15 декабря 2021 г. |
Дело N А26-2467/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Соколовой С.В.,
при участии от Карельской таможни Датской Е.И. (доверенность от 01.03.2021 N 05-52/196), представителя индивидуального предпринимателя Кабановой Ираиды Юрьевны - Пакина В.В. (доверенность от 19.08.2020),
рассмотрев 13.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карельской таможни на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2021 по делу N А26-2467/2021,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кабанова Ираида Юрьевна, ОГРНИП 316100100058124, ИНН (далее - Предприниматель), обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Карельской таможни, адрес: 185028, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 25, ОГРН 1081001009440, ИНН 1001017986 (далее - Таможня), от 17.03.2021 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10210200/030920/0253345, вынесенного на основании акта камеральной таможенной проверки от 04.02.2021 N 10227000/210/040221/А000035, а также о признании незаконным требования Таможни о внесении Предпринимателем изменений в названную ДТ и представлении корректировки ДТ и ее электронной копии.
Решением суда от 14.05.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2021, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, представленная Предпринимателем разовая экспортная лицензия не относится к вывозимому товару и не может являться основанием для применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%, поскольку не подтверждает право на экспорт в рамках тарифной квоты именно тех лесоматериалов, которые заявлены в спорной ДТ; в графе 17 лицензии отсутствует информация о том, что товар вывозится на основании посреднического договора, заключенного Предпринимателем с собственником товара.
В отзыве на кассационную жалобу Предприниматель, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Предпринимателя возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании внешнеторгового контракта от 16.10.2019 N 246/0100029159/19 (далее - Контракт), заключенного с компанией "Polkky Metsa Kmo Oy" (Финляндия), Предприниматель поместил под таможенную процедуру экспорта с применением временного периодического таможенного декларирования по ДТ N 10210200/030920/0253345 товар - бревна из сосны (Pinus SPP.) обыкновенного вида "Pinus Sylvestris L.", с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более (пиловочник сосновый), неокоренные, не обработанные консервантом, небрусованные, объемом 1716,67 куб. м; таможенная стоимость - 7 031 445,73 руб., изготовитель товара - общество с ограниченной ответственностью "Кардон", ставка вывозной таможенной пошлины - 15%.
На основании указанного Контракта Предпринимателем получено разрешение на квоту от 21.10.2019 N RUFI 2000014.
В графе 33 ДТ Предприниматель указал классификационный код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД) задекларированного товара - 4403 21 110 0.
Таможенные пошлины по названной ДТ уплачены исходя из ставок вывозных таможенных пошлин, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 754), в соответствии с которым товары - лесоматериалы, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и классифицируемые по коду 4403 21 110 0 ТН ВЭД, облагаются вывозной таможенной пошлиной в размере 80% от таможенной стоимости товара, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м, а на товары, на которые установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом - в размере 15% от таможенной стоимости товара.
Для применения в отношении задекларированного товара ставки таможенной пошлины в размере 15% Предприниматель вместе с ДТ представил разовую лицензию Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг) от 13.12.2019 N 282RU19002010928 на экспорт из Российской Федерации лесоматериалов из бревна из сосны (Pinus SPP.) обыкновенного вида "Pinus Sylvestris L.", с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более (пиловочник сосновый), код ТН ВЭД - 4403 21 110 0, количество - 12 000 куб. м, стоимость - 624 000 евро, страна происхождения товара - Российская Федерация.
По результатам проведенной камеральной таможенной проверки в отношении достоверности сведений, заявленных в ДТ, Таможня 04.02.2020 составила акт таможенной проверки N 10227000/210/040221/А000035 и 17.03.2021 вынесла решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в части изменения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15 % на ставку вывозной таможенной пошлины в размере 80% от таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за 1 м3, что повлекло увеличение размера подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов до 7 259 247,93 руб. без учета пеней. Кроме того, в соответствии с данным решением Таможни Предпринимателю надлежало в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения решения представить корректировку ДТ и ее электронную копию, в случае корректировки таможенной стоимости (далее - КТС) товаров также декларацию таможенной стоимости и ее электронную копию.
Основанием для начисления указанной суммы таможенных пошлин и налогов послужили выводы Таможни о неправомерности применения Предпринимателем пониженной ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15 % в соответствии с Постановлением N 754. Таможня посчитала, что представленная разовая лицензия от 13.12.2019 N 282RU19002010928 не применима к спорной поставке товаров, поскольку Предприниматель не являлся ни изготовителем, ни собственником лицензируемого товара, а оказывал посреднические услуги по продаже лицензируемого товара (реализации товаров на экспорт по спорной ДТ) на основании агентского договора от 29.10.2018 N А08, заключенного с ООО "Кардон"; при этом в заявлении на выдачу лицензии не указана информация о посредническом договоре. С учетом изложенных обстоятельства, представленная лицензия от 13.12.2019 N 282RU19002010928, по мнению Таможни, не могла являться основанием для применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%, поскольку не подтверждала право на экспорт в рамках тарифной квоты именно тех лесоматериалов, которые заявлены в спорной ДТ.
