10 декабря 2021 г. |
Дело N А56-80012/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области Калинина Е.В. (доверенность от 14.01.2021), от общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Водопад" Ботниковой Т.Н. (доверенность от 30.11.2021), Брылева Д.С. (доверенность от 30.11.2021),
рассмотрев 06.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Водопад" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2021 по делу N А56-80012/2020,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 191144, Санкт-Петербург, пр. Бакунина, д. 10, лит. А, ОГРН 1167847400753, ИНН 7842119240 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление частной охранной деятельности от 03.08.2018 N 2957 (бланк серии ЧО N 055093, срок действия до 03.08.2023; далее - Лицензия), выданной обществу с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Водопад", адрес: 191015, Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д. 56, лит. О, пом. 1-Н (пом. N 3), ОГРН 1027809173336, ИНН 7825404663 (далее - Общество); делу присвоен N А56-80012/2020.
В свою очередь, Общество обратилось в тот же суд с заявлением о признании недействительным уведомления Управления от 06.08.2020 N 317/8-5155 о приостановлении действия Лицензии; делу присвоен N А56-78476/2020.
Определением суда от 26.11.2020 по делу N А56-78476/2020 дела N А56-78476/2020 и N А56-80012/2020 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу N А56-80012/2020.
Решением суда первой инстанции от 05.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.08.2021, требования Управления удовлетворены, суд аннулировал Лицензию, выданную Обществу; в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворить заявленные им требования, в удовлетворении требований Управления отказать, ссылаясь на то, что внеплановая выездная проверка на основании распоряжения от 22.07.2020 N 328 проведена в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 438); в нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) Общество не было надлежащим образом извещено о проведении проверки; Общество не согласно с выводом судов о правомерности уведомления от 06.08.2020 N 317/8-5155 о приостановлении действия Лицензии; указывает, что перечисленные в акте проверки от 05.08.2020 N 328 нарушения лицензионных требований не являлись грубыми; Общество также не согласно с нарушениями, отраженными в пунктах 5, 6, 11, 14, 16 уведомления от 06.08.2020 N 317/8-5155.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Управления против доводов жалобы возразил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в адрес Управления поступило представление дознавателя отдела дознания Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - УМВД России) по Московскому району города Санкт-Петербурга от 17.07.2020 N 71/001030 "О принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона)", в котором сообщалось, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий УМВД России по Московскому району города Санкт-Петербурга по месту нахождения Общества, а также по месту хранения оружия с привлечением в качестве специалистов сотрудников Центра лицензионно-разрешительной работы (далее - ЦЛРР) Управления были выявлены нарушения лицензионных требований оборота оружия и специальных средств, используемых охранным предприятием в своей деятельности, а именно: нарушены условия хранения специальных средств, а также порядок учета оружия и патронов, используемых Обществом при осуществлении лицензируемой деятельности (протоколы обыска от 10.07.2020 с фототаблицами).
С целью проверки фактов нарушения лицензионных требований при осуществлении Обществом охранной деятельности, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, изложенных в названном представлении от 17.07.2020 N 71/001030, на основании мотивированного представления от 21.07.2020 уполномоченным должностным лицом Управления вынесено распоряжение от 22.07.2020 N 328 о проведении в отношении Общества внеплановой выездной проверки на основании части 8 статьи 20 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1) и подпункта "а" пункта 1 Постановления N 438; срок проведения проверки определен с 27.07.2020 по 21.08.2020.
Уведомление о проведении проверки было направлено Обществу 24.07.2020 по электронному адресу: ooo_op_vodopad@mail.ru.
Проведение проверки по распоряжению от 22.07.2020 N 328 согласовано прокуратурой города Санкт-Петербурга, о чем вынесено решение от 23.07.2020.
