21 декабря 2021 г. |
Дело N А05-4746/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М.,
рассмотрев 21.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021 по делу N А05-4746/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; ОГРН 1102901001356; ИНН 2901200111; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Юмиж Лес Пром" (165160, Архангельская обл., г. Шенкурск, ул. Кудрявцева, д. 5А; ОГРН 1112907001184; ИНН 2924005300; далее - Общество) о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка от 26.09.2008 N 453 за 2017, 2018 годы в размере 656 589 руб. 63 коп.
Решением суда первой инстанции от 20.07.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.02.2021, в иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.05.2021 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда первой инстанции от 17.06.2021 в иске отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.09.2021 решение суда первой инстанции от 17.06.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции от 17.06.2021 и постановление суда апелляционной инстанции от 08.09.2021 отменить. По мнению подателя жалобы, исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Департаментом лесного комплекса Архангельской области (правопредшественник Министерства) и Поромовым Д.В. в целях приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды участка лесного фонда от 09.03.2005 N 64, заключенного на основании протокола о результатах аукциона от 03.03.2005 N 429, заключен договор от 26.09.2008 N 453 аренды лесного участка общей площадью 12 406 га, находящегося в кварталах NN 113, 114, 118, 119, 123, 137, 139-141, 148, 149 Сюмского участкового лесничества, кварталах NN 5, 6, 7, 20, 21, 22 Ледского участкового лесничества Шенкурского лесничества Архангельской области, на срок до 08.03.2020 с годовым объемом заготовки древесины 9,8 тыс. куб.м.
Государственная регистрация договора произведена 29.10.2008, лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 26.09.2008.
В связи с утверждением лесохозяйственного регламента по Шенкурскому лесничеству между сторонами договора заключено дополнительное соглашение от 15.12.2009 N 1 о внесении изменений в договор, зарегистрированное 18.01.2010, которым годовой объем заготовки древесины уменьшен до 7 тыс. куб.м.
Впоследствии дополнительными соглашениями к договору от 06.09.2010 N 2 и от 15.04.2016 N 4, зарегистрированными в установленном порядке, права и обязанности арендатора переданы Обществу, общая площадь лесного участка увеличена до 12 425 га, а ежегодный разрешенный к заготовке объем древесины установлен в 7,6 тыс. куб.м. При этом дополнительное соглашение от 15.04.2016 N 4 заключено в связи с введением в действие материалов лесоустройства лесного участка в Шенкурском лесничестве приказом Министерства от 26.02.2016 N 39.
По условиям договора арендатор обязан вносить арендную плату в размере, определяемом исходя из установленного ежегодного отпуска древесины. Арендная плата определяется по формуле и состоит из двух частей: рассчитываемая по минимальным ставкам и подлежащая зачислению в федеральный бюджет и рассчитываемая с применением к минимальным ставкам повышающего коэффициента 1,7 и подлежащая внесению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Арендная плата ежегодно рассчитывается арендодателем на следующий год и оформляется протоколом согласования размера арендной платы (приложение N 4 к договору). При изменении ставок платы за единицу объема древесины, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, размер арендной платы подлежит изменению пропорционально измененным ставкам. Размер арендной платы не зависит от фактического использования лесных ресурсов.
Согласно уведомлениям о размере арендной платы на 2017 год и на 2018 год арендодатель производил ежегодный расчет размера арендной платы по действующим ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов (с учетом их индексации) исходя из разрешенного ежегодного объема древесины, равного 7,6 тыс. куб.м, установленного дополнительным соглашением от 15.04.2016 N 4.
Федеральным агентством лесного хозяйства в ходе плановой выездной проверки Министерства выявлено и отражено в акте от 26.07.2019 N 20/2019, что соглашениями к договорам аренды лесных участков для заготовки древесины, заключенным по результатам торгов, в нарушение статей 73, 74, 74.1, 76, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" изменены договорные условия.
Об устранении выявленного нарушения в срок до 01.09.2020 Министерству выдано предписание от 04.10.2019 N 20/2019 (пункт 13) (том 1, л.д. 67-71).
Министерство на основании указанного предписания направило Обществу письмо от 26.02.2020 N 204-11-14/1932, в котором сообщило о доначислении арендной платы за 2017 год в сумме 220 678 руб. 52 коп. и за 2018 год в сумме 435 911 руб. 11 коп., всего на сумму 656 589 руб. 63 коп., с предложением уплатить указанную сумму в течение 30 дней.
Перерасчет арендной платы за указанный период произведен исходя из объема древесины, равного 9,8 тыс. куб.м., установленного при заключении договора аренды в 2008 году.
В связи с отказом Общества от уплаты доначисленной арендной платы Министерство, указав, что размер арендной платы, подлежащий расчету и уплате в соответствии с условиями договора, меньше размера, фактически уплаченного Обществом за спорный период, а также сославшись на то, что заключение дополнительных соглашений от 15.12.2009 N 1 и от 15.04.2016 N 4 к договору влечет уменьшение размера арендной платы по сравнению с определенной по результатам торгов, что противоречит порядку определения ее размера на торгах, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исходя из того, что Обществом внесена арендная плата за использование лесов в объеме, который был ему фактически предоставлен, а Министерство не вправе требовать внесения платы за не предоставленный к заготовке объем древесины, отказал в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу статьи 614 ГК РФ и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка.
