09 декабря 2021 г. |
Дело N А56-20488/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Кустова А.А.,
рассмотрев 09.12.2021 без проведения судебного заседания и без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга от 30.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2021 по делу N А56-20488/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская улица, дом 12, литера А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников жилья "Орловское", адрес: 194356, Санкт-Петербург, 1-я Утиная улица, дом 32, ОГРН 1037832022733, ИНН 7814123533 (далее - Товарищество), о взыскании 279 499 руб. 18 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную по договору теплоснабжения в горячей воде от 01.07.2006 N 4704.037.1 (далее - Договор) в июле - декабре 2020 года, 15 239 руб. 84 коп. неустойки по состоянию на 28.02.2021, а также неустойки, начисленной на основании пункта 5.7 Договора с 01.03.2021 по дату фактического исполнения обязательства.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 30.06.2021 (принятым в виде резолютивной части 07.06.2021), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.08.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм материального права, а также несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 30.06.2021 и постановление от 16.08.2021, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, апелляционный суд необоснованно принял контррасчет Товарищества, который не был представлен в суд первой инстанции; в случае применения судами методики, установленной Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), подлежало взысканию 121 204 руб. 02 коп. задолженности; отказывая во взыскании договорной неустойки, суды необоснованно применили положения пункта 9.2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ); в связи с принятием обжалуемых судебных актов на стороне Товарищества возникло неосновательное обогащение; правовая позиция Товарищества противоречит судебной практике; вопросы относительно методики определения объема и оплаты тепловой энергии, приходящейся на нужды горячего водоснабжения (далее - ГВС), рассмотрены Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 06.05.2020 по делу N А56-23621/2018, от 08.05.2020 по делам N А56-102486/2018 и А56-147804/2018; объем тепловой энергии, потребленной исполнителем коммунальных услуг сверх нормы, необходим самому абоненту для предоставления коммунальной услуги надлежащего качества; Предприятие не рассчитывало объем тепловой энергии, входящий в графу "Технология в горячей воде", сверх показаний общедомовых узлов учета тепловой энергии.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Предприятие (энергоснабжающая организация) и Товарищество (абонент) 01.07.2006 заключили Договор, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде по адресу: 1-я Утиная улица, дом 32, а абонент - своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию.
Порядок учета и расчета потребляемой тепловой энергии определен в разделе 4 Договора, а порядок расчетов - в разделе 5.
В соответствии с пунктом 5.4 Договора энергоснабжающая организация в первой декаде месяца, следующего за расчетным, выставляет безакцептно платежное требование за потребленную тепловую энергию расчетного месяца. Оплата абонентом платежного документа производится в течение 5 банковских дней со дня его выставления.
Согласно пункту 5.7 Договора в случае неоплаты платежного требования энергоснабжающая организация вправе начислить, а абонент обязан уплатить неустойку в виде пеней в размере 0,1% от неуплаченной или несвоевременно уплаченной суммы за каждые просроченные сутки.
Во исполнение условий Договора Предприятие в период с июля по декабрь 2020 года поставило абоненту тепловую энергию в горячей воде общей стоимостью 1 464 511 руб. 83 коп. и выставило к оплате соответствующие счета, которые Товарищество оплатило не в полном объеме.
В претензии от 27.01.2021 N 58-08/315 Предприятие потребовало Товарищество погасить оставшиеся 279 499 руб. 18 коп. задолженности за поставленную по Договору тепловую энергию.
Поскольку требования претензии Товарищество не исполнило, а уплата задолженности произведена несвоевременно и не в полном объеме, Предприятие начислило неустойку и обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При рассмотрении дела суды установили, что спор возник в связи с тем, что Предприятие выставляло Товариществу счета исходя из стоимости тепловой энергии, исчисленной по тарифу в рублях за гигакалорию (руб./Гкал), а Товарищество получало с населения плату за ГВС, исчисленную по тарифу в рублях за кубический метр (руб./куб.м).