По результатам проверки Управлением составлен акт проверки 05.08.2020 N 328 (с фототаблицами), в котором отражены следующие нарушения лицензионных требований:
1) пункта 2 Правил оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (далее - Постановление N 587), выразившееся в том, что Общество в договоре оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны от 29.05.2020 N 02/20, заключенном с государственным унитарным предприятием (далее - ГУП) "Водоканал Санкт-Петербурга", не указан вид, тип, модель и количество оружия, которое будет использоваться при осуществлении таких услуг;
2) пункта 6 Правил приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности, утвержденных Постановлением N 587 (далее - Приложение N 13), выразившееся в том, что Общество в Книге приема и выдачи специальных средств от 05.12.2018 N 1975 не ведется учет специальных средств по их виду, передаваемых частными охранниками на объекте ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 28, корп. 2, лит. А (далее - Объект ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга");
3) пункта 10 Приложения N 13, выразившееся в том, что в должностной инструкции частного охранника Общества, оказывающего охранные услуги на Объекте ГУП "Водоканал", не прописан порядок ношения специальных средств;
4) пункта 6 Приложения N 13, выразившееся в том, что Обществом не ведется учет специальных средств по виду, моделям и их количеству в месте хранения специальных средств по адресу: Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д. 56, лит. О, пом. 1-Н (пом. N 15) (далее - Помещение N 15);
5) пункта 7 Приложения N 13, выразившееся в том, что приобретенные Обществом специальные средства хранятся в не опечатываемом металлическом шкафу;
6) пункта 7 Приложения N 13, выразившееся в том, что Общество осуществляет хранение специальных средств с посторонними предметами в одном шкафу;
7) пункта 7 Приложения N 13, выразившееся в том, что не обеспечена сохранность приобретенных Обществом специальных средств: 13 палок резиновых ПР - "Тонфа" и 13 наручников БСР-2. На момент проведения проверки в шкафу, где осуществляется хранение специальных средств в Помещении N 15, специальные средства не хранились, однако в Книге учета специальных средств Общества от 16.10.2018 указано, что с 31.12.2019 в шкафу должны лежать на хранении 13 палок резиновых ПР - "Тонфа" и 13 наручников БСР-2;
8) пункта 127(а) Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (далее - Инструкция), выразившееся в том, что в Обществе лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в комнате хранения оружия по адресу: Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д. 56, лит. О, книга выдачи и приема оружия, патронов от 27.09.2018 N 1905 ведется не в соответствии с Приложением N 61, а именно: в графе "вид, модель, калибр, серия, номер оружия, количество патронов по типам и калибрам" о патронах не вносятся сведения по их типам;
9) пункта 130(б) Инструкции, выразившееся в том, что постовые ведомости, оформленные на каждый суточный наряд, осуществляющий охрану объекта (объектов), утверждены не лицом, ответственным за организацию несения службы в юридическом лице, а генеральным директором Общества (копия постовой ведомости от 29.07.2020 N 6/482);
10) пунктов 130(б), 142 Инструкции, выразившееся в том, что в учетном документе - постовой ведомости по охране объектов, оформленной на 29.07.2020, не указываются сведения о количестве и номера партии изготовления патронов (копия постовой ведомости от 29.07.2020 N 6/482);
11) пункта 130(в) Инструкции, выразившееся в том, что у Общества отсутствуют перечни постов по охране объектов (постов) с указанием видов и типов используемого оружия и патронов;
12) пункта 127(д) Инструкции, выразившееся в том, что в комнате хранения оружия Общества отсутствует опись оружия и патронов, находящихся под охраной (приложение 64);
13) пункта 149 Инструкции, выразившееся в том, что работник бухгалтерской службы (главный бухгалтер Поварова Ольга Александровна) не изучила устройство и номенклатуру оружия, а также меры безопасности при обращении с оружием;
14) пункта 149 Инструкции, выразившееся в том, что руководитель Общества не создал условия для проведения инвентаризации оружия и патронов, не освободил членов комиссии на время ее проведения от исполнения ими других обязанностей;
15) пункта 150 Инструкции, выразившееся в том, что лицо, ответственное за сохранность оружия и патронов Общества, не осуществило проводку всех оконченных операций по движению оружия и патронов на 23.01.2020 и 30.01.2020 и не вывело остатки в книгах учета с заверением собственной подписью на дни инвентаризации;
16) пункта 151(а) Инструкции, выразившееся в том, что перед началом инвентаризации члены комиссии Общества не изучили требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, регулирующих порядок оборота оружия и патронов и проведение их инвентаризации;
