11 октября 2021 г. |
Дело N А66-12978/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 06.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "7 Пятниц-ресторан на пивоварне" на решение Арбитражного суда Тверской области от 21.01.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021 по делу N А66-12978/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "7 Пятниц-ресторан на пивоварне", адрес: 170028, г.Тверь, ул. Коминтерна, д.92, пом. 1, ОГРН 1066950026615, ИНН 6950003836 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области; адрес: 170034, г. Тверь, ул. Дарвина, д. 17, ОГРН 1056900028437, ИНН 6901072330 (далее - Роспотребнадзор, Управление) об оспаривании предписания от 07.08.2020 N 02/3763-п.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области", адрес: 170034, г. Тверь, ул. Дарвина, д. 13, ОГРН 1056900020462, ИНН 6901070950 (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области", Учреждение).
Решением суда первой инстанции от 21.01.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.06.2021, Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить в связи с тем, что суды дали ошибочную оценку доводам Общества о наличии нарушений при замерах уровня шума, не исследовали вопрос о соответствии измерений уровня шума пункту 1.13 "МУК 4.3.2194-07. 4.3. Методы контроля. Физические факторы. Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях. Методические указания" (утв. Роспотребнадзором 05.04.2007; далее - МУК 4.3.2194-07), неправильно истолковали нормы пункта 2.12 МУК 4.3.2194- 07. Податель жалобы также обратил внимание на то, что в нарушение пунктов 70, 71 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 (далее - Административный регламент) Управление возложило на Общество обязанность по проведению замеров, необходимых для проверки административным органом условий выполнения оспариваемого предписания.
Представители Общества и Управления, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
От Управления поступил отзыв на кассационную жалобу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, при проведении Управлением Роспотребнадзора внеплановой выездной проверки, проведенной по жалобе граждан на установку на стену жилого здания и эксплуатацию промышленных кондиционеров, согласованной с прокуратурой Тверской области (решение о согласовании от 08.07.2020), выявлены нарушения Обществом требований пункта 6.1 приложения 3 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 10.062010 N 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), и таблицы N 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", утвержденного постановлением Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации от 31.10.1996 (далее - СН 2.2.4/2.1.8.562-96).
Так, специалистам ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" при проведении 25.06.2020 соответствующих замеров, установлено следующее:
1) согласно протоколу испытаний и экспертного заключения от 22.07.2020 N 103426-103438 установлено, что уровень шума при включенном холодильном и технологическом оборудовании магазина по уровню звука LA дБА и по уровню звукового давления в октавных полосах частот L дБ в жилой комнате (маленькая) по адресу: г. Тверь, бульвар Радищева, д. 28, кв. 5, находился выше допустимых значений и составлял 31,7 дБА (при допустимой норме 30 дБА), что не соответствует требованиям таблицы 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96, пункту 6.1 приложения 3 СанПиН 2.1.2.2645-10;
2) в соответствии с протоколом испытаний и экспертным заключением от 28.07.2020 N 105868-105885 на момент проведения замеров в ночное время по адресу: г. Тверь, бульвар Радищева, д. 28, кв. 5, в жилой комнате (маленькой) и на территории, непосредственно прилегающей к жилому дому, при включенном холодильном и технологическом оборудовании магазина уровень шума по уровню звука LA дБА и по уровню звукового давления в октавных полосах частот L дБ находился выше допустимых значений: в жилой комнате (маленькой) составлял 32,2 дБ А (при допустимой норме 30 дБ А). На территории жилой застройки составлял от 49,1 до 57 дБА (при допустимой норме 45 дБ А), что не соответствует требованиям таблицы N 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96, пункту 6.1 приложения 3 СанПиН 2.1.2.2645-10.
По результатам внеплановой проверки Управлением выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 07.08.2020 N 02/3763-п, согласно которому Обществу предписано провести мероприятия по доведению уровня шума от работы холодильного и технологического оборудования магазина по адресу: г. Тверь, ул. Радищева, д. 28, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10, СН 2.2.4/2.1.8.562-96, после чего провести повторные измерения уровня шума в квартире N 5 дома N 28 по ул. Радищева г. Твери. Протокол испытаний замеров уровня шума представить в Управление в срок до 28.09.2020.
Общество, не согласившись с названным предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что Общество, эксплуатирующее промышленные кондиционеры на стене жилого дома, нарушило требования таблицы N 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96, пункта 6.1 приложения 3 СанПиН 2.1.2.2645-10. Требования оспариваемого предписания суд счел законными, обоснованными и исполнимыми.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с Положением "О Федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре" (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы осуществляют федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (подпункт "а" пункта 3), который включает в себя организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный надзор (подпункт "а" пункта 10); выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (подпункт "д" пункта 10).
Пунктом 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) предусмотрено, что при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Согласно положениям Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (пункт 1 статьи 2); индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 11); жилые помещения по уровням шума должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока (пункт 1 статьи 23); индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (пункт 2 статьи 24).
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
Согласно пункту 6.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 предельно допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки приведены в приложении 3 к настоящим санитарным правилам.
