01 декабря 2021 г. |
Дело N А21-3682/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в лице судьи Савицкой И.Г.,
рассмотрев 01.12.2021 без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2021 по делу N А21-3682/2021,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, адрес: 236040, Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1043902855446, ИНН 3906131304 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Собитнюк Андрея Алексеевича, адрес: 236010, Калининград, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 28.06.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2021, в удовлетворении заявления отказано в связи с малозначительностью правонарушения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы не согласен с выводом судов о малозначительности совершенного арбитражным управляющим деяния и настаивает на том, что допущенное правонарушение посягает на установленный и охраняемый порядок в сфере регулирования процедуры несостоятельности (банкротства), соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере. Управление полагает, что пресечь допускаемые правонарушения и предупредить совершение новых нарушений со стороны арбитражного управляющего возможно только путем принятия к нему мер административной санкции в рамках административного наказания по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В представленном отзыве на кассационную жалобу арбитражный управляющий возражает против удовлетворения жалобы Управления.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова участвующих в деле лиц в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 288.2 АПК РФ.
Согласно части 3 статьи 288.2. АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из обжалуемых судебных актов, решением Арбитражного суда Калининградской области от 12.03.2019 по делу N А21-15021/2018 Селиванов Андрей Григорьевич (должник) признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура банкротства - реализация имущества должника, финансовым управляющим утвержден Собитнюк А.А.
В ходе проверки деятельности арбитражного управляющего при осуществлении им своих полномочий в рамках процедуры банкротства вышеуказанного должника Управлением были выявлены следующие нарушения:
- арбитражный управляющий не направил конкурсным кредиторам отчеты о своей деятельности во II - IV кварталах 2019 года, в I - IV кварталах 2020 года, в I квартале 2021 года (абзац двенадцатый пункта 8 статьи 213.9, пункт 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ);
- арбитражный управляющий не закрыл расчетные счета должника в публичном акционерном обществе (далее - ПАО) "Росгосстрах Банк", ПАО "Промсвязьбанк", ПАО "Банк "Санкт-Петербург", Банк ВТБ (ПАО), не отразил в отчете финансового управляющего информацию о наличии либо закрытии данных расчетных счетов, а также не приложил документы, подтверждающие закрытие счетов (при наличии) (пункт 1 статьи 133, абзац десятый пункта 2 статьи 143 и пункт 4 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ, пункт 11 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 "Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего" (далее - Правила N 299);
- арбитражный управляющий включил 19.01.2021 в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) сообщение о завершении процедуры банкротства - реализации имущества должника; 22.01.2021 - сообщение о результатах проведения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина (отчет), в то время, когда данная процедура не была завершена (резолютивная часть оглашена только 13.04.2021) (пункты 2 и 2.1 статьи 213.7 и пункта 4 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ);
- арбитражный управляющий отразил в финансовом анализе состояния должника и отчете о своей деятельности, а также о результатах проведения процедуры реализации имущества гражданина взаимоисключающую информацию и не приложил документы, подтверждающие наличие (отсутствие) брачных отношений (пункт 4 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ, пункт 5 Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 N 367, пункта 11 Правил N 299).
По факту выявленных нарушений Управление 14.04.2021 составило в отношении арбитражного управляющего протокол N 00423921 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ и на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Собитнюка А.А. к административной ответственности по указанной квалификации.
Суды двух инстанций на основании оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц пришли к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего состава правонарушения, квалифицируемого по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, с учетом установленных обстоятельств по делу суды посчитали возможным применить в настоящем случае положения статьи 2.9 КоАП РФ и признали совершенное административное правонарушение малозначительным, в связи с чем освободили Собитнюка А.А. от административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренному названным Кодексом, если судья или орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Законодателем предоставлено право суду самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения, исходя из общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением признается такое действие или бездействие, которое формально хоть и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При рассмотрении данного вопроса суды оценили действия арбитражного управляющего, учли совершение описок при отражении сведений о браке должника и пришли к выводу, что вменяемое противоправное поведение не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям. Кроме того, суды приняли во внимание, что арбитражным управляющим были составлены финансовый анализ и отчеты, велась электронная переписка с кредиторами, направлялись запросы в кредитные организации о наличии счетов (открытые счета должника были банками либо заблокированы, либо имели нулевые остатки); отчет о деятельности арбитражного управляющего был направлен кредиторам. Также суды приняли во внимание, что арбитражный управляющий признал факт ошибочной публикации сведений о реализации имущества должника, внес соответствующие изменения в ЕФРСБ и более таких нарушений не допускал.
Ввиду отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям суды применительно к обстоятельствам вменяемого административного нарушения применили положения статьи 2.9 КоАП РФ и освободили Собитнюка А.А. от административной ответственности.
Выводы судов о малозначительности правонарушения нельзя признать абстрактными; они основаны на оценке доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ и обусловлены отсутствием существенной угрозы охраняемым правоотношениям в данном конкретном случае с учетом характера и степени общественной опасности, обстоятельств совершения правонарушения, отсутствия каких-либо негативных последствий, реальной угрозы охраняемым законом интересам государства и общества применительно к пунктам 17 и 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Суды соотнесли в данном случае достижение превентивных целей административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ) с обстоятельствами совершенного административного правонарушения и степенью его общественной опасности.
Поскольку при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2021 по делу N А21-3682/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области - без удовлетворения.
Судья |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ввиду отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям суды применительно к обстоятельствам вменяемого административного нарушения применили положения статьи 2.9 КоАП РФ и освободили Собитнюка А.А. от административной ответственности.
Выводы судов о малозначительности правонарушения нельзя признать абстрактными; они основаны на оценке доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ и обусловлены отсутствием существенной угрозы охраняемым правоотношениям в данном конкретном случае с учетом характера и степени общественной опасности, обстоятельств совершения правонарушения, отсутствия каких-либо негативных последствий, реальной угрозы охраняемым законом интересам государства и общества применительно к пунктам 17 и 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Суды соотнесли в данном случае достижение превентивных целей административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ) с обстоятельствами совершенного административного правонарушения и степенью его общественной опасности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 декабря 2021 г. N Ф07-16781/21 по делу N А21-3682/2021