02 декабря 2021 г. |
Дело N А05-2963/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Няндома-Лес" Копотуна С.Ю. (доверенность от 17.03.2021),
рассмотрев 29.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Няндома-Лес" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 по делу N А05-2963/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Няндома-Лес", адрес: 164200, Архангельская обл., г. Няндома, Тульская ул., д. 31б, ОГРН 1192901009509, ИНН 2918012204 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к территориальному органу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами, адрес: 164501, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Бойчука, д. 3, оф. 10, ОГРН 1162901060376, ИНН 2902083136 (далее - Управление), о признании незаконным извещения от 22.12.2020 N 215 об отказе в приеме лесной декларации и устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство), государственное казенное учреждение Архангельской области "Няндомское лесничество", адрес: 164200, Архангельская обл., г. Няндома, Советская ул., д. 22, ОГРН 1072918001067, ИНН 2918008705 (далее - Няндомское лесничество).
Решением суда первой инстанции от 17.06.2021, оставленным без удовлетворения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.08.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, им представлены все обязательные в соответствии с частью 3 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) сведения в лесной декларации, в том числе сведения об отводе лесосек. В силу действующих норм лесного законодательства арендатор лесных участков не обязан устанавливать качественные признаки лесных насаждений при подаче лесной декларации; Общество соблюло требования по использованию лесов, задекларировав лесные участки, разрешенный вид использования которых содержался в проекте освоения лесов, а Управление, в свою очередь, обязано было на дату подачи лесной декларации самостоятельно проверить декларируемые объемы использования лесов, а также осуществлять контроль за использованием лесов.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
В отзыве Управление возразило против доводов жалобы.
Управление и третьи лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департаментом лесного комплекса Архангельской области (далее - Департамент) и открытым акционерным обществом (далее - ОАО) "Архангельсклеспром" заключен договор аренды лесного участка от 13.12.2007 N 133 (далее - Договор), пунктом 7.1 которого срок его действия установлен по 18.01.2054.
Впоследствии ОАО "Архангельсклеспром" и обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Норд-лес" 14.02.2011 заключен договор перенайма N 1-02/2011, в соответствии с которым ОАО "Архангельсклеспром" передало ООО "Норд-лес" свои права и обязанности арендатора по Договору.
Министерство (правопреемник Департамента) и Общество заключили соглашение N 5 о внесении изменений и дополнений в Договор, которым произведена замена арендатора с ООО "Норд-лес" на Общество в связи с прекращением деятельности путем реорганизации в форме разделения.
Общество (арендатор) 15.12.2020 направило Управлению лесную декларацию по заготовке древесины на лесных участках на 2021 год, предоставленных по Договору, согласно которой просило ее принять на объем заготовки 3420 куб. м, в том числе: по хвойному хозяйству - 1200 куб. м, по лиственному хозяйству - 2220 куб. м: сплошные рубки - 2220 куб. м, в том числе: по хвойному хозяйству - 0 куб. м, по лиственному хозяйству - 2220 куб. м; выборочные рубки - 1200 куб. м, в том числе: по лиственному хозяйству - 0 куб. м; рубки ухода - 0 куб. м, в том числе: по хвойному хозяйству - 0 куб. м, по лиственному хозяйству - 0 куб. м.
Управление направило Обществу извещение от 22.12.2020 N 215 об отказе в приеме лесной декларации, который мотивирован несоответствием лесной декларации проекту освоения лесов. Отмечено, что в лесосеках кварталов N 122, 140 и 144 Шожемского участкового лесничества проектом освоения лесов при добровольно-выборочной рубке предусмотрено назначение насаждения в рубке при полноте насаждений 0,6 и более.
Не согласившись с указанным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу пункта 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является заготовка древесины.
Согласно статье 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (часть 1). Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (часть 4). Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено данным Кодексом (часть 8).
В статье 26 указанного Кодекса определено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1). Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий в том числе лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду (часть 2).
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Порядок заполнения и подачи лесной декларации установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" (далее - Порядок N 17).
Так, лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12-ти месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов (пункт 2 Порядка N 17).
В силу пункта 3 Порядка N 17 в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
В пункте 6 названного Порядка установлено, что уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации проекту освоения лесов в течение 5-ти рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме с обоснованием отказа.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 08.12.2016 N 641 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее - Регламент).
Согласно пункту 2.11.1 Регламента одним из оснований для отказа в приеме лесных деклараций является несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
Использование лесов осуществляется на основании проекта освоения лесов и договора аренды (часть 8 статьи 29, статьи 88 - 89 ЛК РФ).
Проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка и составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка (пункты 28, 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69).
Как установили суды двух инстанций, в рассматриваемом случае согласно проекту освоения лесов по Договору в таблице "Ведомость лесотаксационных выделов, назначаемых в рубку" предусмотрена заготовка древесины - проведение выборочных рубок, в том числе в квартале 122 (выдел 41), в квартале 140 (выдел 29), в квартале 144 (выдел 32) Шожемского участкового лесничества Няндомского лесничества.