17) пункта 153 Инструкции, выразившееся в том, что в Общества на 23.01.2020 и 30.01.2020 на момент проведения инвентаризации не установлено наличие оружия путем обязательного его штучного, комплектного и номерного пересчета, так как на 23.01.2020 и 30.01.2020 служебные пистолеты серии 1847 N 101470, 101463, 101479, 101465, 101516, 101520, 101471, 101500, 101532, и серии 0747 N 100508 отсутствовали в комнате хранения оружия (копия книги выдачи и приема оружия, патронов от 27.09.2018 N 1905);
18) пункта 178 Инструкции, выразившееся в том, что в Обществе приказ руководителя, определяющий порядок хранения и использования второго комплекта ключей от места хранения оружия, сейфов, не согласован с органами внутренних дел;
19) пункта 189(к) Инструкции, выразившееся в том, что в Обществе отсутствует документация о мерах безопасности;
20) части 4 статьи 12 Закона N 2487-1, выразившееся в том, что к договорам от 29.05.2020 N 02/20 с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", от 06.05.2020 N 05/20 с обществом с ограниченной ответственностью "Навигатор-СБС", контракту от 14.05.2020 N 0372200100720000001-01 отсутствуют копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
21) части 1 статьи 9, части 4 статьи 12 Закона N 2487-1, выразившееся в том, что Обществом в договоре оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны от 29.05.2020 N 02/20, заключенным с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", не отражены сведения о номере и дате выдачи лицензии;
22) части 9 статьи 12 Закона N 2487-1, выразившееся в том, что Общество не передает в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, медицинские заключения на сотрудников об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника;
23) части 3 статьи 12 Закона N 2487-1, выразившееся в том, что при оказании охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объекте охраны федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский горный университет", расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Наличная ул., д. 28/16, персонал и посетители объекта охраны не проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию;
24) пункта 176 Инструкции, выразившееся в том, что в комнате хранения оружия Общества вывешена опись без указания оттисков пломбиров, которыми опечатываются сейфы;
25) пункта 5 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (далее - Положение о лицензировании), выразившееся в том, что на юриста юридической службы Общества Брылева Дмитрия Сергеевича не возложены трудовые обязанности по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
26) подпункта "а" пункта 2 Положения о лицензировании, выразившееся в том, что Общество не уведомило уполномоченный орган, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, а также уполномоченный орган по месту охраны имущества не менее чем за 12 часов до начала осуществления оказания услуг по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на Объекте ГУП "Водоканал";
27) пункта 147 Инструкции, выразившееся в том, что в Обществе приказами от 20.01.2020 N 024-ОР и от 14.01.2020 N 023-ОР не определен порядок представления сличительных ведомостей о проведении инвентаризации;
28) пункта 176 Инструкции, выразившееся в том, что опись в комнате хранения оружия Общества подписана не лицом, ответственным за сохранность оружия.
В объяснениях от 05.08.2020 и.о. генерального директора Общества Байдин В.Г. нарушения не отрицал.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 06.08.2020 N 323/34-3934 об устранении выявленных нарушений обязательных требований (срок исполнения до 01.09.2020).
В соответствии с пунктом 8(1) Положения о лицензировании нарушения, указанные в пунктах 2, 4 - 19, 24, 27, 28 акта проверки от 05.08.2020 N 328, признаны Управлением в качестве грубых нарушений лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности Обществом.
В связи выявлением грубых нарушений лицензионных требований, допущенных охранной организацией, в соответствии со статьей 11.5 Закона N 2487-1 и пункта 8(1) Положения о лицензировании Управление на основании заключения от 06.08.2020 приостановило действие Лицензии, выданной Обществу, до устранения нарушений, указанных в предписании от 06.08.2020 N 323/34-3934 (на срок до 01.09.2020).
Уведомление от 06.08.2020 N 317/8-5155 о приостановлении действия Лицензии получено уполномоченным представителем Общества 06.08.2020.
25.08.2020 Общество представило в Управление уведомление об устранении нарушений, указанных в предписании от 06.08.2020 N 323/34-3934 (вх. от 25.08.2020 N 3488), в котором Общество сообщило об устранении причин, послуживших основанием для приостановления Лицензии.
На основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 26.08.2020 N 365 в отношении Общества проведена проверка с целью контроля за исполнением предписания от 06.08.2020 N 323/34-3934, в ходе которой установлено, что данное предписание в полном объеме не исполнено (не устранены нарушения лицензионных требований, указанные в пунктах 1, 3, 4, 7, 8, 13, 14, 20, 21 предписания), в частности:
- в нарушение пункта 127(а) Инструкции в Обществе лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в комнате хранения оружия по адресу: Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д. 56, лит. О, Книга выдачи и приема оружия, патронов от 27.09.2018 N 1905 ведется не в соответствии с приложением N 61, а именно: в графе "вид, модель, калибр, серия, номер оружия, количество патронов по типам и калибрам" о патронах не вносятся сведения по их типам;
- в нарушение пункта 10 Приложения N 13 Постановления N 587 в должностной инструкции частного охранника Общества, оказывающего охранные услуги на Объекте ГУП "Водоканал" не прописан порядок ношения специальных средств;
- в нарушение пункта 6 Приложения N 13 Обществом не ведется учет специальных средств по виду, моделям и их количеству в месте хранения специальных средств в Помещении N 15;
- в нарушение пункта 7 Приложения N 13 не обеспечена сохранность приобретенных Обществом специальных средств: 13 палок резиновых ПР - "Тонфа" и 13 наручников БСР-2. На момент проведения проверки в шкафу, где осуществляется хранение специальных средств в Помещении N 15, специальные средства не хранились, однако в Книге учета специальных средств Общества от 16.10.2018 указано, что с 31.12.2019 в шкафу должны лежать на хранении 13 палок резиновых ПР - "Тонфа" и 13 наручников БСР-2;
- в нарушение пункта 149 Инструкции работник бухгалтерской службы (главный бухгалтер Поварова Ольга Александровна) не изучила устройство и номенклатуру оружия, а также меры безопасности при обращении с оружием;
- в нарушение пункта 149 Инструкции руководитель Общества не создал условия для проведения инвентаризации оружия и патронов, не освободил членов комиссии на время ее проведения от исполнения ими других обязанностей;
- в нарушение части 4 статьи 12 Закона N 2487-1 Обществом к договорам от 29.05.2020 N 02/20 с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", от 06.05.2020 N 05/20 с ООО "Навигатор-СБС", контракту от 14.05.2020 N 0372200100720000001-01, не приложены копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- в нарушение части 1 статьи 9, части 4 статьи 12 Закона N 2487-1 Общество в договоре оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны от 29.05.2020 N 02/20, заключенным с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", не отразило сведения о номере и дате выдачи лицензии.
Таким образом, поскольку Обществом не были в установленный в предписании от 06.08.2020 N 323/34-3934 срок устранены грубые нарушения лицензионных требований, Управление на основании статьи 11.5 Закона N 2487-1 обратилось в суд с заявлением об аннулировании Лицензии.
В свою очередь, Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным уведомления Управления от 06.08.2020 N 317/8-5155 о приостановлении действия Лицензии.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Управления и аннулировал Лицензию, выданную Обществу; в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частная охранная деятельность в силу пункта 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) подлежит лицензированию.
Аналогичные положения установлены также статьей 11.2 Закона N 2487-1.
В соответствии с частью 1 статьи 11.2 Закона N 2487-1, пунктом 18 части 1 статьи 9 Федерального закона 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится войсками национальной гвардии.
Статьей 11.5 Закона N 2487-1 предусмотрено, что лицензирующий орган, предоставивший лицензию, вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, установленных положением о лицензировании в отношении соответствующего вида деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. При этом устанавливается срок устранения выявленных нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может быть более месяца. Приостановление действия лицензии за не являющиеся грубыми неоднократные нарушения лицензионных требований не допускается без предварительных письменных предупреждений лицензиата и без предоставления ему времени для устранения указанных нарушений.
В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган, предоставивший лицензию, обязан обратиться в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев либо об аннулировании лицензии.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, предоставившего лицензию, в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований повлекло за собой нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, а также в случае неустранения лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений.
