участка с кадастровым номером 47:30:0101001:7, поставленного на кадастровый учет 05.07.2007.
В отзыве на заявление Общества Управление Росреестра указало, что сведения о зарегистрированных правах на участок с кадастровым номером 47:30:0101001:7 в ЕГРН отсутствуют, в связи с чем заинтересованное лицо не возражает против удовлетворения требований заявителя.
В свою очередь, Администрация заявила о том, что является ненадлежащим заинтересованным лицом по данному делу.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что в пункте 181 порядка ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 16.12.2015 N 943 (приложение N 1 к названному приказу, далее - порядок ведения ЕГРН), определен перечень конкретных действий, которые должен осуществить регистрирующий орган при снятии поставленного на кадастровый учет до 01.03.2008 объекта с такого учета, между тем в материалы настоящего дела не представлено доказательств принятия каких-либо мер по реализации указанной административной процедуры, направленной на недопущение возможного нарушения интересов правообладателей снимаемых с учета земельных участков, посчитал нарушение прав Общества недоказанным, в связи с чем отказал в удовлетворении его заявления.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В данном случае, позиция заявителя и привлеченной к участию в данном споре Кадастровой палаты, по сути, сводится к тому, что участок с кадастровым номером 47:30:0101001:7, границы которого налагаются на границы искусственно созданного земельного участка, не может быть снят с кадастрового учета во внесудебном порядке по решению органа регистрации на основании части 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ в связи с тем, что он относится к землям водного фонда, которые согласно положениям Водного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности, то есть данный участок имеет правообладателя.
Между тем в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Закона N 246-ФЗ разрешение на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию является переводом земель водного фонда или в случае, если иное не предусмотрено частью 4 настоящей статьи, земель иных категорий, занятых водным объектом, в земли категории, указанной в разрешении на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 246-ФЗ принятие решений о переводе земель водного фонда в земли иных категорий и об установлении и (или) изменении вида, видов разрешенного использования искусственного земельного участка не требуется.
В данном случае вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А56-51176/2019 установлено, что принадлежащий Обществу искусственно созданный земельный участок, которому впоследствии присвоен кадастровый номер 47:30:0101001:224, был образован до вступления в силу Закона N 246-ФЗ, однако указанный закон подлежит применению к данному объекту в силу его физических свойств и характеристик, а также способа образования.
Решением арбитражного суда по указанному делу установлено, что указанный искусственно созданный земельный участок был введен в эксплуатацию в качестве гидротехнического сооружения на основании разрешения от 31.08.2009.
В определении о разъяснении судебного акта от 24.10.2019, принятого по делу N А56-51176/2019, указана категория земель, к которой относится искусственно созданный земельный участок, а также вид его разрешенного использования.
Таким образом, территория в границах указанного искусственно созданного земельного участка в силу положений статьи 14 Закона N 246-ФЗ перестала относиться к землям водного фонда, правообладателем которых является Российская Федерация.
При таких обстоятельствах отсутствуют указанные Обществом и Кадастровой палатой препятствия для осуществления действий по снятию с кадастрового учета участка с кадастровым номером 47:30:0101001:7 в рамках соответствующей административной процедуры.
Однако, как правильно отмечено судами первой и апелляционной инстанций в материалы настоящего дела не представлены доказательства принятия Обществом каких-либо мер по реализации указанной административной процедуры, обращения Общества в орган регистрации с соответствующим заявлением.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что Обществом не доказано нарушение его прав, за защитой которых Общество обратилось в арбитражный суд.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 по делу N А56-76029/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Усть-Луга Ойл" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.