02 декабря 2021 г. |
Дело N А56-78768/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Бобарыкиной О.А., Серовой В.К.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Гавриловой Е.В. (доверенность от 20.07.2021 N 406), от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Выборгского района" Анисимовой С.Н. (доверенность от 11.01.2021 N 1),
рассмотрев 02.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2021 по делу N А56-78768/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская улица, дом 12, литера А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Выборгского района", адрес: 194156, Санкт-Петербург, проспект Пархоменко, дом 24/9, ОГРН 1089847063525, ИНН 7802423282 (далее - Общество), о взыскании 60 562 066 руб. 76 коп. неустойки, начисленной за период с июня 2016 по апрель 2018 года.
Решением от 21.02.2021 иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 16.07.2021 решение от 21.02.2021 отменено, иск удовлетворен частично: с Общества в пользу Предприятия взыскано 5 910 772 руб. 35 коп. неустойки. В остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение и нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 16.07.2021, оставить в силе решение от 21.02.2021.
По мнению подателя жалобы, выводы апелляционного суда о том, что обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А56-10286/2018, не имеют преюдициального значения для настоящего дела, являются несостоятельными; вопросы относительно методики определения объема и стоимости тепловой энергии, приходящейся на нужды горячего водоснабжения, рассмотрены Верховным Судом Российской Федерации в определении от 08.05.2020 по делу N А56-10286/2018; данные объемы и стоимость потребленной тепловой энергии являются основой для расчета неустойки по настоящему делу; контррасчет Общества содержит технические и арифметические ошибки.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, ссылаясь на несостоятельность приведенных в ней доводов, просит оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества против ее удовлетворения возражал.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирными домами (далее - МКД), расположенными в Выборгском районе Санкт-Петербурга.
По договорам теплоснабжения в горячей воде (далее - Договоры) Предприятие (энергоснабжающая организация) обязалось подавать Обществу (абоненту) через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде в находящиеся в управлении Общества МКД, а последнее - оплачивать отпускаемую тепловую энергию.
Расчетным периодом по Договорам является календарный месяц.
Во исполнение условий Договоров Предприятие в период с июня 2016 по апрель 2018 года поставило абоненту тепловую энергию в горячей воде и выставило к оплате соответствующие счета, исходя из стоимости отпущенной в МКД тепловой энергии, определенной с применением тарифа в рублях за гигакалорию (руб./Гкал).
Поскольку уплата задолженности произведена Обществом несвоевременно и не в полном объеме, Предприятие начислило неустойку и обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разногласия сторон заключаются в применяемом для расчетов между сторонами тарифе за горячее водоснабжение. Общество полагает, что расчет должен быть произведен исходя из положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), то есть оплате подлежал коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить потребители по установленным для них правилам - по средневзвешенному тарифу в рублях за кубический метр (руб./куб.м). По мнению Предприятия, расчеты должны производиться по тарифу, установленному в руб./Гкал.
Суд первой инстанции, признав требования обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск в полном объеме.
Апелляционный суд признал контррасчет Общества соответствующим Правилам, обязательным при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), и Правилам N 354, указав, что Предприятие не обосновало и документально не подтвердило расчет неустойки на заявленную сумму, и удовлетворил иск частично.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Спор между сторонами сводится к определению тарифа на тепловую энергию, подлежащего применению при расчете стоимости поставленного ресурса, что, в свою очередь, является основой для расчета неустойки.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
По общему правилу, установленному пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.
В соответствии с частью 9 статьи 15 Закона N 190-ФЗ оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных этим Законом.
Особенностью тарифного регулирования на территории Санкт-Петербурга является наличие двух видов тарифов на горячее водоснабжение для населения: в руб./Гкал и руб./куб.м.
Так, распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2014 N 569-р и от 27.11.2015 N 363-р Предприятию установлены тарифы в сфере теплоснабжения на территории Санкт-Петербурга на 2015-2018 годы, в том числе для населения в размере экономически обоснованного и льготного, предусмотренного Законом Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 111-17 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга".
