18 января 2022 г. |
Дело N А56-43888/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Сергеевой И.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от акционерного общества "Почта России" Гаврикова А.А. (доверенность от 29.07.2020),
рассмотрев 13.01.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 по делу N А56-43888/2020,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, адрес: 188502, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, дер. Горбунки, д. 5А, ОГРН 1024702186442, ИНН 4720007053 (далее - Администрация Ломоносовского муниципального района), об обязании передать в федеральную собственность из муниципальной собственности нежилые помещения, используемые акционерным обществом "Почта России" (далее - Общество), расположенные по адресам: Ленинградская обл., Ломоносовский муниципальный район, Виллозское городское поселение, д. Малое Карлино, д. 13Б, пом. 3; Ленинградская обл., Ломоносовский муниципальный район, Виллозское городское поселение, гп. Виллози, д. 8, к. 2; Ленинградская обл., Ломоносовский муниципальный район, Горбунковское сельское поселение, дер. Разбегаево; Ленинградская обл., Ломоносовский район, дер. Лаголово, Садовая ул., д. 3.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Общество, муниципальное образование Лагаловское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (далее - муниципальное образование Лагаловское сельское поселение; Администрация Лагаловского сельского поселения) и муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования "Горбунковская детская школа искусств" муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее - Учреждение).
Определением от 27.01.2021 Администрация Лагаловского сельского поселения привлечена в качестве второго ответчика по делу.
Впоследствии Управлением заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому он просил:
1) обязать муниципальное образование Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области:
1.1 обеспечить формирование помещений, используемых Обществом, в качестве самостоятельных объектов недвижимости (самостоятельного нежилого помещения) из нежилых помещений с кадастровыми номерами 47:14:0000000:29446, 47:14:0000000:13721, 47:14:0404001:206);
1.2 передать в федеральную собственность из муниципальной собственности: комнаты N 21 площадью 50,8, N 22 площадью 12,3 кв.м, N 23 площадью 15,9 кв.м, расположенные в нежилом помещении с кадастровым номером 47:14:0000000:29446 по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский муниципальный район, Виллозское городское поселение, д. Малое Карлино, д. 13 Б; нежилые помещения N 4 площадью 56,7 кв.м, N 8 площадью 11,8 кв.м, N 13 площадью 1,7 кв.м, расположенные в здании по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский муниципальный район, Виллозское городское поселение, гп Виллози, д. 8, к. 2, с кадастровым номером 47:14:0000000:13721; комнаты N 2 площадью 28,9 кв.м, N 5 площадью 4,7 кв.м, N 6 площадью 3,4 кв.м, N 7 площадью 2,6 кв.м, N 8 площадью 3 кв.м, N 9 площадью 1,3 кв.м, N 10 площадью 12,6 кв.м (в составе обозначенной в техническом паспорте части N 4), расположенные в здании по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский муниципальный район, Горбунковское сельское поселение, дер. Разбегаево с кадастровым номером 47:14:0404001:206;
2) обязать муниципальное образование Лаголовское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области передать в федеральную собственность из муниципальной собственности помещение, используемое Обществом, расположенное по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский район, дер. Лаголово, Садовая ул., д. 3, с кадастровым номером 47:14:0000000:30912.
Уточнение требований принято в части обязания передать спорные объекты в федеральную собственность из муниципальной собственности.
Решением от 07.06.2021 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 14.09.2021 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация Ломоносовского муниципального района, считая незаконным решение и постановление в части передачи в федеральную собственность из муниципальной собственности комнат N 2 площадью 28,9 кв.м, N 5 площадью 4,7 кв.м, N 6 площадью 3,4 кв.м, N 7 площадью 2,6 кв.м, N 8 площадью 3 кв.м, N 9 площадью 1,3 кв.м, N 10 площадью 12,6 кв.м (в составе обозначенной в техническом паспорте части N 4), расположенных в здании по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский муниципальный район, Горбунковское сельское поселение, дер. Разбегаево с кадастровым номером 47:14:0404001:206, просит их в обжалуемой части отменить. Заявитель считает, что спорный объект недвижимости (здание) используется муниципальным образованием и необходим для муниципальных нужд. Кроме того, кассатор указывает, что передача указанных комнат противоречит действующему законодательству и нарушает права третьих лиц (Учреждения).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Администрацией Ломоносовского муниципального района (арендодателем) и федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" (далее - Предприятие; арендатором) заключены договоры аренды нежилых помещений:
- от 26.12.2005 N 32-2-05, предметом которого являются нежилые помещения в здании торгово-бытового центра общей площадью 79,9 кв.м, расположенные по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский муниципальный район, Виллозское городское поселение, д. Малое Карлино, д. 13 Б, пом. 3. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 02.11.2019 N 99/2019/292893264 нежилое помещение с кадастровым номером 47:14:0000000:29446 имеет площадь 103,4 кв.м и является собственностью муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области;
- от 26.12.2005 N 32-18-05, предметом которого являются нежилые помещения в здании старого детского сада общей площадью 68,5 кв.м, расположенные в здании по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский муниципальный район, Виллозское городское поселение, гп. Виллози, д. 8, к. 2. Согласно выписке из ЕГРН от 17.10.2019 N 99/2019/289622478 здание старого детского сада с кадастровым номером 47:14:0000000:13721 имеет площадь 242,7 кв.м и является собственностью муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области;
- от 01.01.2006 N 32-16-06, предметом которого являются нежилые помещения в административном здании общей площадью 61,6 кв.м, расположенные в здании по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский муниципальный район, Горбунковское сельское поселение, дер. Разбегаево. Согласно выписке из ЕГРН от 13.09.2019 N 99/2019/283839497 административное здание с кадастровым номером 47:14:0404001:206 имеет площадь 682,9 кв.м и является собственностью муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области; передано в оперативное управление Учреждению.
