01 декабря 2021 г. |
Дело N А56-17568/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Кудряшовой В.Д. (доверенность от 01.09.2021 N 78/25081/21), от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Муравьева А.О. (доверенность от 21.11.2019 N 490-19),
рассмотрев 30.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021 по делу N А56-17568/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление), от 12.02.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 078/04/9.21-1694/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 27.04.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.09.2021, заявление Общества удовлетворено, постановление Управления признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 27.04.2021 и постановление от 02.09.2021, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, Обществом нарушены положения пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861); вмененное Обществу правонарушение не является малозначительным.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Скипетр" 13.11.2020 обратилось к Обществу с заявкой N 20-539143 на присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью 150 кВт, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 78:42:1511501:3486 в пос. Шушары в Санкт-Петербурге.
Общество зарегистрировало заявку 20.11.2020, в этот же день разместило в личном кабинете ООО "Скипетр" типовой договор об осуществлении технологического присоединения, счет на оплату, инструкцию для заявителя с перечнем мероприятий, обеспечивающих безопасное присоединение и фактический прием напряжения и мощности.
Управлению 17.12.2020 от ООО "Скипетр" поступило заявление (вх. N 46318-ЭП/20) о нарушении Обществом Правил N 861, выразившемся в неразмещении в личном кабинете заявителя в течение 10 рабочих дней с момента регистрации мотивированного отказа ООО "Скипетр" от 23.11.2020 вх. N ЛЭ/01-02/20482 от подписания проекта договора на технологическое присоединение скорректированных технических условий.
Управление, установив нарушение Обществом абзаца шестнадцатого пункта 15 Правил N 861, 30.12.2020 возбудило в его отношении дело N 078/04/9.21-1694/2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, 29.01.2021 составило протокол об административном правонарушении.
Постановлением Управления от 12.02.2021 по делу об административном правонарушении N 078/04/9.21-1694/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде 110 000 руб. штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), придя к выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, признали незаконным и отменили оспариваемое постановление.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде 100 000 - 500 000 руб. административного штрафа за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке - на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер; договор является публичным.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861), в соответствии с пунктом 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, руководствуясь Правилами N 861, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. В судебных актах приведены мотивы, послужившие основанием для указанного вывода.
Вывод судов о наличии или отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения связан с оценкой доказательств по делу и установлением его фактических обстоятельств.
Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Доводы, приведенные Управлением в кассационной жалобе, сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств дела, данной судами первой и апелляционной инстанций, направлены на иную оценку исследованных судами доказательств, что в силу статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021 по делу N А56-17568/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, руководствуясь Правилами N 861, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. В судебных актах приведены мотивы, послужившие основанием для указанного вывода.
...
Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 декабря 2021 г. N Ф07-16867/21 по делу N А56-17568/2021