Суды первой и апелляционной инстанций посчитали необоснованными требования Предприятия и отказали в удовлетворении иска.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Спор между сторонами сводится к определению тарифа на тепловую энергию, подлежащего применению при расчете стоимости поставленного ресурса.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
По общему правилу, установленному пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.
В соответствии с частью 9 статьи 15 Закона N 190-ФЗ оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных этим Законом.
Особенностью тарифного регулирования на территории Санкт-Петербурга является наличие двух видов тарифов на ГВС для населения: в руб./Гкал и руб./куб.м.
Так, распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2014 N 569-р и от 27.11.2015 N 363-р Предприятию установлены тарифы в сфере теплоснабжения на территории Санкт-Петербурга на 2015-2018 годы, в том числе для населения в размере экономически обоснованного и льготного, предусмотренного Законом Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 111-17 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга".
Кроме того, распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2014 N 596-р, от 27.11.2015 N 377-р, от 19.12.2016 N 249-р и от 20.12.2017 N 240-р на территории Санкт-Петербурга за коммунальную услугу по ГВС установлен тариф, определяемый в руб./куб.м, а также руб./Гкал.
Указанные нормативные акты не оспорены, незаконными не признаны, не отменены и не изменены применительно к спорному периоду.
Вместе с тем, исходя из положений пунктов 5, 23 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), из примечания к приложению N 2 Правил N 354, для целей расчетов за оказанные услуги используется тариф в руб./куб.м. При таком правовом регулировании тариф на ГВС в руб./Гкал является субсидиарным и подлежит применению при наличии объективных причин, исключающих возможность исчисления стоимости ГВС по тарифу в кубометрах (в том числе при оспаривании в рамках конкретного дела положений нормативного акта - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 N 37-П).
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме (далее - МКД), применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил N 354.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Исходя из пункта 7 статьи 19 Закона N 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в МКД, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого в МКД, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом МКД по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Горячая вода является одним из коммунальных ресурсов (пункт 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги ГВС.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период: объем потребленного за месяц коммунального ресурса умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении ГВС (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях - куб.м холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб.м холодной воды или куб.м горячей воды на 1 человека.
Согласно подпункту "б" пункта 7 (1) Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД в отношении горячей воды используются показатели: куб.м холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб.м холодной воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, или куб.м горячей воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.
В связи с изложенным проживающие в жилом доме граждане оплачивают горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб.м, и по тарифу, установленному регулирующим органом для оплаты одного куб.м горячей воды.
Таким образом, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб.м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в МКД и оплачивать его согласно тарифу, установленному для населения для оплаты одного куб.м горячей воды.
Товарищество как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, ГВС) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что спорный МКД имеет раздельный учет по каждому виду коммунального ресурса - отоплению и ГВС, общедомовые приборы учета фиксируют как объем тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и ГВС, так и отдельно учитывают объем ресурса на ГВС в куб.м. Предприятие осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячую воду, которая предоставляется населению как услуга по ГВС и оплачивается населением в кубических метрах.
С учетом наличия у ответчика статуса исполнителя коммунальных услуг, а также требований пункта 13 Правил N 354 законных оснований для возложения на Товарищество обязанности по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
На основании изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении требования о взыскании задолженности, представляющей собой разницу в стоимости тепловой энергии, которая возникла по причине расчета Предприятием стоимости тепловой энергии исходя из количества потребленных Гкал.
Суд первой инстанции, установив, что согласно представленному расчету неустойка начислена за период с 02.01.2021 по 28.02.2021 только на необоснованно заявленную задолженность в размере 279 499 руб. 18 коп., также правомерно отказал в части взыскания неустойки.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам дела.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций. Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга от 30.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2021 по делу N А56-20488/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Судья |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, ГВС) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
...
С учетом наличия у ответчика статуса исполнителя коммунальных услуг, а также требований пункта 13 Правил N 354 законных оснований для возложения на Товарищество обязанности по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 декабря 2021 г. N Ф07-16395/21 по делу N А56-20488/2021
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13242/2022
09.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16395/2021
16.08.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21042/2021
30.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-20488/2021