Пунктом 8(1) Положения о лицензировании (в редакции, действовавшей до 01.01.2021) был определен перечень грубых нарушений лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности, в том числе:
б) нарушение частной охранной организацией правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации оружия и (или) специальных средств при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона N 2487-1;
г) иные нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
С 01.01.2021 аналогичный перечень грубых нарушений лицензионных требований установлен в пункте 10 Положения о лицензировании.
В рассматриваемом случае в соответствии с пунктом 8(1) Положения о лицензировании нарушения, указанные в пунктах 2, 4 - 19, 24, 27, 28 акта проверки от 05.08.2020 N 328, признаны Управлением в качестве грубых нарушений лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности Общества, поскольку касаются нарушения правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации.
Факт наличия на момент первоначальной проверки нарушений, поименованных в пунктах 2, 4 - 19, 24, 27, 28 акта проверки от 05.08.2020 N 328, Обществом не опровергнут, более того, часть указанных нарушений Обществом впоследствии устранена.
Общество не согласно с нарушениями, отраженными в пунктах 5, 6, 11, 14, 16 уведомления от 06.08.2020 N 317/8-5155.
Выражая несогласие с пунктом 5 уведомления от 06.08.2020 N 317/8-5155 (пункт 7 акта проверки от 05.08.2020 N 328), Общество указывает, что в связи с приостановлением действия Лицензии им были проданы специальные средства, а именно: палка резиновая ПР-Т - 87 штук, бронежилет Шилд 3-3 эконом УНИ (1 размер) - 19 штук, наручники "БР-С2" - 87 штук, бронешлем "Колпак К-1С" - 19 штук, что подтверждается универсальным передаточным документом (далее - УПД) от 11.08.2020 N 310. Таким образом, Общество полагает, что на момент проведения проверки количество специальных средств соответствовало данным, отраженным в Книге учета хранения.
Вместе с тем суды отметили, что данное нарушение было выявлено в период проведения проверки с 27.07.2020 по 05.08.2020 и отражено в акте проверки от 05.08.2020 N 328, то есть еще до момента реализации Обществом специальных средств по УПД от 11.08.2020 N 310. Таким образом, представленный Обществом УПД от 11.08.2020 N 310 не подтверждает, что на момент составления акта проверки 05.08.2020 N 328 количество специальных средств, находящихся на хранении у Общества, соответствовало данным, отраженным в Книге учета специальных средств.
По пункту 6 уведомления от 06.08.2020 N 317/8-5155 Общество ссылается на то, что в Книге выдачи и приема оружия патронов (Приложение N 61 к Инструкции), в графе "вид, модель, калибр, серия, номер оружия, количество патронов по типам и калибрам" указываются сведения по типам патронов (так например: N 5/5 447 указаны следующие данные: СП ИР 471с 10 мм 10*23т (где "т" - тип патронов (травматический) 01л 16 штук 1847101473).
Таким образом, по мнению подателя жалобы, Общество при ведении Книги выдачи и приема оружия указывало вид, модель, калибр, серию, номер оружия, количество патронов по типам и калибрам и использовало сокращение в сведениях по типу патронов.
Вместе с тем согласно Приложению N 61 к Инструкции в графе 4 Книги выдачи и приема оружия, патронов должны указываться "Вид, модель, калибр, серия, номер оружия, количество патронов по типам и калибрам".
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" патрон - устройство, предназначенное для выстрела из оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение.
Под типом патрона понимается конструкция патрона, характеризующаяся видом оружия, для стрельбы из которого они предназначены (огнестрельное гладкоствольное, огнестрельное нарезное, газовое, сигнальное и т.д.), товарным знаком, калибром, длиной гильзы, видом и материалом метаемого снаряжения и производимая конкретным изготовителем (Правила проведения сертификации гражданского и служебного оружия, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 25.12.2000 N 86, действовавшие в рассматриваемом периоде).
Общество не опровергло, что требуемое Управлением заполнение необходимо в целях надлежащего учета и контроля в том числе в соотношении с данными заполнения графы 3 той же Книги "Для каких целей выдано оружие и патроны".
