23 ноября 2021 г. |
Дело N А56-12665/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Константинова П.Ю. и Нефедовой О.Ю.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Классен Н.В. (доверенность от 26.07.2021),
рассмотрев 23.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2021 по делу N А56-12665/2021,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов", адрес: 167000, Республика Коми, город Сыктывкар, Первомайская улица, дом 70, корпус Б, офис 201, ОГРН 1141100000018, ИНН 1101991230 (далее - Фонд), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская улица, дом 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), о взыскании 169 355 руб. 48 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных в Республике Коми, а именно: домов 87, 91, 93, 94, 102, 104, 106 по Печорскому проспекту в городе Печоры, дома 23 по Локомотивной улице в поселке городского типа Верхняя Инта города Инты, дома 4 по Спортивной улице в поселке городского типа Северный города Воркуты, - за период с 01.01.2018 по 30.06.2018.
Решением суда от 06.04.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит указанные судебные акты отменить и принять новый - об отказе в иске.
По мнению подателя жалобы, суды удовлетворили иск необоснованно, Учреждение нельзя считать надлежащим ответчиком, поскольку собственником помещений в указанных многоквартирных домах является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, лимиты бюджетных средств, в том числе на уплату взносов на капитальный ремонт, главным распорядителем не доводятся до Учреждения. Кроме того, указывает Учреждение, взносы на капитальный ремонт помещений, расположенных по адресу: Республика Коми, поселок городского типа Верхняя Инта, Локомотивная улица, дом 23, не подлежат взысканию, поскольку в соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 29.05.2020 N 545 (далее - Приказ N 545) указанный жилой многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
От Фонда поступил отзыв, в котором он возражает против удовлетворения кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Фонда надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, за Учреждением на праве оперативного управления закреплены помещения, расположенные в многоквартирных домах по указанным адресам, что подтверждается подписанным между Фондом и Учреждением перечнем помещений, и последним не оспаривается.
Данные многоквартирные дома включены в Региональную программу капитального ремонта, утвержденную постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 N 572. Минимальный размер взноса на капитальные ремонт общего имущества в многоквартирных домах на 2018 год установлен постановлением Правительства Республики Коми от 02.10.2017 N 519.
В целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, Правительство Республики Коми постановлением от 04.10.2013 N 380 создало Фонд.
Фонд, ссылаясь на то, что за период с 01.01.2018 по 30.06.2018 взносы на капитальный ремонт в отношении названных помещений в общем размере 169 355 руб. 48 коп. Учреждением внесены не были, а претензия от 25.09.2020 N 714111 с требованием о погашении долга оставлена без удовлетворения, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на граждан и организаций возложена обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В пункте 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
В силу части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Срок уплаты взносов на капитальный ремонт определен статьей 155 ЖК РФ: плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 182 ЖК РФ Фонд обязан аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме, при этом обязанность заключения каких-либо договоров с собственниками помещений в многоквартирном доме жилищным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение лицу имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 304-ЭС15-6285 и от 28.11.2017 N 305-ЭС17-10430.
Суд первой инстанции в порядке статьи 71 АПК РФ оценил имеющиеся в деле доказательства, принял во внимание, что правообладателем означенных помещений является Учреждение, и - в отсутствие доказательств погашения задолженности - удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, при этом отклонил как несостоятельный довод Учреждения о том, что уплата взносов должна осуществляться в рамках государственного контракта; суд отметил, что данная обязанность возникает в силу закона и не обусловлена наличием договорных отношений собственника помещения с управляющей компанией или товариществом собственников жилья.
Апелляционный суд также признал необоснованным довод Учреждения о том, что оно является ненадлежащим ответчиком, поскольку взыскиваемая задолженность начислена в отношении принадлежащих ему на праве оперативного управления помещений, а право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества, в том числе взносов на капитальный ремонт.
Кроме того, отклоняя довод Учреждения о том, что взносы на капитальный ремонт за помещения, расположенные по адресу: Республика Коми, поселок городского типа Верхняя Инта, Локомотивная улица, дом 23, не подлежат взысканию, поскольку в соответствии с Приказом N 545 указанный жилой многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, суд отметил, что данный приказ ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции Учреждением представлен не был, в связи с чем ссылка на указанный документ не может быть признана обоснованной.
Суд округа не находит оснований для отмены или изменения судебных актов по доводам жалобы.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют доводы, ранее излагавшиеся в процессуальных документах Учреждения, и им судами дана оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен. Доводов, которые не получили оценку судов, податель кассационной жалобы не приводит.
Кроме того, согласно части 2 статьи 169 ЖК РФ начисление взносов на капитальный ремонт и обязанность по их оплате прекращаются с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о признании дома аварийным.
Приказ N 545, на который ссылается Учреждение в доказательство неправомерности взыскании взноса на капитальный ремонт, датирован 29.05.2020, а Фонд взыскивает задолженность за 2018 год.
С учетом совокупности представленных доказательств суды правомерно удовлетворили иск.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и процессуальных нарушений, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, не допущено, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2021 по делу N А56-12665/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение лицу имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 304-ЭС15-6285 и от 28.11.2017 N 305-ЭС17-10430.
...
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют доводы, ранее излагавшиеся в процессуальных документах Учреждения, и им судами дана оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен. Доводов, которые не получили оценку судов, податель кассационной жалобы не приводит.
Кроме того, согласно части 2 статьи 169 ЖК РФ начисление взносов на капитальный ремонт и обязанность по их оплате прекращаются с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о признании дома аварийным."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 ноября 2021 г. N Ф07-15529/21 по делу N А56-12665/2021