22 ноября 2021 г. |
Дело N А42-1300/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Елагиной О.К., Нефедовой О.Ю.,
при участии от акционерного общества "Ситиматик" Хохолева А.В. (доверенность от 26.04.2021),
рассмотрев 16.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ситиматик" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2021 по делу N А42-1300/2021,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 105066, Москва, Спартаковская ул., д. 2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к акционерному обществу "Управление отходами" (в настоящее время название изменено на акционерное общество "Ситиматик"), адрес: 117447, Москва, Б. Черемушкинская ул., д. 13, стр. 4, этаж 2, пом. II, комн. 1,3,4, ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149 (далее - Общество), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.10.2020 N 64/333/0002277/002 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Договор), в котором просит изложить пункты 2.10, 5.2 Договора и приложение N 2 к Договору на предложенных им условиях.
Решением суда первой инстанции от 19.04.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.07.2021, иск удовлетворен в части урегулирования разногласий путем изложения пункта 2.10 Договора и приложения N 2 к Договору в следующей редакции:
2.10 Цена настоящего договора составляет 3 345 703,66 (три миллиона триста сорок пять тысяч семьсот три) рубля 66 копеек и не подлежит налогообложению по НДС в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Приложение N 2 к договору дополнить пунктом 38, включить следующий объект: Мурманская область, поселок Вайталахти, войсковая часть 36138-Д, военный городок 69. В остальной части иска отказать.".
Не согласившись с указанными судебными актами, Общество обратилось в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, суды не оценили факта нахождения объекта Вайда-Губа (поселок Вайталахти) в местности, где не имеется надлежащего транспортного сообщения, что делает невозможным оказание услуги по вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) со стороны Общества; суды не исследовали факта создания или отсутствия в данном населенном пункте контейнерной площадки, что также исключает исполнение договорных обязанностей со стороны регионального оператора; вывоз ТКО из населенного пункта, с которым отсутствует дорожное покрытие (подъездные пути), где не созданы контейнерные площадки, не предусмотрен.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить ее без удовлетворения, полагая судебные акты законными и обоснованными, а также рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Учреждение надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Общество в лице Мурманского филиала является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Мурманской области на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Мурманской области от 10.01.2018 (далее - Соглашение).
Согласно условиям Соглашения Общество обязалось обеспечить на территории Мурманской области обращение с ТКО, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора, в соответствии с территориальной схемой. В территориальной схеме определяются места нахождения источников образования ТКО.
Между Учреждением (заказчиком) и Обществом (исполнителем) при заключении Договора возникли разногласия по ряду условий, зафиксированных в протоколе разногласий.
Согласно протоколу урегулирования разногласий на протокол разногласий от 30.10.2020 стороны не пришли к соглашению по пунктам 2.10, 5.2 Договора и приложению N 2 к Договору.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с иском.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск частично.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в случаях, когда в соответствии с этим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда, что имеет место в данном случае.
В силу норм статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
В соответствии с положениями статей 421, 422, 432 ГК РФ, исходя из принципа свободы договора, арбитражный суд при урегулировании разногласий, возникших при заключении публичного договора, не вправе включать в договор хоть и заявленное ко включению, но не согласованное сторонами условие, за исключением случая, когда содержание этого условия предусмотрено законом или иным правовым актом. При этом отсутствие в договоре каких-либо условий, предусмотренных законом или иным правовым актом, само по себе не исключает применения к нему соответствующих норм права, регулирующих спорное правоотношение.
В случаях передачи на рассмотрение суда разногласий, возникших при заключении договора, спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда (статьи 445 и 446 ГК РФ).
Принимая решение об урегулировании разногласий сторон при заключении Договора, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Постановление N 1156) обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Частью 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами в обязательном порядке содержит схему потоков отходов, в том числе ТКО, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, а также сведения о зонах деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах зоны деятельности регионального оператора также содержатся в территориальной схеме.
Таким образом, документом, регулирующим обращение с отходами, образующимися на территории субъекта Российской Федерации, является территориальная схема обращения с отходами, ориентированная на вовлечение всех отходов в хозяйственный оборот. При этом территориальная схема обязательна для соблюдения всеми участниками, осуществляющими обращение с отходами, в том числе, лицами, в деятельности которых образуются отходы.
Пунктом 9 Постановления N 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Постановлением N 1156 утверждены Правила обращения с ТКО, в силу пункта 13(1) которых региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления ТКО, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
В соответствии с пунктом 17 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления ТКО.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включение в территориальную схему предусмотрен Правилами N 1039, в соответствии с которыми места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом места накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество определено региональным оператором по обращению с ТКО на территории Мурманской области и осуществляет деятельность по обращению с ТКО с 01.01.2019 на основании Соглашения.
Постановлением правительства Мурманской области от 07.10.2016 N 492-ПП/10 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО Мурманской области.
Поселок Вайда-Губа включен в территориальную схему обращения с отходами.
В приложении N 1 к Договору (таблица N 2) "нахождение источников образования отходов (ТКО)" территориальной схемы Учреждение включило объект Вайда-Губа (поселок Вайталахти), который Общество исключило из мест накопления ТКО (приложение N 2 к Договору).
Между тем, согласно условиям Соглашения Общество обязалось обеспечивать и осуществлять прием всех ТКО, образующихся у пользователей, находящихся на территории Мурманской области, и обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО.
Следовательно, исключение объекта Обществом из мест накопления ТКО обоснованно признано судами противоречащим действующему законодательству.
Кроме того, кассационный суд принял во внимание обстоятельства дела N А42-7530/2020 по иску Учреждения к Обществу о взыскании неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО от 31.01.2020 N 64/333/0002277, в рамках которого Общество не доказало факта неисполнения договорных обязательств вследствие наличия обстоятельств непреодолимой силы (отсутствие подъездных путей к месту вывоза ТКО, отсутствие асфальтированной дороги), свидетельствующих о невозможности вывоза ТКО с поселка Вайталахти, включенного в территориальную схему обращения с отходами, на контейнерной площадке которого в сентябре 2020 г. были размещены три контейнера, и дополнительно установлена металлоконструкция для сбора ТКО.
С учетом установленного количества источников образования ТКО и установленного тарифа, цена Договора (3 345 703,66 руб.) определена Учреждением верно.
Таким образом суды пришли к правильному выводу, что Приложение N 2 к Договору следует дополнить пунктом 38, включающим следующий объект: Мурманская область, поселок Вайталахти, войсковая часть 36138-Д, военный городок 69.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, а фактически сводятся к несогласию с выводами судов и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2021 по делу N А42-1300/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Ситиматик" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.