Кроме того, распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2014 N 596-р, от 27.11.2015 N 377-р, от 19.12.2016 N 249-р и от 20.12.2017 N 240-р на территории Санкт-Петербурга за коммунальную услугу по горячему водоснабжению установлен тариф, определяемый в руб./куб.м, а также руб./Гкал.
Указанные нормативные акты не оспорены, незаконными не признаны, не отменены и не изменены применительно к спорному периоду.
Вместе с тем, исходя из положений пунктов 5, 23 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), из примечания к приложению N 2 Правил N 354, для целей расчетов за оказанные услуги используется тариф в руб./куб.м. При таком правовом регулировании тариф на горячее водоснабжение в руб./Гкал является субсидиарным и подлежит применению при наличии объективных причин, исключающих возможность исчисления стоимости горячего водоснабжения по тарифу в кубометрах (в том числе при оспаривании в рамках конкретного дела положений нормативного акта - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 N 37-П).
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил N 354.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Исходя из пункта 7 статьи 19 Закона N 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в МКД, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом МКД по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Горячая вода является одним из коммунальных ресурсов (пункт 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период: объем потребленного за месяц коммунального ресурса умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях - куб.м холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб.м холодной воды или куб.м горячей воды на 1 человека.
Согласно подпункту "б" пункта 7 (1) Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД в отношении горячей воды используются показатели: куб.м холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб.м холодной воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, или куб.м горячей воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.
В связи с изложенным проживающие в жилом доме граждане оплачивают горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб.м, и по тарифу, установленному регулирующим органом для оплаты одного куб.м горячей воды.
Таким образом, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб.м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в МКД и оплачивать его согласно тарифу, установленному для населения для оплаты одного куб.м горячей воды.
Общество как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Предприятие осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячую воду, которая предоставляется населению как услуга по горячему водоснабжению и оплачивается населением в кубических метрах.
С учетом наличия у ответчика статуса исполнителя коммунальных услуг, а также требований пункта 13 Правил N 354 законных оснований для возложения на Общество обязанности по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно принял контррасчет неустойки, произведенный ответчиком за спорный период, который соответствует Правилам N 354, а также не противоречит фактическим обстоятельствам дела, и взыскал с ответчика в пользу истца 5 910 772 руб. 35 коп. неустойки, начисленной на основании пункта 9.2 Закона N 190-ФЗ.
То обстоятельство, что Общество оплатило стоимость коммунального ресурса в объеме, рассчитанном Предприятием, не свидетельствует о признании Обществом долга; при этом сам факт просрочки оплаты ресурса ответчик не оспаривал.
Довод Предприятия об обоснованности исковых требований со ссылкой на судебные акты по делу N А56-102486/2018 является несостоятельным, поскольку названные судебные акты не содержат выводов относительно правомерности выставления Предприятием Обществу счетов на основании стоимости тепловой энергии, исчисленной исходя из количества потребленных Гкал, и при рассмотрении названного дела размер задолженности Общества перед Предприятием не устанавливался. В рамках названного дела суды первой инстанции и округа, принимая во внимание особенности тарифного регулирования, действующие в Санкт-Петербурге, возможность определения количества коммунальной услуги на горячее водоснабжение как в Гкал, так и в кубометрах учетным способом (общедомовым прибором учета), что не ставило под сомнение количество фактически полученного МКД ресурса, посчитали, что неосновательное обогащение на стороне Предприятия не доказано.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил иск частично.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов апелляционного суда. Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, апелляционным судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2021 по делу N А56-78768/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
...
С учетом наличия у ответчика статуса исполнителя коммунальных услуг, а также требований пункта 13 Правил N 354 законных оснований для возложения на Общество обязанности по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно принял контррасчет неустойки, произведенный ответчиком за спорный период, который соответствует Правилам N 354, а также не противоречит фактическим обстоятельствам дела, и взыскал с ответчика в пользу истца 5 910 772 руб. 35 коп. неустойки, начисленной на основании пункта 9.2 Закона N 190-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 декабря 2021 г. N Ф07-15462/21 по делу N А56-78768/2019