09 декабря 2021 г. |
Дело N А56-117963/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 202-й года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Боголюбовой Е.В., Дмитриева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шакирова Рамиля Айратовича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2021 по делу N А56-117963/2020,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Шакиров Рамиль Айратович, место регистрации: Республика Татарстан, г. Бавлы, ОГРНИП 320169000021174, ИНН 161102884520, обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "В контакте", адрес: 191024, Санкт-Петербург, Херсонская ул., д. 12-14, лит. А, пом. 1-Н, ОГРН 1079847035179, ИНН 7842349892 (далее - Общество), об обязании исполнить обязательство по договору об оказании рекламных услуг в натуре путем размещения объявления истца следующего содержания:"Lisse мастерская лазерной эпиляции Казань. МЫ ПРИГЛАШАЕМ ВАС НАЧАТЬ БЕЗЗАБОТНУЮ ЖИЗНЬ БЕЗ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ВОЛОС! Забудь о болезненных процедурах воска или шугаринга!".
Решением суда первой инстанции от 12.04.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.07.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе Шакиров Р.А., указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, 22.10.2020 между предпринимателем (заказчиком) и Обществом (исполнителем) заключен договор на оказание рекламных услуг путем акцепта предпринимателем посредством оплаты услуг в размере 500 руб., оферты Общества, размещенной на официальном сайте www.vk.com, в соответствии с которым ответчик обязался оказать истцу услуги по размещению рекламы заказчика на сайте "ВКонтакте", в соответствии с условиями договора (далее - Договор).
Факт заключения Договора ответчиком не оспаривается.
Согласно пункту 3.1 Договора обязательным условием оказания исполнителем услуг по Договору является полное соблюдение заказчиком условий, закрепленных в частности в Правилах размещения рекламных объявлений, размещенных на сайте по адресу:
https://vk.com/ads?act=office_helpHYPERLINKhttpsvkcomadsactofficehelpterms &HYPERLINKhttpsvkcomadsactofficehelptermsterms.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил размещения рекламных объявлений на любые товары и услуги администрация "ВКонтакте" вправе запросить соответствующие документы (в числе прочего: лицензии; сертификаты соответствия и регистрационные удостоверения; документы, подтверждающие квалификацию специалиста; свидетельство о регистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя, устав организации, выписку из ЕГРЮЛ; документы, подтверждающие права на результаты интеллектуальной деятельности; документы, подтверждающие правомерность использование изображения граждан; документы, подтверждающие разрешение на организацию и проведение лотерей). Документы и ссылку на рекламное объявление можно отправить в Поддержку.
В силу пункта 4.3.4. Договора, в случае если объекты рекламирования и/или вид деятельности заказчика подлежат лицензированию и/или обязательной сертификации/требуется иное разрешение уполномоченных лиц (органов), предоставить Обществу надлежащим образом заверенные копии в запрашиваемой форме соответствующих лицензий/сертификатов/иных документов к моменту начала размещения рекламных материалов или в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего запроса от Общества.
Таким образом, Общество вправе запросить у предпринимателя лицензию на осуществление медицинской деятельности в случае, если заказчик предполагал рекламировать именно медицинскую деятельность.
Предпринимателем было заявлено к размещению рекламное объявление следующего содержания: "Lisse мастерская лазерной эпиляции Казань. МЫ ПРИГЛАШАЕМ ВАС НАЧАТЬ БЕЗЗАБОТНУЮ ЖИЗНЬ БЕЗ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ВОЛОС! Забудь о болезненных процедурах воска или шугаринга!".
Рекламное объявление истца 22.10.2020 было отклонено модератором - ответчиком в связи с тем, что истец не представил ответчику лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Истец, указывая на то, что он оказывает не медицинские, а бытовые косметические услуги, в связи с чем, лицензия на осуществление медицинской деятельности не требуется, лицензию ответчику не представил.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суды не нашли правовых оснований для удовлетворения иска.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом, федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 названного закона, и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Медицинская деятельность относится к лицензируемым видам деятельности (пункт 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании).
По смыслу Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2); медицинское вмешательство представляет собой выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2); медицинской деятельностью является профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (пункт 10 статьи 2); медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения данного Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях названного Закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность (пункт 11).
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению. К указанному перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, относятся, в том числе косметология, дерматовенерология, организация сестринского дела, медицинский массаж.
Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н утверждена Номенклатура медицинских услуг (далее - Номенклатура N 804н), согласно которой в перечень номенклатуры медицинских услуг (класс "A"), представляющих собой определенные виды медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение, входит такая услуга как проведение эпиляции (код A14.01.013) без подразделения по методам.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 10.10.2019 N АКПИ19-639 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующей номенклатуры медицинских услуг, утвержденной приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н" дал оценку оспариваемому ненормативному акту, сделав следующие основополагающие выводы: отнесение услуги по проведению эпиляции (код услуги - A14.01.013) к медицинским и включение ее в Номенклатуру N 804н направлено на обеспечение таких основных принципов охраны здоровья, как приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, ее доступность и качество медицинской помощи (пункты 2 и 6 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ). В организациях, не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, могут оказываться услуги по восковой, механической коррекции волосяного покрова проблемных зон, шугаринга с использованием парфюмерно-косметических средств немедицинским персоналом, а в медицинских организациях могут оказываться услуги по эпиляции с использованием лекарственных средств и медицинских изделий медицинскими работниками.
Следуя вышеизложенному можно сделать вывод о четком разделении услуг по эпиляции на те, которые не требуют лицензии (с использованием парфюмерно-косметических средств немедицинским персоналом), и те, где такое разрешение является обязательным (с использованием лекарственных средств и медицинских изделий медицинскими работниками).
Также, на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (http://www.roszdravnadzor.ru/news/19319) изложено следующее:
Применение фотоэпиляторов подразумевает под собой использование методов светового воздействия (интенсивный импульсный свет, лазерное излучение и т.д.), что оказывает непосредственное воздействие на организм человека и, соответственно, относится к медицинским изделиям. Согласно действующему законодательству, на территории Российской Федерации разрешается обращение только зарегистрированных медицинских изделий: в процессе процедуры регистрации подтверждается их эффективность, качество и безопасность.
Из изложенного следует, что процедуру лазерной эпиляции можно оказывать только в учреждениях с медицинской лицензией.
Следовательно, в рекламном объявлении указано на осуществление медицинского вида деятельности - проведение лазерной эпиляции без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций, правомерно в удовлетворении иска отказали.
Доводы предпринимателя, прежде уже исследованные судами первой и апелляционной инстанций, получившие надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а сводятся к иной оценке доказательств.
В рассматриваемом случае выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и соответствуют нормам материального и процессуального права, поэтому суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2021 по делу N А56-117963/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шакирова Рамиля Айратовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.