13 декабря 2021 г. |
Дело N А26-10209/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Питкяранта-Лес" Ердяковой М.А. (доверенность от 16.08.2021),
рассмотрев 08.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Питкяранта-Лес" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 по делу N А26-10209/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Питкяранта-Лес", адрес: 186810, Республика Карелия, Питкярантский р-н, г. Питкяранта, ул. Горького, д. 97, пом. 4, ОГРН 1116324002541, ИНН 1005010935 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), о внесении изменений в договор аренды лесных участков от 18.12.2007 в части приложения N 4 к нему.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 21.04.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ООО "Питкяранта-Лес", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, изменение количественных и качественных характеристик лесного участка и параметров использования лесов в силу пунктов 2 и 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и пункта 5.2 договора аренды влечет за собой изменение приложений к договору аренды лесного участка, в том числе приложения N 4, устанавливающего размер арендной платы по договору. Отклоняя предложенный Обществом расчет арендной платы, суды уклонились от установления обоснованного размера арендных платежей при изменившихся обстоятельствах, что свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных актов.
В представленном отзыве на кассационную жалобу Министерство возражает против удовлетворения жалобы и просит принятые судебные акты по делу оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам лесного конкурса между Госкомитетом Республики Карелия по лесу (правопредшественник Министерства, арендодатель) и ООО "Карелфинлес" (арендатор) заключен договор на аренду участков лесного фонда от 13.09.2006 N 5.
В последующем договор на основании статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" был переоформлен на договор аренды лесного участка от 18.12.2008 (далее - Договор).
Срок действия Договора установлен до 31.12.2029 (пункт 7.1 Договора).
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия 24.01.2008 (номер регистрации 10-10-02/011/2007-383).
По условиям Договора ООО "Карелфинлес" арендует лесной участок площадью 38233 га, расположенный на территории Лоухского, Пяозерского и Тунгозерского лесничеств (кварталы 288-289, 303-305, 306-311, 315-317, 339, 361-366, 369-371, 383-384, 396-398, 408, 5-12, 32-35, 40-41).
В приложении N 3 к Договору "Цели и объемы использования лесов" определены среднегодовые объемы заготовки древесины (ликвидной) сплошными рубками в размере 17 900 куб. м, выборочными рубками - 2300 куб. м.
Дополнительным соглашением от 21.03.2012 в Договор внесены изменения в части наименования сторон в связи с произошедшими их реорганизациями, согласно которым арендатором по Договору является ООО "Питкяранта-Лес".
В связи с изменениями, внесенными в Лесохозяйственный регламент Лоухского лесничества, в 2018 году в отношении арендуемого лесного участка внесены изменения в Проект освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду ООО "Питкяранта-Лес", в Пяозерском участковом лесничестве в Лоухском лесничестве на 2019 - 2020 годы (далее - Проект освоения лесов). В частности, внесены изменения в общие сведения о ежегодных объемах заготовки древесины на 2019 - 2020 годы; допустимый ежегодный объем заготовки ликвидной древесины на этот период на указанном лесном участке составил суммарно 11 тыс. куб. м.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 26.03.2019 по делу N А26-971/2019 в Договор внесены изменения, а именно приложение N 3 изложено в новой редакции, соответствующей внесенным изменениям в Проект освоения лесов.
Общество 30.10.2020 направило в Министерство приложение N 4 к Договору в новой редакции, в котором определило размер арендной платы на 2020 год по усредненным ставкам, рассчитанным на основании данных лесоустройства и проекта освоения лесов на 2018 год. Применение усредненных ставок при расчете арендных платежей Общество обосновало невозможностью применения ставок арендной платы, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), до момента отвода делянок и материально-денежной оценки лесосек.
Письмом от 09.11.2020 Министерство отказало во внесении указанных изменений в Договор.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Питкяранта-Лес" в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела иском.
Суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как следует из пункта 2.1 Договора, размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1.41.
В силу части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
При определении спорной суммы арендных платежей Общество применило так называемые усредненные ставки, рассчитанные арендатором на основе показателей товарной структуры лесных насаждений лесоустроительной документации арендованного участка на 2018 год.
Предложенный Обществом расчет арендной платы не отвечает условиям Договора, в связи с чем обоснованно отклонен судами, поскольку в силу статьи 73 ЛК РФ применение иных ставок, не предусмотренных Постановлением N 310, недопустимо.
Довод Общества о невозможности применения ставок, установленных Постановлением N 310, до момента отвода делянок и материально-денежной оценки лесосек следует признать несостоятельным.
В приложении N 3 к Договору (в редакции решения суда по делу N А26-971/2019) определены ежегодные объемы заготовки древесины с конкретизацией по породам лесных насаждений и видов рубок.
Заготовка древесины осуществляется на основании лесной декларации, соответствующей проекту освоения лесов (статья 26 ЛК РФ).
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 (далее - приказ Рослесхоза N 69).
Общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения; сведения о лесном участке; создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством); мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов (пункт 4 приказа Рослесхоза N 69).
Согласно пункту 12 приказа Рослесхоза N 69 подраздел специальной части проекта освоения лесов "Заготовка древесины" содержит следующие сведения: возрасты рубок и возрасты спелости лесных насаждений для эксплуатационных, защитных лесов и особо защитных участков лесов (приложение N 26); установленный объем заготовки древесины на участке; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (приложение N 27), пространственное размещение указанных лесотаксационных выделов, а также пространственное размещение развития дорожной сети на период действия проекта освоения лесов (тематическая лесная карта); общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины (приложение N 28).
Как указывалось выше, изменения в приложение N 3 к Договору вносились на основании Проекта освоения лесов, который в силу требований приказа Рослесхоза N 69 содержит конкретные показатели лесных участков и сведения о лесных насаждениях.
В таком случае Общество не лишено возможности определить размер арендной платы как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденной Постановлением N 310, и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Принимая во внимание изложенное, у судов отсутствовали основания для удовлетворения требований Общества о внесении изменений в Договор в части размера арендной платы, рассчитанной не в соответствии с требованием статьи 73 ЛК РФ.
Несогласие Общества с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о наличии существенных нарушений норм права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 по делу N А26-10209/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Питкяранта-Лес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 12 приказа Рослесхоза N 69 подраздел специальной части проекта освоения лесов "Заготовка древесины" содержит следующие сведения: возрасты рубок и возрасты спелости лесных насаждений для эксплуатационных, защитных лесов и особо защитных участков лесов (приложение N 26); установленный объем заготовки древесины на участке; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (приложение N 27), пространственное размещение указанных лесотаксационных выделов, а также пространственное размещение развития дорожной сети на период действия проекта освоения лесов (тематическая лесная карта); общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины (приложение N 28).
...
В таком случае Общество не лишено возможности определить размер арендной платы как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденной Постановлением N 310, и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Принимая во внимание изложенное, у судов отсутствовали основания для удовлетворения требований Общества о внесении изменений в Договор в части размера арендной платы, рассчитанной не в соответствии с требованием статьи 73 ЛК РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 декабря 2021 г. N Ф07-16714/21 по делу N А26-10209/2020