13 декабря 2021 г. |
Дело N А56-92082/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Лужский завод "Белкозин" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2021 по делу N А56-92082/2020,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Лужский завод "Белкозин", адрес: 188230, Ленинградская обл., Лужский р-н, г. Луга, Ленинградское ш., 137 км, ОГРН 1034701557923, ИНН 4710002063 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Лужского района Ленинградской области, адрес: 188230, Ленинградская обл., Лужский р-н, г. Луга, пр. Кирова, д. 73, ОГРН 1054700425680, ИНН 4710026064 (далее - Администрация), об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 47:29:0575001:2273 площадью 11 000 кв.м на праве аренды или в собственность, а также об обязании Администрации принять решение о предварительном согласовании предоставления названного участка в аренду или в собственность.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2021 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 27.03.2021 и постановление от 04.08.2021, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает, что приведенный Администрацией при рассмотрении дела в суде довод о несоответствии схемы расположения земельного участка установленным требований не мог быть учтен судами, поскольку не был указан в основаниях отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Общество также ссылается, что оно не располагает сведениями о правообладателе подстанции, расположенной на спорном участке.
Стороны извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением главы муниципального образования "Лужский район" от 02.02.2000 N 64/1 Обществу был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование занятый подстанцией N 305 земельный участок площадью 1 га, расположенный в квартале 65 Лужского лесхоза.
Согласно сведениям выписки от 09.10.2019 из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) 24.03.2000 в названный реестр была внесена запись о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:29:0575001:2273 площадью 11 000 кв.м по адресу: Ленинградская обл., Лужский р-н, Лужский лесхоз, квартал 67 (далее - Участок).
В выписке приведены данные об отнесении участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения, а также о виде разрешенного использования - "для содержания подстанции N 305".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.01.2018 по делу N А56-37695/2017 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство.
Общество в лице конкурсного управляющего направило в адрес Администрации письмо от 19.06.2020, в котором просило принять и рассмотреть два заявления - о предварительном согласовании предоставления Участка на праве аренды и о предварительном согласовании предоставления Участка в собственность, приложив к этому обращения два соответствующих заявления.
В заявлениях Общество указало цель использования Участка - "для содержания подстанции N 305".
Письмом от 21.07.2020 N 016-6838/2020 в предварительном согласовании предоставления Участка Администрацией отказано. В качестве оснований отказа Администрация указала на необходимость уточнения границ земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также на необходимость представления заявителем исходя из указанной заявителем цели использования Участка сообщения, содержащего перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном Участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров, адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих заявителю.
В дальнейшем Общество 14.08.2020 обратилось в Администрацию с письмом, с котором указало, что не располагает сведениями о правообладателе объекта - подстанции N 305, расположенной на Участке.
Письмом Администрации от 10.09.2020 N 016-8530/2020 Обществу указано, что испрашиваемый Участок расположен на землях лесного фонда, в связи с чем у Администрации отсутствуют правовые основания в предварительном согласовании предоставления названного земельного участка.
Полагая решение Администрации об отказе в предварительном согласовании предоставления Участка незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили совокупности условий для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 З ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 той же статьи.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без торгов, в частности, осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 той же статьи.
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в частности, земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 Кодекса.
В случае, когда для решения вопроса о предоставлении земельного участка требуется испрашиваемый земельный участок образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", то в силу указаний, содержащихся в пункте 1 статьи 39.14 ЗК РФ, первоначальным этапом в получении права на земельный участок является процедура подготовки схемы расположения земельного участка и предварительного согласования предоставления земельного участка.
Требования к содержанию заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотрены пунктом 1 статьи 39.15 ЗК РФ.
Названной нормой определено, что в таком заявлении указываются основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации оснований (подпункт 1); вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав (подпункт 7); цель использования земельного участка (подпункт 8).
Как указано в пункте 3 статьи 39.15 ЗК РФ в случае, если заявление не соответствует требованиям пункта 1 той же статьи, уполномоченный орган возвращает заявителю поданное им заявление.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 названного Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
В силу пункта 4 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в случае, если на указанном земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
В данном случае Общество, направив в адрес Администрации обращение Общества о предварительном согласовании предоставления Участка в собственность или в аренду, приложив к нему два соответствующих заявления, фактически не исполнило требования, предусмотренные подпунктом 7 пункта 1 статьи 39.15 ЗК РФ, об определении и указании вида права, на котором заявитель намерен приобрести Участок.
При таком положении оснований для принятия решения о предварительном согласовании предоставления Обществу Участка ввиду неопределенности позиции самого заявителя относительно вида права в отношении испрашиваемого Участка у Администрации не имелось, что свидетельствует о том, что права Общества при рассмотрении поданных им одновременно двух заявлений не могут быть признаны нарушенными, и соответственно, о том, что не имеется совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований заявителя.
При разрешении спора суды также учли, что Общество в своих заявлениях указало цель использования Участка - "для содержания подстанции N 305", но при этом ссылалось на отсутствие у него сведений о правообладателе названной подстанции.
Вместе с тем выводы судов относительно наличия предусмотренного пунктом 4 статьи 39.16 ЗК РФ оснований для отказа в предоставлении Участка являются преждевременными, поскольку обстоятельства расположения на Участке объектов недвижимости, принадлежащим гражданам или юридическим лицам, судами не установлены.
Общество не лишено возможности повторно обратиться в Администрацию по вопросу предварительного согласования предоставления Участка с соблюдением требований, установленных пунктами 1 и 2 статьи 39.15 ЗК РФ.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы не имеется.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.10.2021 Обществу по его ходатайству была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при отказе в удовлетворении требований государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, которому была предоставлена отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины.
В связи с завершением производства в суде кассационной инстанции с Общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2021 по делу N А56-92082/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Лужский завод "Белкозин" - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Лужский завод "Белкозин", адрес: 188230, Ленинградская обл., Лужский р-н, г. Луга, Ленинградское ш., 137 км, ОГРН 1034701557923, ИНН 4710002063, в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.