Между Администрацией Лагаловского сельского поселения и Обществом заключен договор безвозмездного пользования от 01.11.2019 N 63/2019, предметом которого являются нежилые помещения N 1-8 общей площадью 63 кв.м, расположенные в административном здании по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-он, дер. Лаголово, Садовая ул., д. 3.
Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 17.02.2020 N 47/000/789/2020-8423 помещение с кадастровым номером 47:14:0000000:30912 площадью 63 кв.м является собственностью муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (дата государственной регистрации права - 11.08.2000).
Согласно выписке из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 25.03.2020 N 99/2020/314045765 помещение с кадастровым номером 47:14:0000000:30912 площадью 63 кв.м является собственностью муниципального образования Лагаловское сельское поселение (дата государственной регистрации права - 15.10.2010).
Руководствуясь частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), Предприятие направило письмо в адрес Администрации Ломоносовского муниципального района с требованием о передаче помещений в федеральную собственность.
Администрации Ломоносовского муниципального района письмом от 19.11.2019 N 18-1316/19-1-1 отказалась передать помещения в федеральную собственность.
Предприятие прекратило свою деятельность как юридическое лицо путем реорганизации 01.10.2019, правопреемником является Общество.
Согласно части 10 статьи 20 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, не включенные в передаточный акт при формировании уставного капитала Общества в соответствии со статьей 19 данного Закона, передаются в безвозмездное пользование на период до их внесения в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества с правом Общества на использование такого имущества, в том числе для сдачи его в аренду на период до дня оформления права. Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании Предприятия и не переданные Обществу в соответствии с названным Законом, поступают в собственность Российской Федерации.
Ссылаясь на необоснованность отказа Администрации Ломоносовского муниципального района в передаче помещений в федеральную собственность в силу приведенных норм права, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из того, что основанием для передачи имущества являются требования Закона N 122-ФЗ и Закона N 171-ФЗ.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (статья 215 ГК РФ).
Для возникновения права собственности необходимо наличие основания приобретения права собственности.
Если имущество уже имеет собственника, то необходимо наличие основания прекращения у него права собственности.
В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Особенности правового регулирования отношений в области организации, создания основ деятельности Общества, особенности реорганизации Предприятия путем преобразования его в акционерное общество, учета объектов недвижимости, находившихся у Предприятия, и оформления прав Общества на передаваемое ему имущество установлены специальным Законом N 171-ФЗ. В сферу действия данного закона не входит перераспределение имущества между публично-правовыми образованиями.
Исходя из статьи 19 упомянутого закона, Общество создается путем реорганизации (преобразования) Предприятия (часть 1); Общество является правопреемником Предприятия. Со дня государственной регистрации Общества в ЕГРЮЛ к нему в неизменном виде переходят все права и обязанности Предприятия, за исключением прав Предприятия на движимое и недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении или постоянном (бессрочном) пользовании Предприятия, а также на праве безвозмездного пользования, в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом. Со дня государственной регистрации Общества оно приобретает право собственности на указанное движимое и недвижимое имущество в порядке, установленном Законом N 171-ФЗ (часть 2); состав имущественного комплекса Предприятия, подлежащего передаче Обществу в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества, определяется передаточным актом (часть 12); земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и предоставленные Предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые заняты принадлежащими Российской Федерации и находившимися на 01.10.2018 во владении и (или) в пользовании Предприятия зданиями, строениями, сооружениями, а также объектами, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, за исключением земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, подлежат передаче в собственность Общества одновременно с данными объектами недвижимости при условии отсутствия на указанных земельных участках иных объектов недвижимого имущества, принадлежащих третьим лицам (часть 22).
Согласно части 24 статьи 19 Закона N 171-ФЗ объекты недвижимого имущества Российской Федерации, предоставленные Предприятию на праве аренды, праве безвозмездного пользования и иных имущественных правах, подлежат включению в передаточный акт с учетом положений статьи 20 данного Федерального закона.
Частью 25 статьи 19 Закона N 171-ФЗ установлено, что право собственности Общества на объекты, указанные в части 24 настоящей статьи, возникает в силу положений данного Федерального закона.
Таким образом, исходя из буквального содержания положений пунктов 24 и 25 статьи 19 Закона N 171-ФЗ, в состав имущественного комплекса Предприятия, подлежащего передаче в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества, подлежат включению объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности только Российской Федерации и предоставленные Российской Федерацией Предприятию на праве аренды.
В отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования, такая норма в Законе N 171-ФЗ отсутствует.
Нормы части 1 статьи 20 указанного закона регулируют порядок составления перечня объектов недвижимого имущества при инвентаризации имущества Предприятия в ходе его реорганизации в акционерное общество, часть 4 статьи 20 данного закона устанавливает необходимость проведения мероприятий по подготовке объектов недвижимого имущества к внесению их в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал общества.
При этом в части 6 статьи 20 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что объекты недвижимого имущества, которые указаны в данной статье и право собственности Российской Федерации на которые будет признано на основании судебного акта после подписания передаточного акта, а также земельные участки, занятые такими объектами недвижимого имущества, подлежат включению в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал общества.
Из изложенного следует, что Закон N 171-ФЗ не содержит норм права как о прекращении права собственности муниципального образования на недвижимое имущество, переданное в аренду Предприятию ли Обществу, не устанавливает оснований приобретения права собственности Российской Федерации на данное имущество, так же не содержит положений о принудительной безвозмездной передаче муниципальной собственности в собственность Российской Федерации.
Следует учесть, что в силу части 5 статьи 19 Закона N 171-ФЗ реорганизация Предприятия не является основанием для прекращения или изменения его обязательств, возникших до 01.10.2018, в том числе обязательств по договорам аренды, стороной которых является Предприятие.
Указанная правовая позиция относительно применения положений Закона N 171-ФЗ изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 09.12.2021 N 307-ЭС21-9712.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность установлен пунктом 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с указанной статьёй находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанно имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О, федеральный законодатель, регламентируя в федеральном законе разграничение государственной и муниципальной собственности на основе разграничения публично-властных полномочий и устанавливая порядок передачи имущества в результате такого разграничения, должен обеспечивать учет и согласование интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в частности с целью сохранения имущественной самостоятельности названных публичных образований.
Данным определением установлено, что безвозмездная передача муниципальной собственности в федеральную либо собственность субъектов Российской Федерации предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, необходимость выявления позиции (волеизъявления) органов местного самоуправления на передачу имущества, находящегося в муниципальной собственности в собственность другого публичного образования.
Как видно из материалов дела, Управление, ссылаясь на часть 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, статью 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ), считало, что объекты недвижимости, используемые Предприятием (Обществом) как средства почтовой связи, не могут находиться в муниципальной собственности.
Исходя из положений статей 8, 24 (часть 2), 31 (часть 6) Закона N 176-ФЗ, сам факт использования нежилых помещений муниципальной собственности для целей осуществления деятельности по оказанию услуг почтовой связи не свидетельствует о том, что такие помещения могут находиться только в федеральной собственности. Законодательство предусматривает возможность предоставления муниципальными образованиями соответствующего имущества в том числе на праве аренды или ином праве на условиях, определенных органами местного самоуправления.
Указанное следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2021 N 307-ЭС21-9712.
Возражая против заявленных требований, Администрация Ломоносовского муниципального района ссылалась на то, что спорные объекты недвижимости (здания) используются муниципальным образованием и необходимы для муниципальных нужд.
Применительно к правилам части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ судами не исследованы обстоятельства, касающиеся отнесения спорных объектов к объектам федеральной собственности в соответствии с законодательством о разграничении объектов государственной собственности (постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"), соблюдения порядка передачи спорного имущества, наличия волеизъявления органа местного самоуправления на передачу спорного имущества в федеральную собственность. Кроме того, не получили надлежащей оценки представленные ответчиком доказательства фактической заинтересованности муниципального образования в спорных помещениях для решения вопросов местного значения.
С учетом изложенного кассационная инстанция не может согласиться с выводами судов о доказанности Управлением наличия правовых оснований для передачи спорного имущества в федеральную собственность.
Судебные акты первой и апелляционной инстанций по настоящему делу подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать фактические обстоятельства дела, проверить обоснованность и дать оценку всем доводам, заявленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих правовых позиций, и при правильном применении норм материального и процессуального права принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 по делу N А56-43888/2020 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений статей 8, 24 (часть 2), 31 (часть 6) Закона N 176-ФЗ, сам факт использования нежилых помещений муниципальной собственности для целей осуществления деятельности по оказанию услуг почтовой связи не свидетельствует о том, что такие помещения могут находиться только в федеральной собственности. Законодательство предусматривает возможность предоставления муниципальными образованиями соответствующего имущества в том числе на праве аренды или ином праве на условиях, определенных органами местного самоуправления.
Указанное следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2021 N 307-ЭС21-9712.
...
Применительно к правилам части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ судами не исследованы обстоятельства, касающиеся отнесения спорных объектов к объектам федеральной собственности в соответствии с законодательством о разграничении объектов государственной собственности (постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"), соблюдения порядка передачи спорного имущества, наличия волеизъявления органа местного самоуправления на передачу спорного имущества в федеральную собственность. Кроме того, не получили надлежащей оценки представленные ответчиком доказательства фактической заинтересованности муниципального образования в спорных помещениях для решения вопросов местного значения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 января 2022 г. N Ф07-18163/21 по делу N А56-43888/2020