Вместе с тем, как указали суды двух инстанций, Обществом не представлено обоснований со ссылкой на нормы права, что указание буквы "т" в графе "вид, модель, калибр, серия, номер оружия, количество патронов по типам и калибрам" является сведениями о типе патронов (вопреки доводам Общества данное сокращение "т" - травматический не является общепризнанным, доказательств такой официальной маркировки типа патронов в деле не имеется).
По пункту 11 уведомления от 06.08.2020 N 317/8-5155 ссылки Общества на то, что в его помещениях имеются стенды, на которых расположена вся информация об устройстве, номенклатуре оружия, а также меры безопасности при обращении с оружием, с которыми сотрудники должны ознакомиться, правомерно отклонены судами, поскольку доказательств фиксации фактического ознакомления указанного работника Поваровой О.А. (под роспись в уведомлении или в соответствующем журнале) в материалы дела не представлены. Тот факт, что работник Поварова О.А. была уволена 13.03.2020 не свидетельствует об отсутствии нарушения требований пункта 149 Инструкции, поскольку указанный работник должна была быть ознакомлена с устройством и номенклатурой оружия, а также мерами безопасности при обращении с оружием еще в период осуществления трудовой деятельности в Обществе.
Как указывалось выше, доказательства фиксации того, что члены комиссии Общества изучили требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, регулирующих порядок оборота оружия и патронов и проведение их инвентаризации, в материалы дела Обществом не представлены.
Ссылки Общества на информацию для ознакомления, размещенную на стенде, неубедительны, поскольку не позволяют достоверно подтвердить факт ознакомления под роспись и в определенную дату.
В пункте 16 уведомления от 06.08.2020 N 317/8-5155 (пункт 18 акта проверки от 05.08.2020 N 328) указано на нарушение Обществом пункта 178 Инструкции, выразившееся в том, что приказ руководителя, определяющий порядок хранения и использования второго комплекта ключей от места хранения оружия, сейфов, не согласован с органами внутренних дел.
Факт нарушения Обществом пункта 178 Инструкции установлен Управлением и Обществом не оспаривается. Доказательств невозможности своевременного согласования приказа руководителя о порядке хранения и использования второго комплекта ключей от места хранения оружия, сейфов с органами внутренних дел Обществом в материалы дела не представлены.
Ссылки Общества то, что приостановление с 06.08.2020 действия Лицензии фактически лишило Общество возможности устранить нарушения, указанные в предписании, отклонены судами как необоснованные.
Доводы Общества о нарушении Управлением в ходе проверки требований Постановления N 438 и Закона N 294-ФЗ отклонены судами.
Пунктом 1 Постановления N 438 установлено, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только:
а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры.
Согласно части 8 статьи 20 Закона N 2487-1 внеплановая проверка проводится в следующих случаях:
1) если в результате проведения плановой проверки выявлены нарушения лицензионных требований;
2) если от органов государственной власти и органов контроля (надзора) получена информация о создающем угрозу здоровью и жизни граждан нарушении лицензиатом законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность частных детективов и частных охранных организаций;
3) если имеются обращения граждан и (или) юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиата либо его работников, а также если получена иная информация, подтверждаемая документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии такого нарушения.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, внеплановая выездная проверка по распоряжению от 22.07.2020 N 328 была проведена Управлением на основании части 8 статьи 20 Закона N 2487-1 и подпункта "а" пункта 1 Постановления N 438, в связи с поступлением в Управление представления от 17.07.2020 N 71/001030 с документами (протоколы обысков от 10.07.2020), свидетельствующими о том, что в ходе оперативно-розыскных мероприятий по месту нахождения Общества, а также по месту хранения оружия с привлечением в качестве специалистов сотрудников ЦЛРР Управления были выявлены нарушения лицензионных требований оборота оружия и специальных средств, используемых охранным предприятием в своей деятельности, а именно: нарушения условий хранения специальных средств, а также порядка учета оружия и патронов, используемых Обществом при осуществлении лицензируемой деятельности.
Как уже указывалось выше, в силу пункта 8(1) Положения о лицензировании нарушение частной охранной организацией правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, является грубым нарушением лицензионных требований.
