15 декабря 2021 г. |
Дело N А56-10882/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 15.12.2021 без вызова сторон кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 по делу N А56-10882/2021,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу, адрес: 190068, Санкт-Петербург, наб. Канала Грибоедова, д. 133, ОГРН 1047835000245, ИНН 7838000019 (далее - Инспекция), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ДВИТ", адрес: 191180, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 52, лит. А, пом. 1Н, ОГРН 1047855036822, ИНН 7838302108 (далее - Общество), 412 420 руб. неосновательного обогащения в виде выплаченной субсидии.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, спорные средства субсидии подлежат взысканию с получателя в качестве неосновательного обогащения, поскольку, после перечисления Обществу средств субсидии Инспекцией в ходе мониторинга установлено снижение доли количества работников Общества за апрель и май 2020 года до уровня менее 90 процентов по отношению к количеству работников в марте 2020 года, что исключает возможность предоставления субсидии ввиду несоответствия Общества критериям, установленным в подпункте "е" пункта 3 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 (далее - Правила N 576).
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 и частью 2 статьи 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество 12.05.2020 обратилось в Инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии за апрель и май 2020 года в размере 412 420 руб.
Проверив соблюдение предусмотренных Правилами N 576 условий для предоставления субсидии, Инспекция сделала вывод о соответствии Общества установленным критериям и выплатила последнему субсидию за апрель и май 2020 года в размере 412 420 руб.
Однако, как указано Инспекцией в дальнейшем ею установлено, что в информационных ресурсах налоговых органов отражено задвоение сведений из Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) о численности работников Общества за апрель 2020 года по причине технического сбоя, вследствие чего численность работников ошибочно указана в количестве 60 человек.
В ответ на запрос Управления Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу ПФР сообщил, что согласно информации из отчетности по форме СЗВ-М количество работников Общества в апреле 2020 года составило 30 человек, что соответствует 88,2 процентов от числа работников в марте 2020 года, то есть менее 90 процентов, установленных в подпункте "е" пункта 3 Правил N 576.
В этой связи Инспекция, ссылаясь на то, что субсидия за апрель и май 2020 года предоставлена Обществу ошибочно и без законных оснований, в претензионном порядке потребовала от ответчика возврата 412 420 руб.
В ответе на претензию Общество указало, что сокращение числа работников в апреле 2020 года по отношению к марту того же года произошло с 34 человек до 30 человек, что не свидетельствует о нарушении условий предоставления субсидии, и в этой связи отказалось от ее возврата.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с настоящим иском.
По результатам исследования материалов дела суды не установили предусмотренных законом оснований для взыскания с Общества суммы предоставленной субсидии и отказали Инспекции в иске.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не усматривает приведенных в части 3 статьи 288 АПК оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Пунктом 1 Правил N 576 установлены цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее соответственно - получатель субсидии, субсидия).
В целях применения указанных Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Согласно пункту 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2 (далее - заявление);
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
В абзаце пятом пункта 4 Правил N 576 установлено, что численность получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Для получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 01.07.2020 (пункт 5 Правил N 576).
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 данных Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации (абзац второй пункта 5 Правил N 576).
При отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии налоговый орган в срок, установленный пунктом 6 Правил, производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 4 Правил, формирует реестр в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи и направляет его в Федеральное казначейство.
В рассматриваемом случае Инспекцией по результатам проверки информации, имевшейся у него в отношении Общества, оснований для отказа в предоставлении субсидии не установлено, вследствие чего субсидия в сумме 412 420 руб. перечислена Обществу.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия подлежит возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в случае нарушения получателем субсидии предусмотренных данной статьей условий, установленных при ее предоставлении. Соответствующие средства подлежат возврату в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 указанной статьи Кодекса.
Пунктом 11 Правил N 576 предусмотрено, что субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в абзаце пятом пункта 4 Правил.
Между тем в рассматриваемом случае судами установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "ДВИТ", обращаясь за получением субсидии, предусмотренные подпунктом "е" пункта 3 Правил N 576 сведения не исказило и указало соответствующую действительности численность работников в апреле- мае 2020 года.
К выводу о необоснованности получения Обществом субсидии в размере 412 420 руб. Инспекция пришла после получения от ПФР отчетности Общества СЗВ-М, полагая, что последним не соблюдено условие подпункта "е" пункта 3 Правил Постановления N 576 о сохранении численности наемных работников в размере не менее 90% количества работников в марте 2020 года.
При этом в суде первой инстанции налоговый орган ссылался на произошедший технический сбой в ресурсах, связанных с обменом информацией между налоговым органом и ПФР, в результате которого численность работников Общества за апрель 2020 года была ошибочно задвоена.
Между тем, как верно указали суды, пункт 11 Правил N 576 не определяет данное обстоятельство, возникшее не по вине получателя субсидии, в качестве основания для ее возврата в бюджет.
Более того, апелляционным судом установлено, что в марте 2020 года в Обществе работало 34 сотрудника, а в апреле-мае 2020 года их количество уменьшилось до 30, что с учетом арифметической погрешности (0,6%) соответствовало 90% количества работников в марте 2020 года.
Поскольку предусмотренные Правилами N 576 условия предоставления субсидии Обществом не нарушены, суды обоснованно не усмотрели оснований для взыскания с ответчика 412 420 руб. средств субсидии в качестве неосновательного обогащения.
Доводы кассационной жалобы Инспекции, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о существенном нарушении судебными инстанциями норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 по делу N А56-10882/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Судья |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 11 Правил N 576 предусмотрено, что субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в абзаце пятом пункта 4 Правил.
Между тем в рассматриваемом случае судами установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "ДВИТ", обращаясь за получением субсидии, предусмотренные подпунктом "е" пункта 3 Правил N 576 сведения не исказило и указало соответствующую действительности численность работников в апреле- мае 2020 года.
К выводу о необоснованности получения Обществом субсидии в размере 412 420 руб. Инспекция пришла после получения от ПФР отчетности Общества СЗВ-М, полагая, что последним не соблюдено условие подпункта "е" пункта 3 Правил Постановления N 576 о сохранении численности наемных работников в размере не менее 90% количества работников в марте 2020 года.
При этом в суде первой инстанции налоговый орган ссылался на произошедший технический сбой в ресурсах, связанных с обменом информацией между налоговым органом и ПФР, в результате которого численность работников Общества за апрель 2020 года была ошибочно задвоена.
Между тем, как верно указали суды, пункт 11 Правил N 576 не определяет данное обстоятельство, возникшее не по вине получателя субсидии, в качестве основания для ее возврата в бюджет."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 декабря 2021 г. N Ф07-16848/21 по делу N А56-10882/2021