20 января 2022 г. |
Дело N А05-5359/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Боголюбовой Е.В., Дмитриева В.В.,
рассмотрев 20.01.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.07.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 по делу N А05-5359/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Экострой", адрес: 410080, Саратовская обл., Саратовский р-н, пос. Расково, Сокурский тракт, д. 34, ОГРН 1096451000140, ИНН 6451423507 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство), Архангельской области, в лице Министерства, о взыскании 1 098 922 руб. 62 коп. неустойки, начисленной за период с 07.11.2020 по 26.04.2021, а также неустойки, начисленной с 27.04.2021 по день фактической оплаты долга, 200 000 руб. штрафа за пропуск сроков на прием оказанных услуг либо вынесение мотивированного решения об отказе в приеме таких услуг, начисленный на основании пункта 7.4 контракта.
Истец уточнил заявленные требования, и просил взыскать 1 424 100 руб. 88 коп. неустойки, начисленной за период с 07.11.2020 по 17.06.2021, 200 000 руб. штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Архангельской области.
Решением суда первой инстанции от 15.07.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.10.2021, иск удовлетворен в части взыскания с Министерства в пользу Общества 1 424 100 руб. 88 коп. неустойки и 100 000 руб. штрафа, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты изменить.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, Общество (исполнитель) и Министерство (заказчик) 02.06.2020 заключили государственный контракт на оказание услуг по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов (захламлений) на землях лесного фонда по судебным решениям от N 10 (далее - Контракт).
Согласно пунктам 1.1, 1.3, 3.1, 3.3 Контракта исполнитель по заданию заказчика принял на себя обязательство оказать услуги по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов (захламлений) на землях лесного фонда по судебным решениям в соответствии с условиями Контакта, техническим заданием (приложение 1).
Услуги, предусмотренные Контрактом, должны быть оказаны исполнителем в срок до 15.12.2020 или до достижения размера максимального значения цены Контракта (102 000 000 руб. в том числе НДС 17 000 000 руб.) в зависимости от того, какое из условий наступит первым.
Цена единицы услуги составляет 27, 73 руб.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3.12 технического задания объем оказанных услуг определяется расстоянием и объемом отходов, убранных, перевезенных и размещенных на объектах размещения отходов (далее - ОРО).
Места несанкционированного размещения отходов (захламлений) на землях лесного фонда по судебным решениям (свалки), примерная площадь захламления, предполагаемые объемы отходов и ближайшие ОРО указаны в приложении 1 к техническому заданию.
По результатам сдачи услуг по каждой свалке исполнитель формирует и предоставляет заказчику отчетную документацию, в том числе документы на транспортные средства, подтверждающие их техническую возможность по загрузке грузов (отходов) в куб.м.
В силу пунктов 4.1 и 4.2 Контракта оплата оказанных услуг осуществляется по завершению оказания услуг по каждой свалке по цене единицы услуги, исходя из объема фактически убранных и размещенных отходов на ОРО и среднего расстояния, учитываемого заказчиком в качестве расчетного до ближайшего ОРО, определяемого в соответствии с подпунктом 1.3.2 технического задания в срок не более 30 (тридцати) дней с даты подписания заказчиком акта оказанных услуг.
Пунктами 6.4 - 6.6 Контракта предусмотрено, что для проверки предоставленных исполнителем результатов оказания услуг в части их соответствия условиям Контракта, заказчик в срок не более десяти рабочих дней проводит экспертизу.
Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании соответствующих контрактов.
По итогам экспертизы оказанных услуг заказчик в течение одного рабочего дня с даты завершения проведения экспертизы подписывает акт оказания услуг, или мотивированный отказ от его подписания с перечнем замечаний и сроков их устранения.
Пунктом 9.1 Контракта установлен срок действия - до 31.12.2020.
В июле и августе 2020 года Общество оказало Министерству соответствующие услуги.
В подтверждение факта оказания услуг в августе, сентябре 2020 года Общество представило: акт об оказании услуг в отношении 3 781,74 куб.м отходов и счет-фактуру от 22.10.2020 N 3 на 9 102 511, 98 руб., акт об оказании услуг в отношении 7 614,46 куб.м отходов и счет-фактуру от 22.10.2020 N 4 на 1 161 319, 37 руб., акт об оказании услуг в отношении 510,15 куб.м отходов и счет фактуру от 22.10.2020 N 5 на 96 195, 92 руб., акт об оказании услуг в отношении 826,89 куб.м отходов и счет-фактуру от 22.10.2020 N 6 на 27 781 356, 51 руб., акт об оказании услуг в отношении 826,86 куб.м отходов и счет-фактура от 22.10.2020 N 7 на 417 304, 61 руб., путевые листы, контрольные талоны по приему твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на полигон, акты ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, акты замеров в натуре габаритов транспортных средств от 09.08.2020, 21.08.2020, 07.09.2020, 03.09.2020, акты замера процентного содержания и плотности строительных отходов от 12.08.2020, акты приема-передачи отходов между Обществом и обществом с ограниченной ответственностью "Д-Люкс" (собственником полигона) с расчетом объемов от 18.09.2020 N 2, от 18.09.2020 N 4, от 18.09.2020 N 5, от 18.09.2020 N 1, от 18.09.2020 N 3, письмо общества с ограниченной ответственностью "Д-Люкс" от 29.09.2020 о приеме отходов в килограммах.