Нарушение условий хранения специальных средств, а также порядка учета оружия и патронов, используемых Обществом при осуществлении лицензируемой деятельности, свидетельствует о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (в том числе, в случае если оружие и патроны в результате ненадлежащего учета и хранения попадут во владение третьих лиц).
При таких обстоятельствах у Управления имелись предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 Постановления N 438 основания для проведения внеплановой выездной проверки в отношении Общества.
В соответствии с частью 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ о проведении проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания, проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Общество было уведомлено о начале проведения внеплановой проверки посредством направления 24.07.2020 в 14:38 уведомления с официальной почты сотрудника Управления KalininEV@rosgvard.ru на официальную электронную почту Общества ooo_op_vodopad@mail.ru, о получении которого имеется отметка на второй странице акта проверки от 05.08.2020 N 328 и.о. генерального директора Общества Байдина В.Г.
В распоряжении о проведении проверки от 22.07.2020 N 328 указан срок проведения проверки с 27.07.2020 по 21.08.2020, а также перечислены адреса осуществления деятельности Общества. При проведении проверки присутствовал и.о. генерального директора Общества Байдин В.Г., о чем свидетельствует запись в акте проверки от 05.08.2020.
Ссылки Общества на отсутствие в акте проверки от 05.08.2020 N 328 подписи инспектора отдела контроля за частной охранной деятельностью ЦЛРР Управления Чиж А.В. является несостоятельной, поскольку вышеуказанный акт был подписан лицом, проводившим проверку (инспектором по особым поручениям отдела контроля за частной охранной деятельностью ЦЛРР Управления, капитаном полиции Калининым Е.В.), который являлся одним из лиц, уполномоченных на проведение проверки.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии грубых нарушений требований Закона N 294-ФЗ, влекущих недействительность результатов проверки.
В силу части 4 статьи 11.5 Закона N 2487-1 неустранение лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений лицензионных требований так же является основанием для аннулирования лицензии судом.
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса об аннулировании лицензии означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом характера нарушения, их последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что Обществом не были устранены грубые нарушения лицензионных требований, указанные в предписании (нарушение правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, нарушение условий хранения специальных средств, а также порядка учета оружия и патронов, используемых Обществом при осуществлении лицензируемой деятельности, что свидетельствует о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан).
Общество не представило в материалы дела доказательства принятия всех зависящих от него мер по устранению лицензионных нарушений (в том числе за пределами установленного предписанием Управления срока). С учетом пренебрежительного отношения Общества к соблюдению лицензионных требований, специфики осуществляемой им деятельности, неисполнения в срок предписания Управления об устранении нарушений лицензионных требований суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что аннулирование лицензии в данном конкретном случае является мерой адекватной, соразмерной допущенным нарушениям и необходимой для защиты конституционных прав и свобод, имущественных интересов других лиц, защиты жизни и здоровья людей, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
С позиции оценки возможности восстановления нарушенных, по мнению Общества, прав следует также отметить, что согласно данным Картотеки арбитражных дел и пояснениям представителей Общества решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.11.2021 (резолютивная часть от 28.10.2021) по делу N А56-15609/2021 Общество признано несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства, в настоящее время работающих частных охранников не имеется, а Лицензия сдана в Управление.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются правильными, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2021 по делу N А56-80012/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Водопад" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ о проведении проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания, проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
...
Ссылки Общества на отсутствие в акте проверки от 05.08.2020 N 328 подписи инспектора отдела контроля за частной охранной деятельностью ЦЛРР Управления Чиж А.В. является несостоятельной, поскольку вышеуказанный акт был подписан лицом, проводившим проверку (инспектором по особым поручениям отдела контроля за частной охранной деятельностью ЦЛРР Управления, капитаном полиции Калининым Е.В.), который являлся одним из лиц, уполномоченных на проведение проверки.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии грубых нарушений требований Закона N 294-ФЗ, влекущих недействительность результатов проверки.
В силу части 4 статьи 11.5 Закона N 2487-1 неустранение лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений лицензионных требований так же является основанием для аннулирования лицензии судом."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 декабря 2021 г. N Ф07-15990/21 по делу N А56-80012/2020