Считая решение и требования Таможни незаконными, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, установив отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что представленная разовая лицензия не относится к вывезенным лесоматериалам, пришли к выводу об обоснованности применения пониженной ставки вывозной таможенной пошлины, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) запреты и ограничения - это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
Согласно пункту 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, в разделе 2.28 которого указаны ель обыкновенная вида "Picea abies Karst." и пихта белая европейская вида "Abies alba Mill." (коды ТН ВЭД 4403 23 110 0, 4403 23 190 0, 4403 24 100 0), а также сосна обыкновенная вида "Pinus sylvestris L." (коды ТН ВЭД 4403 21 110 0, 4403 21 190 0, 4403 22 100 0). Ограничения применяются в отношении товаров, происходящих из государства - члена Евразийского экономического союза, устанавливающего тарифную квоту на экспорт в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации, в порядке, установленном законодательством этого государства.
В соответствии с Протоколом "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации" от 15.04.1994, ратифицированным Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ (далее - Протокол), Российская Федерация приняла на себя обязательство по установлению пониженной ставки экспортной пошлины в отношении лесоматериалов, вывозимых в объеме, установленной Протоколом квоты, в связи с чем для лесоматериалов из сосны обыкновенной ставка в квоте установлена в размере 15% от стоимости.
Администрирование тарифных квот, включая условия сотрудничества между органами власти Российской Федерации и Европейского Союза, устанавливается Протоколом между Правительством Российской Федерации и Европейским Союзом о технических модальностях во исполнение Соглашения в форме обмена письмами между Российской Федерацией и Европейским Союзом в отношении администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из Российской Федерации в Европейский союз (Женева, 16.12.2011) (далее - Протокол о модальностях).
Право экспортера лесоматериалов на доступ к тарифной квоте подтверждается экспортной лицензией, выдаваемой экспортеру компетентным органом России (подпункт "f" пункта 3 статьи 1 Протокола о модальностях).
Для получения указанной лицензии необходимо надлежаще заполненное заявление, копия контракта, копия документа о постановке экспортера на учет в налоговых органах, копия документа на оплату лицензионного сбора, разрешение на квоту, предоставленного импортеру (пункты 2, 3 статьи 8 Протокола о модальностях).
Законом Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" определен порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, а также особенности предоставления тарифных квот.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе" утверждены тарифные квоты в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской (коды ТН ВЭД 4403 20 110 и 4403 20 190) и сосны обыкновенной (коды ТН ВЭД 4403 20 310 и 4403 20 390), вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе, а также Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза (далее - Правила).
Правилами предусмотрено, что использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - лицензия) (пункт 8); лицензия выдается в порядке, установленном Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009 (далее - Соглашение), с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 9); пунктом 12 установлен перечень документов, которые представляются участником внешнеэкономической деятельности для оформления лицензии.
Таким образом, тарифная квота, выделяемая в соответствии с Правилами, является тарифной льготой, выданной участнику внешнеэкономической деятельности - владельцу лицензии, указанному в графе 5 "заявитель" лицензии Минпромторга Российской Федерации.
Проанализировав положения вышеуказанных норм права, суды установили, что в системе действующего правового регулирования не установлен запрет вывоза в пределах выделенных тарифных квот товара, не принадлежащего владельцу лицензии, равно как не установлены требования о представлении соискателем лицензии в уполномоченный орган документов, подтверждающих, что он является собственником экспортируемой древесины (в том числе договоров купли-продажи). При оформлении лицензии принципиальное значение имеет только наличие внешнеторговой сделки, разрешения на квоту у иностранного контрагента, наименование и количество лицензируемого товара. Ограничение, установленное в отношении экспорта лесопродукции, сводится к количеству товаров, которое может быть вывезено российским экспортером с применением пониженной ставки таможенной пошлины, не связано с наличием у экспортера права собственности на него.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив, что при декларировании спорного товара Предприниматель вместе с ДТ представил действующую лицензию Минпромторга, сведения, наименование и объем вывозимых лесоматериалов, указанные в экспортной декларации, полностью совпадали со сведениями, содержащимися в разрешении на квоту от 21.10.2019 N RUFI2000014, спорная лицензия выдана Предпринимателю как поставщику по Контракту, который непосредственно осуществляет поставку товара иностранному контрагенту, передает товары и право собственности на них, доказательств вывоза Предпринимателем с применением льготной ставки сверх предусмотренного разрешением на квоту объема лесоматериалов материалы дела не содержат, суды пришли к выводу о правомерности применения по спорной ДТ ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% на основании полученной разовой экспортной лицензии от 13.12.2019 N 282RU19002010928, и, как следствие, недействительности оспариваемых решения и требования Таможни.
Выводы судов основаны на доказательственной базе по делу, сделаны при правильном применении норм права.
Суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не наделен полномочиями по переоценке доказательств по делу.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2021 по делу N А26-2467/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Карельской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе" утверждены тарифные квоты в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской (коды ТН ВЭД 4403 20 110 и 4403 20 190) и сосны обыкновенной (коды ТН ВЭД 4403 20 310 и 4403 20 390), вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе, а также Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза (далее - Правила)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 декабря 2021 г. N Ф07-16733/21 по делу N А26-2467/2021
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6823/2022
15.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16733/2021
15.08.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21785/2021
14.05.2021 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-2467/2021