В таблице 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 отражены допустимые уровни звукового давления, уровни звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки.
Названные санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства (пункт 1.2 СН 2.2.4/2.1.8.562-96).
Протоколами испытаний и экспертными заключениями к ним испытательной лаборатории центр ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" от 22.07.2020 N 103426-103438, от 28.07.2020 N 105868-105885 установлено превышение уровня шума при включенном холодильном и технологическом оборудовании магазина по уровню звука LA дБА и по уровню звукового давления в октавных полосах частот L дБ в жилой комнате (маленькая) по адресу: г. Тверь, бульвар Радищева, д. 28, кв. 5. Из названных протоколов следует, что они проведены в соответствии с требованиями МУК 4.3.2194-07; испытательная лаборатория центра обладает бессрочным аттестатом аккредитации от 28.10.2016 N RA.RU.510131, выданным Федеральной службой по аккредитации (дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц 15.08.2016).
Обществом данные обстоятельства не опровергнуты; соответствующие возражения суды аргументировано и на основании анализа требований пунктов 1.1, 1.12,1.13, 1.15, 2.6, 2.7 МУК 4.3.2194-07, обоснованно отклонили.
При этом указали, что требования пунктов 6.4, 6.5, 7.9 ГОСТ 23337-2014 "Межгосударственный стандарт. Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий" (на что ссылалось Общество) в соответствии с его разделом "Общие положения" не распространяется на методы расчета прогнозируемых уровней шума в окружающей среде и в помещениях жилых и общественных зданий, а также на методы оценки уровней шума на соответствие допустимым уровням шума и на методы проектирования шумозащитных мероприятий.
Следовательно, вывод судов о нарушении Обществом требований таблицы N 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 и пункта 6.1 приложения 3 СанПиН 2.1.2.2645-10 является обоснованным и предписание правомерно выдано в его адрес как юридическому лицу, которое при эксплуатации холодильного и технологического оборудования магазина по адресу: город Тверь, бульвар Радищева, дом 28, допускает несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к условиям проживания граждан.
Предписание Управления как акт контрольного реагирования, направленный на своевременное эффективное исполнение Обществом своих обязанностей связанных с предпринимательской деятельностью, является законным, обоснованным и исполнимым, соответствует требованиям подпункта 5 пункта 70 Административного регламента, согласно которому в предписании отражаются требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований, и срок их исполнения.
Согласно подпункту 6 пункта 70 Административного регламента в предписании должен быть отражен срок, в течение которого лицо, которому выдано предписание, должно известить должностное лицо Роспотребнадзора, выдавшее предписание, о выполнении предписания, с указанием способа такого извещения.
В рассматриваемом случае Обществу предписано провести мероприятия по доведению уровня шума от работы оборудования магазина в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10, СН 2.2.4/2.1.8.562-96, после чего провести повторные измерения уровня шума в квартире N 5 дома N 28 по ул. Радищева г. Твери и представить эти данные в Управление для проведения оценки выполнения предписания об устранении нарушений.
Невозможность проведения Обществом данного исследования не подтверждена; документов об отказе в проведении замеров в квартире заявителем не предоставлено, что не позволило суду считать данный пункт предписания неисполнимым.
При этом, суды правильно сочли, что поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность государственного органа на проведение лабораторных исследований за счет федеральных средств для подтверждения отсутствия нарушений у юридического лица, то для разрешения Управлением вопроса о надлежащем выполнении предписания (т.е. о наличии (либо) отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки его исполнении), будет не достаточно уведомления Общества об этом.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Учреждения, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Излишне уплаченные Обществом при подаче кассационной жалобы 1500 руб. государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21.01.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021 по делу N А66-12978/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "7 Пятниц-ресторан на пивоварне" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "7 Пятниц-ресторан на пивоварне" (ОГРН 1066950026615, ИНН 690003836; адрес: Тверская область, город Тверь, улица Коминтерна, дом 95, помещение 1) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины излишне уплаченной по платежному поручению от 09.07.2021 N 820.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предписание Управления как акт контрольного реагирования, направленный на своевременное эффективное исполнение Обществом своих обязанностей связанных с предпринимательской деятельностью, является законным, обоснованным и исполнимым, соответствует требованиям подпункта 5 пункта 70 Административного регламента, согласно которому в предписании отражаются требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований, и срок их исполнения.
Согласно подпункту 6 пункта 70 Административного регламента в предписании должен быть отражен срок, в течение которого лицо, которому выдано предписание, должно известить должностное лицо Роспотребнадзора, выдавшее предписание, о выполнении предписания, с указанием способа такого извещения.
В рассматриваемом случае Обществу предписано провести мероприятия по доведению уровня шума от работы оборудования магазина в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10, СН 2.2.4/2.1.8.562-96, после чего провести повторные измерения уровня шума в квартире N 5 дома N 28 по ул. Радищева г. Твери и представить эти данные в Управление для проведения оценки выполнения предписания об устранении нарушений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 октября 2021 г. N Ф07-12702/21 по делу N А66-12978/2020