13 декабря 2021 г. |
Дело N А56-11633/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Лущаева С.В.,
рассмотрев 13.12.2021 кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2021 по делу N А56-11633/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТЮК", адрес: 119333, Москва, Ленинский пр., д. 52, эт. подвальный, пом. II, ком. 8, ОГРН 5157746099693, ИНН 9715230464 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Балтийской таможни, адрес: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014 (далее - Таможня), от 27.01.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10216000-2332/2020, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 50 000 руб. административного штрафа.
Определением суда от 24.02.2021 на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление принято к производству и рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 11.05.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2021, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, поскольку при таможенном оформлении обнаружено отсутствие на товарах информации о наименовании или товарном знаке изготовителя, что не позволило таможенному органу идентифицировать и применить представленный сертификат соответствия.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании внешнеторгового контракта от 29.05.2020 N 200529-N, заключенного с компанией "CHANGZHOU NASCENCE INTERNATIONAL TRADING CO., LTD" (Китай), Общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и предъявило к таможенному оформлению по декларации на товары (далее - ДТ) N 10216170/061120/0292589 товары - бамперы и их части (детали декоративные) для моторных транспортных средств, код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее - ТН ВЭД) - 8708 10 900 9 (товар N 1), и части и принадлежности кузовов (детали декоративные) для моторных транспортных средств, код ТН ВЭД - 8708 29 900 9 (товар N 2).
Задекларированные Обществом товары помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - Решение N 877) и утвержденному Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.07.2015 N 77 (далее - Решение N 77) Перечню продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) товары N 1 (код ТН ВЭД 8708 10 900 9) и N 2 (код ТН ВЭД 8708 29 900 9), задекларированные по названной ДТ, подлежат обязательному подтверждению соответствия в форме получения сертификата соответствия.
В графе 44 названной ДТ заявлены сведения о сертификате соответствия от 17.01.2020 N RU С-DE.НА 46.В.00123/20 со сроком действия до 16.01.2024, подтверждающем соответствие ввозимых товаров требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011).
В результате проведенного таможенного досмотра установлено, что она маркировке ввезенных товаров отсутствуют сведения об изготовителе - компании "Changzhou Nascence International Trading Co., Ltd", заявленные в ДТ и указанном сертификате соответствия, и товарном знаке "SCHNIEDER", указанном в графе 31 ДТ (акт таможенного досмотра N 10216120/101120/006548).
Установив несоблюдение Обществом установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС, Таможня 14.11.2020 возбудила в отношении Общества дело об административном правонарушении N 10216000-2332/2020, усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, 14.12.2020 составила в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 10216000-2332/2020.
Постановлением Таможни от 27.01.2021 по делу об административном правонарушении N 10216000-2332/2020 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ, в виде 50 000 руб. административного штрафа.
Не согласившись с законностью привлечения к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, придя к выводу об отсутствии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ, признали оспариваемое постановление Таможни незаконным и отменили его.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив обоснованность доводов Таможни, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса.
Совершение указанного административного правонарушения влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 50 000 руб. до 300 000 руб. с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) запреты и ограничения - это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
Согласно пункту 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) установлено, что для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 этого Закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Закона N 184-ФЗ, Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" установлен единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Решением N 877 утвержден Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), согласно которому подтверждение соответствия осуществляется путем представления сертификата соответствия.
Решением N 77 утвержден Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011).
Из названного Перечня следует, что при декларировании товаров с кодом ТН ВЭД 8708 10 900 9 представляется документ об оценке соответствия требованиям ТР ТС 018/2011.
Область применения ТР ТС 018/2011 распространяется на колесные транспортные средства и компоненты транспортных средств и устанавливает форму подтверждения их соответствия (декларация о соответствии или сертификат соответствия).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС, в ДТ подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установив факт представления Обществом при ввозе компонентов для моторных транспортных средств необходимых в соответствии с действующим законодательством разрешительных документов, подтверждающих соответствие ввезенных товаров требованиям ТР ТС 018/2011 (действующего сертификата соответствия от 17.01.2020 N RU С-DE.НА 46.В.00123/20), отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что действие названного сертификата не распространяется на задекларированные товары, или его недействительности, суды пришли к выводу об отсутствии события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Приведенные Таможней доводы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, и по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
С учетом изложенного основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов Таможни.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2021 по делу N А56-11633/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Судья |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установив факт представления Обществом при ввозе компонентов для моторных транспортных средств необходимых в соответствии с действующим законодательством разрешительных документов, подтверждающих соответствие ввезенных товаров требованиям ТР ТС 018/2011 (действующего сертификата соответствия от 17.01.2020 N RU С-DE.НА 46.В.00123/20), отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что действие названного сертификата не распространяется на задекларированные товары, или его недействительности, суды пришли к выводу об отсутствии события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 декабря 2021 г. N Ф07-16830/21 по делу N А56-11633/2021