24 ноября 2021 г. |
Дело N А56-57256/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Пастуховой М.В., Серовой В.К.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Смекалова В.С. (доверенность от 11.11.2021 N 781), от жилищно-строительного кооператива N 1365 Богатовой Д.М. (доверенность от 29.06.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2021 по делу N А56-57265/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к жилищно-строительному кооперативу N 1365, адрес: 193318, Санкт-Петербург, ул. Джона Рида, д. 9, кв. 155, ОГРН 1037825014941, ИНН 7811051552 (далее - Кооператив), о взыскании 258 472 руб. 73 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной по договору теплоснабжения в горячей воде от 01.10.2004 N 3019.038.1 в период с октября по декабрь 2019 года, 23 104 руб. 19 коп. неустойки, начисленной с 14.11.2019 по 05.04.2020, а также неустойки, начисленной на основании пункта 9.2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), начиная с 01.01.2021 по день фактического исполнения обязательства (с учетом уточнения иска).
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Жилищный комитет Санкт-Петербурга, Комитет по тарифам Санкт- Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Решением от 29.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.06.2021, иск удовлетворен частично; с Кооператива в пользу Предприятия взыскано 23 104 руб. 19 коп. неустойки, начисленной с 14.11.2019 по 05.04.2020; в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит изменить решение от 29.03.2021 и постановление апелляционного суда от 24.06.2021, иск удовлетворить в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в спорный период Предприятие выставляло Кооперативу счета на оплату потребленной тепловой энергии, осуществляя расчеты объемов коммунального ресурса исходя из показаний общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) в соответствии с условиями Договора и действующим законодательством. Кооператив должен оплатить весь объем коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом определенного по показаниям ОДПУ. Утверждение Кооператива о том, что стоимость потребленной горячей воды подлежит определению как произведение показаний ОДПУ, зафиксировавших объем горячего водоснабжения в кубических метрах, и тарифа на ГВС в рублях за метр кубический воды, не основано на нормах права и противоречит условиям договора теплоснабжения. Средневзвешанный тариф в размере 0,06 Гкал/м.куб носит рекомендательный характер для использования исполнителем коммунальных услуг в расчетах с населением и не подлежит применению при расчетах между Предприятием и Кооперативом.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Кооператив и третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (энергоснабжающая организация) и Кооператив (абонент) заключили договор теплоснабжения в горячей воде от 01.10.2004 N 3019.038.1 (в редакции дополнительных соглашений; далее - Договор), по которому энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде по адресу: Санкт-Петербург, ул. Джона Рида, д. 9, а абонент - своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 5.4 Договора энергоснабжающая организация в 1-й декаде месяца, следующего за расчетным, выставляет безакцептно одно платежное требование за потребленную тепловую энергию расчетного месяца. Оплата абонентом платежного документа производится в течение 5 банковских дней со дня его выставления.
Датой оплаты платежных документов считается дата поступления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации (пункт 5.5 Договора).
Во исполнение Договора в период с октября по декабрь 2019 года Предприятие поставило тепловую энергию на нужды отопления и горячую воду в многоквартирный дом, находящийся в управлении Кооператива.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Кооперативом обязательства по оплате поставленного коммунального ресурса, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск частично.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Поскольку коммунальный ресурс в данном случае поставлялся в многоквартирный жилой дом, к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу абзаца 8 пункта 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Из материалов дела следует, что Предприятие осуществляет поставку в многоквартирный дом тепловой энергии на нужды отопления и горячую воду, которая предоставляется населению как услуга по горячему водоснабжению и оплачивается населением по тарифу в рублях за кубический метр.
Спорный многоквартирный дом оборудован ОДПУ, которые позволяют раздельно фиксировать потребление тепловой энергии на отопление в Гкал, а также количество потребленной воды по услуге ГВС в куб. м.
Возражая против заявленных требований, Кооператив выразил несогласие с расчетом объема тепловой энергии, поставленной в спорный период на нужды горячего водоснабжения, полагая, что расчеты должны производиться в куб. м, поскольку он выставляет населению плату за горячее водоснабжение исходя из тарифа на горячую воду в руб. / куб. м. Также Кооператив указал на то, что истец неправомерно определяет объем тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения исходя из показаний ОДПУ, используя для расчета стоимости тариф на горячее водоснабжение в Гкал, без учета нормативного расхода тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения.
Исходя из положений пункта 7 статьи 19 Закона N 190-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В то же время в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
Горячая вода является одним из видов коммунального ресурса (пункт 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения.
В совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежащие оплате собственниками и пользователями нежилых помещений.
В соответствии с абзацем 1 пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к названным Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем потребленного коммунального ресурса за месяц умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расход горячей воды в жилом помещении определяется по показаниям индивидуального прибора учета (куб. м в месяц). При отсутствии индивидуального прибора учета для определения расхода горячей воды в жилом помещении применяется такой показатель как норматив потребления горячей воды в куб. м в месяц на 1 человека (подпункт "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"). В пункте 7 (1) названных Правил установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется куб. м горячей воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, население, проживающее в жилом доме, оплачивает горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб. м, и по тарифу, установленному регулирующим органом для оплаты одного куб. м горячей воды.
Следовательно, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб. м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его исходя из тарифа, установленного для населения для оплаты одного куб. м горячей воды.
Кооператив как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, Кооператив должен оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на Кооператив обязанность по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
Разделом VII приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения жилого дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия в данном случае не относится к числу потребляемых коммунальных услуг.
Распоряжением Комитета по тарифам от 15.12.2017 N 201-р "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Санкт-Петербурга с применением метода аналогов", нормативом расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды для целей горячего водоснабжения установлен 0,06 Гкал на куб. м.
С учетом изложенного суды признали контррасчет задолженности, представленный ответчиком, соответствующим действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения. Поскольку в соответствии с контррасчетом ответчика на момент вынесения решения задолженность отсутствует, суды обоснованно отказали в удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика задолженности.
Суды отклонили расчет задолженности, представленный истцом, признав, что он завышен и противоречит действующему законодательству.
Поскольку истец заявил ко взысканию неустойку в размере 23 104 руб. 19 коп. за период с 14.11.2019 по 05.04.2020, размер которой ответчик не оспорил (ответчик представил контррасчет неустойки на большую сумму) и неустойку с 01.01.2021 по дату фактической уплаты долга, учитывая, что арбитражный суд не вправе выходить за пределы исковых требований, суды правомерно взыскали с ответчика в пользу истца 23 104 руб. 19 коп. неустойки.
Установив, что на 01.01.2021 задолженность ответчиком погашена, суды обоснованно отказали в требовании о взыскании неустойки, начиная с 01.01.2021 по дату уплаты долга.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворил иск частично.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2021 по делу N А56-57265/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт- Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кооператив как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, Кооператив должен оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на Кооператив обязанность по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
Разделом VII приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения жилого дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия в данном случае не относится к числу потребляемых коммунальных услуг."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 ноября 2021 г. N Ф07-15658/21 по делу N А56-57256/2020
Хронология рассмотрения дела:
14.01.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-39294/2021
24.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15658/2021
24.06.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16062/2021
29.03.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-57256/20