22 ноября 2021 г. |
Дело N А13-670/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.05.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2021 по делу N А13-670/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Высота", адрес: 117393, Москва, м.о. Обручевский вн.тер.г., ул. Архитектора Власова, д. 55, пом. 526, ОГРН 1197154013000, ИНН 7136037480 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения администрации города Вологды, адрес: 160035, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Каменный мост, д. 4, ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930 (далее - Администрация), в лице Департамента градостроительства администрации города Вологды (далее - Департамент) от 03.11.2020 N 12-0-21/15018/211 об отказе в размещении объекта; обязании Администрации устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на размещение объекта в соответствии с заявлением Общества от 22.10.2020 N 0550 (с учетом уточнения требований).
Решением от 18.05.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2021 данное решение оставлено без изменения.
Администрация в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, заявление было подано Обществом с нарушением требований, установленных пунктом 5 Порядка и условий размещения на территории Вологодской области объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, утвержденных постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2015 N 1208 (далее - Порядок), что согласно абзацу второму пункта 9 Порядка является основанием для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта; приложенная к заявлению проектная документация в отсутствие согласований с ресурсоснабжающими организациями города Вологды не подтверждала возможность размещения сооружения связи на испрашиваемой территории; суды сослались на пункт 2 Примечания к Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор), который утратил силу; суды применили неверный способ восстановления нарушенных прав заявителя, поскольку принятие решения о размещении объекта относится к компетенции органа местного самоуправления, который суд не может подменять.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая доводы Администрации несостоятельными, выводы судов - правильными. Общество просило провести судебное заседание в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом ходатайства Общества не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 22.10.2020 N 0550 о выдаче разрешения на размещение объекта наземного сооружения связи на территории площадью 4 кв. м, находящейся на землях, собственность на которые не разграничена, в кадастровом квартале 35:24:0104014, расположенных по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, Дубровская ул., с координатами характерных точек границ территории согласно прилагаемой схеме сроком на 7 лет.
Решением от 03.11.2020 N 12-0-21/15018/211 Департамент отказал Обществу в размещении объекта со ссылкой на пункты 4, 5, 9 Порядка ввиду отсутствия проектной документации, подтверждающей возможность размещения объекта (отсутствия согласования проектной документации с ресурсоснабжающими организациями, Департаментом городского хозяйства администрации города Вологды, Департаментом; документов, подтверждающих соблюдение требований действующего законодательства в санитарно-защитной зоне и зонах ограничения застройки в месте установки сооружения связи); несоответствия размещения объекта требованиям муниципального правового акта (утвержденному проекту планировки района Ананьино, не предусматривающему размещение на данной территории объекта сотовой связи).
Общество, считая указанные в решении Администрации основания не соответствующими действующему законодательству, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Перечень), на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2015 N 1208 утвержден Порядок.
Согласно пункту 2 Порядка размещение объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Решение принимается на основании заявления заинтересованного лица.
Пунктом 5 Порядка определен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению, в том числе для объектов, указанных в пункте 11 Перечня, - проектная документация, подтверждающая возможность размещения объекта.
В пункте 9 Порядка определен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в размещении объекта, в частности, если заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4 и 5 Порядка.
Как установлено судами, сооружение, в отношении которого испрашивалось разрешение, представляет собой металлический столб высотой 30 м на фундаменте в виде монолитной сваи с заглублением подземной части до 5 м; к заявлению Общества была приложена проектная документация; необходимость согласования проектной документации с организациями и органами, перечисленными в решении от 03.11.2020 N 12-0-21/15018/211, а также представления документов, подтверждающих соблюдение требований, установленных действующим законодательством для санитарно-защитной зоны и зон ограничения застройки, Порядком и административным регламентом, регулирующим предоставление данной муниципальной услуги, не предусмотрена.
Получение таких согласований предусмотрено Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению разрешений на осуществление земляных работ, утвержденным постановлением Администрации от 02.04.2015 N 2362. За указанной муниципальной услугой заявителю необходимо будет обратиться после получения разрешения на размещение объекта.
В нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ Администрация при рассмотрении дела в суде документально не подтвердила, что в случае размещения заявленного антенно-мачтового сооружения в планируемом месте будут нарушены требования, относящиеся к санитарно-защитной зоне и зонам ограничения застройки, в месте установки сооружения связи.
Довод Администрации о несоответствии размещения объекта проекту планировки территории правомерно признан судами незаконным со ссылкой на пункт 2 Примечания к Классификатору (действовавшему на дату принятия оспариваемого решения Администрации), согласно которому содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение антенно-мачтовых сооружений, если федеральным законом не установлено иное.
Аналогичное правило предусмотрено и пунктом 2 Примечания к Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 и действующему с 05.04.2021.
Примененный судами, не установившими наличие оснований для отказа Обществу в размещении сооружения, способ восстановления нарушенного права Общества соответствует содержанию нарушенного права, характеру нарушения.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемое решение Администрации в лице Департамента незаконным и удовлетворили требования Общества.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.05.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2021 по делу N А13-670/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Вологды - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.