При этом данная таблица содержит примечание напротив указанных участков, в силу которого насаждение может быть назначено в рубку после того, как достигнет полноты 0,6 и более.
Однако согласно материалам лесоустройства 2012 года полнота насаждений в квартале 140 (выдел 29) составляет - 0,5, в квартале 122 (выдел 41) и в квартале 144 (выдел 32) - 0,4.
Общество не отрицало, что аналогичная указанным материалам лесоустройства информация о полноте насаждений содержится и в государственном лесном реестре.
В соответствии с пунктом 3.4.1 Договора арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами и настоящим договором.
Проект освоения лесов по лесным участкам, переданным в аренду обществу по Договору, с учетом подписанных сторонами соглашений о внесении изменений и дополнений, для заготовки древесины в Няндомском лесничестве, разработан в 2019 году, получил положительное заключение государственной экспертизы от 21.02.2019 N 132, утвержден распоряжением Министерства от 21.02.2019 N 166р.
В период подачи Обществом спорной лесной декларации действовали Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила N 474), согласно пункту 33 которых заготовка древесины осуществляется в форме рубок, установленных лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов в отношении лесных участков, предоставленных для заготовки древесины на правах аренды или постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 34 Правил N 474 с учетом объема вырубаемой древесины за один прием (интенсивность рубки) выборочные рубки подразделяются на следующие виды: очень слабой интенсивности - объем вырубаемой древесины достигает 10 процентов от общего ее запаса, слабой интенсивности - 11-20 процентов, умеренной интенсивности - 21-30 процентов, умеренно высокой интенсивности - 31-40 процентов, высокой интенсивности - 41-50 процентов; очень высокой интенсивности - 51-70 процентов.
Выборочные рубки спелых, перестойных лесных насаждений проводятся с интенсивностью, обеспечивающей формирование устойчивых лесных насаждений из второго яруса и подроста главных (целевых) пород. В этом случае проводится рубка части спелых и перестойных деревьев с сохранением второго яруса и подроста. Ко второму ярусу относится часть деревьев древостоя, высота которых составляет от 0,5 до 0,8 высоты первого яруса. Отставшие в росте (старые) деревья первого яруса не относятся ко второму ярусу и подросту (пункт 35 Правил N 474).
При добровольно-выборочных рубках равномерно по площади вырубаются в первую очередь поврежденные, перестойные, спелые с замедленным ростом деревья при условии обеспечения воспроизводства древесных пород, сохранения защитных и средообразующих свойств леса. Полнота древостоя после проведения данного вида выборочных рубок лесных насаждений не должна быть ниже 0,5 (пункт 36 Правил N 474).
Выше отмечено, что согласно материалам лесоустройства 2012 года полнота насаждений в квартале 140 (выдел 29) составляет - 0,5, в квартале 122 (выдел 41) и в квартале 144 (выдел 32) - 0,4. Общество не отрицало в судах, что сведениями об иной полноте ни арендатор, ни ответчик или лесничество не располагали. Сведения об иной полноте насаждений на участках в ходе работ по лесоустройству либо в ходе натурного осмотра арендатором с составлением акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию в лесничество Обществом не направлялись.
Суд первой инстанции отметил, что желание Общества провести выборочную рубку в насаждении с низкой полнотой древостоя, получив с этих участков некачественный объем древесины, может привести к распаду древостоя, гибели оставшейся части деревьев; при этом оно не лишено права провести рубку в спорных выделах тогда, когда полнота древостоя на них достигнет нормативных показателей.
Общество само признает, что указанные лесные участки были включены в проект освоения лесов для заготовки древесины с определенным условием. На момент подачи спорной лесной декларации изменений указанных условий в установленном законодательством порядке не произведено.
В связи с указанным суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, оценка доказательств произведена судами с учетом требований статей 9, 65 - 71, 200 АПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено. Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном истолковании норм материального права применительно к обстоятельствам настоящего спора.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 по делу N А05-2963/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НяндомаЛес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выборочные рубки спелых, перестойных лесных насаждений проводятся с интенсивностью, обеспечивающей формирование устойчивых лесных насаждений из второго яруса и подроста главных (целевых) пород. В этом случае проводится рубка части спелых и перестойных деревьев с сохранением второго яруса и подроста. Ко второму ярусу относится часть деревьев древостоя, высота которых составляет от 0,5 до 0,8 высоты первого яруса. Отставшие в росте (старые) деревья первого яруса не относятся ко второму ярусу и подросту (пункт 35 Правил N 474).
При добровольно-выборочных рубках равномерно по площади вырубаются в первую очередь поврежденные, перестойные, спелые с замедленным ростом деревья при условии обеспечения воспроизводства древесных пород, сохранения защитных и средообразующих свойств леса. Полнота древостоя после проведения данного вида выборочных рубок лесных насаждений не должна быть ниже 0,5 (пункт 36 Правил N 474).
...
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 по делу N А05-2963/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НяндомаЛес" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 декабря 2021 г. N Ф07-11835/21 по делу N А05-2963/2021