Акты об оказании услуг, счета-фактуры направлены Министерству.
По результатам рассмотрения указанных документов Министерство 30.10.2020 составило заключение, выявило следующие недостатки: первичная отчетная документация не приведена в соответствие. В контрольных талонах приема отходов допущены ошибки; предоставленный пакет документов не соответствует требованиям подпункта 1.3.12 приложения 1 к Контракту, а именно: акты приемапередачи отходов от исполнителя эксплуатирующей организации объектов размещения отходов не содержит указания на объем переданных отходов в кубических метрах; заявленный объем отходов, вывезенных при помощи указанных в отчетной документации транспортных средств, не соответствует техническим характеристикам транспортных средств и не подтвержден талонами приема бытовых отходов эксплуатирующей организацией объекта размещения отходов.
Оплату услуг Министерство не произвело, указав, что согласно вместимости кузовов машин, перевозивших отходы в указанный период, данный объем составил 6 936,7 куб.м, а также сослалось на неправильное применение нормативов твердых коммунальных отходов по массе 7,41 куб.м на т, поскольку данный норматив применим только к региональным операторам, которым Общество не является.
Общество 20.11.2020 направило Министерству требование (претензию) об оплате оказанных в указанный период услуг и погашении задолженности.
Претензия оставлена Министерством без удовлетворения.
По расчету Общества, задолженность заказчика по Контракту составила 38 558 688, 39 руб.
Поскольку Министерство оплату оказанных услуг не произвело, истец обращался с иском в суд о взыскании 38 558 688 руб. 39 коп. долга по Контракту.
В соответствии с пунктом 7.2 Контракта, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, исполнитель вправе требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Согласно пункту 7.3 Контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства заказчиком, предусмотренного Контрактом, начиняя со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка России от неоплаченной в срок суммы.
Истец определил начальную дату для начисления неустойки как 07.11.2020 исходя из положений пунктов 4.2 и 6.4 - 6.6 Контракта, с учетом даты направления пакета документов в адрес заказчика 22.09.2020.
В соответствии с пунктом 7.4 Контракта штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств. Размер штрафа устанавливается в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 в размере 100 000 руб.
В настоящем деле истцом заявлено требование о взыскании неустойки за просрочку оплаты в общей сумме 1 424 100 руб. 88 коп., начисленной за период с 07.11.2020 по 17.06.2021 и двух штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных Контрактом.
Суды, удовлетворили требование о взыскании неустойки в полном объеме, а требование о взыскании штрафа - частично.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
На основании части 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны быть указаны, в частности: фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле. В мотивировочной части решения должны содержаться также обоснования принятых судом решений.
Принимая решение по делу, арбитражный суд первой инстанции, приняв во внимание обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.03.2021 по делу N А05-14300/2020, руководствуясь статьей 69 АПК РФ исходил из того, что неправомерность действий заказчика, отказавшего истцу в принятии и оплате оказанных услуг установлена, в связи с чем заявленные Обществом исковые требования подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.09.2021 решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.03.2021 и постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по делу N А05-14300/2020 в части взыскания с Архангельской области в лице Министерства в пользу Общества 27 437 742, 43 руб. отменены. В иске в этой части отказано. В остальной части решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.03.2021 и постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по указанному делу оставлено без изменения.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов по настоящему делу сделаны без учета требований закона и оценки ряда обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
В нарушение требований статьи 71 АПК РФ арбитражные суды обеих инстанций не дали собственной оценки доказательствам, представленным сторонами в обоснование своих требований и возражений.
Указанные недостатки не были устранены также и судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом решения, постановления должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Поскольку принятые по делу судебные акты не отвечают указанным требованиям, они подлежат отмене на основании статьи 287 АПК РФ с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, после чего принять решение в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.07.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 по делу N А05-5359/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая решение по делу, арбитражный суд первой инстанции, приняв во внимание обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.03.2021 по делу N А05-14300/2020, руководствуясь статьей 69 АПК РФ исходил из того, что неправомерность действий заказчика, отказавшего истцу в принятии и оплате оказанных услуг установлена, в связи с чем заявленные Обществом исковые требования подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.09.2021 решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.03.2021 и постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по делу N А05-14300/2020 в части взыскания с Архангельской области в лице Министерства в пользу Общества 27 437 742, 43 руб. отменены. В иске в этой части отказано. В остальной части решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.03.2021 и постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по указанному делу оставлено без изменения.
...
В нарушение требований статьи 71 АПК РФ арбитражные суды обеих инстанций не дали собственной оценки доказательствам, представленным сторонами в обоснование своих требований и возражений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 января 2022 г. N Ф07-18457/21 по делу N А05-5359/2021
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4060/2022
12.04.2022 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-5359/2021
20.01.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18457/2021
28.10.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7785/2021
15.07.2021 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-5359/2021