17 января 2022 г. |
Дело N А56-97169/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Поповой А.О. (доверенность от 06.09.2021 N 213-21), от акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" Рожнова А.В. (доверенность от 01.01.2022 N 36/2022),
рассмотрев 17.01.2022 в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2021 по делу N А56-97169/2020,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - ПАО "Россети Ленэнерго", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС), от 19.10.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-595/2020, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением штрафа в размере 800 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области", адрес: 187342, Ленинградская обл., г. Кировск, Ладожская ул., д. 3 А, ОГРН 1044700565172, ИНН 4703074613 (далее - АО "ЛОЭСК").
Решением суда первой инстанции от 14.05.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.08.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, заявление Общества удовлетворить.
В обоснование жалобы податель указывает на то, что заявка АО "ЛОЭСК" подана с нарушениями положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). Недостатки заявки АО "ЛОЭСК", отсутствие необходимых в ней сведений, наличие уже заключенного договора между АО "ЛОЭСК" и Обществом в тех же точках присоединения, но на меньший объем мощности, препятствовало Обществу направить в адрес АО "ЛОЭСК" новый проект договора. Направление со стороны Общества в адрес АО "ЛОЭСК" дополнительного запроса документов и сведений не подпадает под сферу регулирования пункта 15 Правил N 861. Общество полагает, что в его действиях отсутствует событие вмененного правонарушения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель АО "ЛОЭСК", ссылаясь на необоснованность приведенных Обществом доводов, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.01.2020 АО "ЛОЭСК" направило Обществу заявку N 20-1912 на технологическое присоединение в целях увеличения максимальной мощности ПС 595 "Криогаз", расположенной по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Высоцк, Пихтовая ул., д. 1 (далее - заявка). Заявленная существующая мощность указанного объекта - 18 500 кВт, увеличение мощности по первому этапу - на 5 000 кВт, по второму этапу - на 23 070 кВт.
Общество уведомило АО "ЛОЭСК" о несоответствии заявки требованиям Правил N 861 и возможности расторжения действующего договора и заключения нового договора об осуществлении технологического присоединения (письма от 02.03.2020 N ЛЭ/16-50/348, от 06.04.2020 N ЛЭ/16-50/484).
По результатам проверки обстоятельств, изложенных в обращении АО "ЛОЭСК", по факту нарушения Обществом пункта 15 Правил N 861 определением Управления от 03.04.2020 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении N 047/04/9.21-595/2020 и назначено проведение административного расследования.
Установив, что ПАО "Россети Ленэнерго" ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, Управление составило протокол от 01.06.2020 по делу N 047/04/9.21-595/2020 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и вынесло постановление от 19.10.2020 о назначении наказания в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Не согласившись с постановлением Управления и привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, оснований для уменьшения размера штрафа и применения статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Пунктом 41 Правил N 861 установлено, что сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случае если сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, и объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее объектам электросетевого хозяйства, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных обязательными требованиями.
При этом по смыслу пункта 43 Правил N 861 отказ от заключения договора не допускается.
Раздел 5 Правил N 861 не регламентирует процедуру заключения договора об осуществлении технологического присоединения, соответственно, сторонам следует руководствоваться общими положениями Правил N 861 о заключении и исполнении договоров технологического присоединения между сетевой и смежной сетевой организациями.
Согласно пункту 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил.
Заявителем (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил) в заявке в зависимости от конкретных условий должен быть указан перечень сведений, установленных пунктом 9 Правил N 861.
Перечень документов и информации, которые сетевая организация обязана предоставить при подаче заявки в смежную сетевую организацию, установлен пунктом 13 (1) Правил N 861.
Согласно пункту 15 Правил N 861 (в редакции, действовавшей в спорный период) в адрес заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15-и дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Сетевая организация в течение 3-х рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3-х рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20-и рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20-и рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3-х рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявка на технологическое присоединение подавалась АО "ЛОЭСК" для присоединения ООО "Порт Высоцкий" к ПС 110 кВ Криогаз (ПС-595) в связи с необходимостью выполнения мероприятий, предусмотренных техническими условиями.
Уведомления N ЛЭ/16-50/348, ЛЭ/16-50/484 о несоответствии заявки N 20-1912 требованиям Правил N 861 и возможности расторжения действующего договора и заключения нового договора об осуществлении технологического присоединения направлены Обществом только 02.03.2020 06.04.2020, то есть за пределами установленного пунктом 15 Правил N 861 срока рассмотрения заявки и направления уведомления и проекта договора. Уведомление об увеличении срока рассмотрения заявки Обществом также не направлялось.
Таким образом, бездействие Общества привело к нарушению сроков, установленных пунктом 15 Правил N 861.
Отклоняя довод Общества о несоблюдении АО "ЛОЭСК" при подаче заявки на технологическое присоединение требований пунктов 9, 13 (1), 30.5 Правил N 861, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что приведенное обстоятельство не является основанием для бездействия Общества, выразившегося в уклонении от направления уведомления о несоответствии заявки установленным требованиям, а также о необходимости представить дополнительные документы, и нарушения установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Довод Общества о том, что направление в адрес АО "ЛОЭСК" дополнительного запроса документов и сведений не подпадает под сферу регулирования пункта 15 Правил N 861, оценивался апелляционным судом и признан ошибочным, основанным на неверном толковании вышеприведенных положений Правил N 861.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, констатировав факт нарушения Обществом пункта 15 Правил N 861, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ПАО "Россети Ленэнерго" события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения исследован антимонопольным органом; в ходе производства по делу об административном правонарушении вина ПАО "Россети Ленэнерго" установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление административного органа вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ. Нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности не допущены.
Административное наказание назначено с учетом квалифицирующего признака (в связи с повторностью совершения правонарушения и неистечением срока по статье 4.6 КоАП РФ), соответствует требованиям соразмерности, индивидуализации и справедливости. Исключительных оснований для снижения размера штрафа в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ судами не установлено.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, суды не усмотрели оснований для применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2021 по делу N А56-97169/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопрос о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения исследован антимонопольным органом; в ходе производства по делу об административном правонарушении вина ПАО "Россети Ленэнерго" установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление административного органа вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ. Нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности не допущены.
Административное наказание назначено с учетом квалифицирующего признака (в связи с повторностью совершения правонарушения и неистечением срока по статье 4.6 КоАП РФ), соответствует требованиям соразмерности, индивидуализации и справедливости. Исключительных оснований для снижения размера штрафа в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ судами не установлено.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, суды не усмотрели оснований для применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2022 г. N Ф07-16909/21 по делу N А56-97169/2020