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).
В соответствии с частью 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Согласно части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).
Приняв во внимание указанные нормы, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что дополнительное соглашение от 15.04.2016 N 4 к договору аренды от 26.09.2008 N 453 заключено между сторонами в порядке, не предусмотренном законом.
В силу статьи 612 ГК РФ арендатор при обнаружении недостатков принятого в аренду имущества, полностью или частично препятствующих пользованию им, вправе потребовать от арендодателя соразмерного уменьшения арендной платы.
Исходя из того, что Министерство не предоставило Обществу лесной участок с ежегодным разрешенным к заготовке объемом древесины 9,8 тыс. куб.м., который предусматривался условиями договора аренды, при этом в 2017- 2018 годах арендная плата была внесена Обществом в полном размере исходя из объема изъятия древесины 7,6 тыс. куб.м., определенного дополнительным соглашением от 15.04.2016 N 4, который был ему фактически предоставлен, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания доначисленной за неосвоенный объем древесины арендной платы и отказали Министерству в удовлетворении исковых требований.
Между тем судами двух инстанций не учтено следующее.
По общему правилу размер арендной платы, установленный по результатам аукциона, предметом которого являлась арендная плата, не может быть изменен в сторону уменьшения, поскольку обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель.
В силу статьи 74.1 ЛК РФ изменения условий (в том числе размера арендной платы) договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, осуществляются в исключительных установленных законом случаях по решению суда.
Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, исходя из ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, установленных Постановлением N 310 (статья 73 ЛК РФ).
Расчет арендной платы зависит от применения ставки, обусловленной различными параметрами, характеризующими лесной ресурс. Изменение одного из факторов лесного ресурса влечет в части размера арендной платы изменение договора аренды лесного участка, заключенного на торгах, что подлежит судебному контролю.
Без заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка осуществляется изменение размера арендной платы в соответствии с нормативными актами, устанавливающими расчетные величины (ставки платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, коэффициенты и т.д.). Изменение разрешенного ежегодного объема заготовки древесины на лесном участке в результате проведения лесоустроительных работ к таковым случаям не относится.
В рассматриваемом случае дополнительное соглашение к договору аренды от 26.09.2008 N 453 в части изменения размера арендной платы в указанном порядке не заключено.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2020 N 68-О, внесение изменений в договор аренды лесного участка в судебном порядке поставлено в зависимость от волеизъявления сторон договора, инициирующих необходимую процедуру путем подачи иска; непринятие же арендатором мер по внесению изменений в договор после законодательного установления такой возможности ведет к соответствующему риску исполнения договора аренды лесного участка в прежней редакции.
Поскольку ни Министерство, ни Общество не обращались в суд с иском о внесении изменений в указанный договор аренды лесного участка, условия договора, в том числе определяющие размер арендной платы, продолжают действовать в первоначальной редакции.
В связи с этим у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Министерства исходя из того, что Обществом внесена арендная плата за использование лесов в объеме, который был ему фактически предоставлен.
При этом статья 612 ГК РФ не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку в силу статьи 71 ЛК РФ положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, применяются к договору аренды лесного участка, если иное не установлено ЛК РФ (определение ВАС РФ от 25.06.2013 N ВАС-7661/13).
При первоначальном рассмотрении дела Обществом было заявлено о пропуске срока исковой давности применительно ко всем исковым требованиям Министерства.
В связи с этим суд кассационной инстанции в постановлении от 11.05.2021, отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указал, что в соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" суду следует дать оценку доводу истца об отсутствии факта пропуска срока исковой давности в отношении требования о взыскании задолженности по арендной плате по каждому арендному платежу за указанный период.
В силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, после чего с учетом всех доводов и возражений лиц, участвующих в деле, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021 по делу N А05-4746/2020 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку ни Министерство, ни Общество не обращались в суд с иском о внесении изменений в указанный договор аренды лесного участка, условия договора, в том числе определяющие размер арендной платы, продолжают действовать в первоначальной редакции.
В связи с этим у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Министерства исходя из того, что Обществом внесена арендная плата за использование лесов в объеме, который был ему фактически предоставлен.
При этом статья 612 ГК РФ не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку в силу статьи 71 ЛК РФ положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, применяются к договору аренды лесного участка, если иное не установлено ЛК РФ (определение ВАС РФ от 25.06.2013 N ВАС-7661/13).
При первоначальном рассмотрении дела Обществом было заявлено о пропуске срока исковой давности применительно ко всем исковым требованиям Министерства.
В связи с этим суд кассационной инстанции в постановлении от 11.05.2021, отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указал, что в соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" суду следует дать оценку доводу истца об отсутствии факта пропуска срока исковой давности в отношении требования о взыскании задолженности по арендной плате по каждому арендному платежу за указанный период."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2021 г. N Ф07-15869/21 по делу N А05-4746/2020
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9208/2022
13.09.2022 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-4746/20
21.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15869/2021
08.09.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6126/2021
17.06.2021 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-4746/20
11.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4630/2021
25.02.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6641/20
20.07.2020 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-4746/20