01 декабря 2021 г. |
Дело N А21-2267/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 30.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2021 по делу N А21-2267/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество ""Янтарьэнерго", адрес: 236022, Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023900764832, ИНН 3903007130 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - Управление), от 24.02.2021 по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-97/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 300 000 руб. административного штрафа.
Решением суда первой инстанции от 13.05.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.08.2021, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 13.05.2021 и постановление от 11.08.2021, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, неосуществление технологического присоединения в срок, установленный договором и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), обусловлено объективными причинами, не связанными с действиями сетевой организации; Общество добросовестно и последовательно выполняло предусмотренные договором о технологическом присоединении и техническими условиями обязанности сетевой организации; судами необоснованно не учтены в качестве обстоятельства непреодолимой силы введенные в 2020 году ограничительные меры, связанные с распространением коронавирусной инфекции.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Общество и Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество (сетевая организация) и Орехов Игорь Викторович (заявитель) 17.06.2020 заключили договор N 2279/05/20 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор), по условиям которого сетевая организация обязалась осуществить технологическое присоединение к своим сетям энергопринимающего устройства заявителя, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 39:03:060016:310 по адресу: Калининградская обл., Гурьевский р-н, пос. Солнечное, Звездная ул.
В силу пункта 5 Договора срок выполнения мероприятий по нему составлял 6 месяцев со дня его заключения.
Согласно пункту 6 Договора сетевая организация обязалась выполнить мероприятия по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях, а также урегулировать отношения с третьими лицами.
В соответствии с пунктом 8 Договора заявитель обязался выполнить возложенные на него мероприятия по технологическому присоединению в границах земельного участка, на котором расположены энергопринимающие устройства.
Пунктом 10.2 технических условий, являющихся неотъемлемой частью Договора, предусмотрена обязанность сетевой организации проложить от трансформаторной подстанции 148-40 до участка заявителя с применением самонесущих изолированных проводников напряжением 0,4 кВ воздушную линию электропередачи ориентировочной протяженностью 390 м.
Орехов И.В. 02.08.2020 направил Обществу уведомление о выполнении технических условий к Договору.
Осмотрев присоединяемые электроустановки заявителя, Общество 10.08.2020 составило замечания, в которых указало на невыполнение пункта 10.2 технических условий, отсутствие питающего кабеля к вводному распределительному устройству.
Письмом от 11.08.2020 N Я7/19/3953 Общество уведомило Орехова И.В. о том, что мероприятия по Договору планируется завершить до 17.01.2021, необходимости устранить указанные представителем сетевой организации замечания.
В ответ на запрос Орехова И.В. о подтверждении сроков выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению письмом от 17.12.2020 N Я7/19/5994 Общество сообщило Орехову И.В. об оформлении документов для проведения конкурентных процедур по отбору подрядной организации для разработки рабочей документации, после разработки, согласования и утверждения которой будет определен наиболее эффективный способ выполнения строительно-монтажных работ, а также о завершении мероприятий по технологическому присоединению во II квартале 2021 года.
В поступившем в адрес Управления заявлении Орехов И.В. сообщил о нарушении Обществом Правил N 861.
Управление, усмотрев нарушение Обществом пункта 16 Правил N 861, определением от 03.02.2021 возбудило в отношении сетевой организации дело N 039/04/9.21-97/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, 18.02.2021 составило протокол об административном правонарушении.
Постановлением Управления от 24.02.2021 по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-97/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде 300 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, признав доказанными Управлением состав и событие вмененного Обществу административного правонарушения, не установив процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности, отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции и оставил его без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде 100 000 - 500 000 руб. административного штрафа за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 600 000 руб. до 1 000 000 руб. (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке - на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер; договор является публичным.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861, в соответствии с пунктом 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
В пункте 14 Правил N 861 указано, что заявителями являются физические лица, направляющие сетевой организации заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Согласно пункту 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные указанными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 данных Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 м в городах и поселках городского типа и не более 500 м в сельской местности.
В силу пункта 5 Договора технологическое присоединение энергопринимающих устройств Орехова И.В. к электрическим сетям Общества должно было состояться не позднее 17.12.2020.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судами, на 25.01.2021 - дату обращения Орехова И.В. к Управлению технологическое присоединение энергопринимающего устройства к электрическим сетям Общества не было осуществлено. Фактически технологическое присоединение было выполнено только 05.04.2021.
Факт нарушения сетевой организацией срока осуществления технологического присоединения по Договору Обществом не оспаривается.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 этой статьи.
В кассационной жалобе Общество настаивает на отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, поскольку неосуществление мероприятий по технологическому присоединению в установленный срок обусловлено не зависевшими от сетевой организации причинами.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос наличия вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован Управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении и судами в ходе судебного разбирательства.
Так, согласно письму Общества от 17.12.2020 N Я7/19/5994 на указанную дату планировалось только оформление документации для проведения конкурентной закупки по выбору подрядчика для выполнения строительно-монтажных работ, в то время как мероприятия по технологическому присоединению надлежало завершить не позднее 17.12.2020 (пункт 5 Договора).
Ссылка Общества на введение в 2020 году ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции получила надлежащую оценку судов двух инстанций и мотивированно ими отклонена.
Суды отметили, что Общество является сетевой организацией, осуществляющей свою деятельность непрерывно, на которую в силу указов Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239 и от 28.04.2020 N 294 режим нерабочих дней не распространяется. Договор с Ореховым И.В. заключен Обществом 17.06.2020, то есть по окончании основных нерабочих дней. Деятельность Общества не приостанавливалась, также как и деятельность его подрядчика и организаций, осуществлявших проектирование. Доказательств обратного заявитель в материалы дела не представил.
Как установили суды, доказательства невозможности соблюдения Обществом Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Вывод судов о наличии или отсутствии вины Общества во вмененном ему административном правонарушении связан с оценкой доказательств по делу и установлением его фактических обстоятельств.
Довод Общества об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ направлен на иную оценку установленных судами фактических обстоятельств.
Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности Управление не допустило. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, позволяющих признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным, заменить назначенный ему штраф на предупреждение либо снизить его на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Назначенное Обществу административное наказание в виде 300 000 руб. штрафа отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и имеющихся в нем доказательств, подлежащих применению норм материального права вывод судов о законности оспариваемого постановления Управления является правильным.
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2021 по делу N А21-2267/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Янтарьэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности Управление не допустило. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, позволяющих признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным, заменить назначенный ему штраф на предупреждение либо снизить его на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Назначенное Обществу административное наказание в виде 300 000 руб. штрафа отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 декабря 2021 г. N Ф07-16667/21 по делу N А21-2267/2021