23 декабря 2021 г. |
Дело N А56-34053/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сфера-Инвест" Бреева А.В. (доверенность от 10.06.2021),
рассмотрев 20.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сфера-Инвест" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021 по делу N А56-34053/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сфера-Инвест", адрес: 199004, Санкт-Петербург, муниципальный округ N 7 вн.тер.г., Средний пр. В.О., д. 4, лит. Б, пом. 7Н, ком. 7, ОГРН 1037800119389, ИНН 7801249680 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция, ГЖИ), о признании незаконным и отмене постановления от 09.03.2021 N 119/21 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 06.07.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.09.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на отсутствие события и состава правонарушения. По мнению заявителя, суды не учли отсутствие его вины, тот факт, что Общество действует на основании договора управления многоквартирным домом и протокола общего собрания собственников помещений от 27.06.2013 N 1, которым утвержден размер платы, Общество не вправе менять указанные условия и нарушать их.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
В отзыве Инспекция возразила против доводов жалобы.
Инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в ее отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 72, корп. 3 (далее - МКД) на основании договора управления и соответствующей лицензии.
17.02.2021 ГЖИ в связи с поступившей жалобой на основании распоряжения от 11.02.2021 N 12/21/76-Р была проведена внеплановая документарная проверка, в результате которой выявлены нарушения Обществом при управлении спорным МКД требований части 9.2 статьи 156, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), выразившиеся в неправомерном (в отсутствие в данном случае предусмотренных законодательством случаев исключений) расчете платы за коммунальные ресурсы по холодной и горячей воде, водоотведению в целях содержания общего имущества в МКД в январе 2021 года по показанию общедомовых коллективных приборов учета, а не по установленным нормативам потребления соответствующих коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Нарушения зафиксированы в акте проверки от 17.02.2021 N 12/21/76-р, в отношении Общества составлен протокол от 24.02.2021 N 12/20/76-р об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Постановлением от 09.03.2021 N 119/21 Общество привлечено к административной ответственности согласно указанной квалификации в виде штрафа в размере 125 000 руб. (в два раза ниже минимального размера санкции).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, предъявляются лицензионными требования, в том числе исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно пункту 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (в действующей редакции), размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения N 2 к настоящим Правилам. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение.
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии общедомового прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Указанный норматив потребления утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации по тарифам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
- исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 26.05.2017 N 50-р "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга" установлены нормативы потребления электрической энергии, холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга.
Пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), установлено, что при первоначальном включении расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, распределение объема коммунальных ресурсов на содержание общего имущества, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, сверх нормативного потребления возможно только в случае принятия собственниками помещений многоквартирного дома соответствующего решения.
Судами двух инстанций по представленным в дело документам и пояснениям сторон установлено, что спорный МКД не оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, упомянутой в части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Судами также установлено и материалами дела подтверждается, что расчет платы за коммунальные ресурсы по холодной и горячей воде, водоотведению в целях содержания общего имущества в МКД в январе 2021 года выполнен Обществом по показанию общедомовых коллективных приборов учета, а не по установленным нормативам потребления соответствующих коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. При этом размер начисленной Обществом платы оказался выше суммы, подлежащей уплате при использовании норматива потребления, а Обществом не представлено доказательств наличия исключений (решений общего собрания собственников помещений МКД), предусмотренных частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пунктом 29 Правил N 491.
Доводы Общества о том, что тарифы на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в МКД утверждены в условиях договора управления и протоколом общего собрания собственников помещений от 27.06.2013, правомерно отклонены судами, поскольку указанное имело место в 2013 году и не учитывает приведенные выше положения пункта 29 Правил N 491, а также части 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым при первоначальном включении в размер платы за содержание жилого помещения платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
Таким образом, суды двух инстанций, посчитав доказанной вину Общества (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Выводы судов не противоречат Определениям Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2021 N 306-ЭС21-8037, от 21.08.2019 N 309-ЭС19-13542, Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 26.10.2021 N 2301-О.
Ссылка Общества на некорректность произведенных Инспекцией расчетов и использованных формул не влияет на правильность выводов Инспекции по сути нарушений, поскольку сам заявитель не отрицает, что размер начисленной им платы оказался выше суммы, подлежащей уплате при использовании норматива потребления. При этом в настоящем деле оспаривается постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение лицензионных требований, а не предписание о корректировке (перерасчете, возврате) конкретных сумм начислений.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не допущено.
Исключительных оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) судами не установлено.
Наказание назначено в виде штрафа в размере 125 000 руб. с учетом частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ (в два раза меньше минимального размера санкции), в связи с чем дальнейшее снижение штрафа невозможно.
Таким образом, выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам и материалам дела, доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных судами фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021 по делу N А56-34053/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сфера-Инвест" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы Общества о том, что тарифы на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в МКД утверждены в условиях договора управления и протоколом общего собрания собственников помещений от 27.06.2013, правомерно отклонены судами, поскольку указанное имело место в 2013 году и не учитывает приведенные выше положения пункта 29 Правил N 491, а также части 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым при первоначальном включении в размер платы за содержание жилого помещения платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
Таким образом, суды двух инстанций, посчитав доказанной вину Общества (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Выводы судов не противоречат Определениям Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2021 N 306-ЭС21-8037, от 21.08.2019 N 309-ЭС19-13542, Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 26.10.2021 N 2301-О.
...
Исключительных оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) судами не установлено.
Наказание назначено в виде штрафа в размере 125 000 руб. с учетом частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ (в два раза меньше минимального размера санкции), в связи с чем дальнейшее снижение штрафа невозможно."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2021 г. N Ф07-17685/21 по делу N А56-34053/2021