20 января 2022 г. |
Дело N А52-4621/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 17.01.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 24.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021 по делу N А52-4621/2020,
УСТАНОВИЛ:
Управление по учету и распределению жилой площади администрации города Пскова, адрес: 180004, г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, д. 6, ОГРН 1046000301104, ИНН 6027080830 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области, адрес: 180017, г. Псков, Кузнецкая ул., д. 13, ОГРН 1036000308508, ИНН 6027026536 (далее - УФАС), о признании недействительным решения от 14.08.2020 по делу N 060/17-270/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением суда первой инстанции от 24.06.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.09.2021, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить состоявшиеся судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что суды ошибочно пришли к выводу о законности снижения заявителем начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) до размера выделенных бюджетных лимитов. Считает неправомерным использование Управлением при анализе рынка информации от риэлтора, а не от потенциального участника аукциона (застройщика); судами не дана оценка доводам УФАС о возможности продажи иным застройщиком квартиры в г. Пскове, а не за его пределами; действия Управления исключили возможность участия в закупке застройщиков г. Пскова.
В отзыве Управление возразило против доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 11.03.2019 Управлением (заказчиком) в целях реализации постановления администрации города Пскова от 17.12.2015 N 2703 "Об утверждении муниципальной программы "Обеспечение жильем жителей города Пскова" утверждена документация об электронном аукционе на закупку квартиры путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (номер извещения 0157300025219000040). НМЦК составила 1 199 880 руб.
Согласно разделу II аукционной документации (техническое задание) объектом закупки является:
- жилое помещение (квартира) должно быть благоустроенным, находиться в здании капитального типа, иметь центральное отопление, холодное водоснабжение, водоотведение, центральное либо автономное горячее водоснабжение, электроснабжение, газовую (газоэлектрическую, электрическую) плиту;
- жилое помещение (квартира) должно соответствовать санитарным и техническим требованиям к жилым помещениям, установленным разделом II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, а также действующим строительным нормам и правилам, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
Одним из требований, предъявляемых к дому, в котором должна быть расположена квартира, является требование к месту нахождения данной квартиры, а именно в Псковском районе с удаленностью не более 3-х километров от черты города Пскова.
Также одним из условий закупки оговорено обязательство застройщика передать заказчику объект долевого строительства не позднее 29.11.2019.
На участие в аукционе подана единственная заявка - обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "СпецПроектЖилСтрой".
По результатам электронного аукциона 26.04.2019 заявителем заключен муниципальный контракт с ООО "СпецПроектЖилСтрой" на сумму 1 199 880 руб. на приобретение квартиры по адресу: Псковская обл., Псковский р-н, сельское поселение "Завеличенская волость", д. Борисовичи, Венская ул., д. 8.
Из прокуратуры города Пскова 03.12.2019 в УФАС поступили материалы в отношении Управления о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства при закупке.
УФАС определением от 14.04.2019 возбуждено дело N 060/01/17-270/2020, по результатам рассмотрения которого принято решение от 14.08.2020 о нарушении антимонопольного законодательства.
Названным решением УФАС признало в действиях Управления нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), выразившееся в установлении требования о расположении квартир исключительно в Псковском районе не более 3-х километров от черты города Пскова.
В связи с тем, что муниципальный контракт по итогам электронного аукциона заключен, УФАС решило не выдавать предписание об устранении нарушений.
Не согласившись с решением УФАС, Управление обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что запрещаются при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено Федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 135-ФЗ наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В свою очередь, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров. Запрещается совершение заказчиком любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (части 1 и 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование НМЦК.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе закреплено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Статьей 4 Закона Псковской области от 09.01.2013 N 1241-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 1241-ОЗ) определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Аналогичная норма закреплена в Положении о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном постановлением администрации Псковской области от 27.05.2013 N 223 "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Положение N 223).
В пункте 7 Положения N 223 установлено, что предоставление жилых помещений осуществляется местными администрациями муниципальных районов (городских округов) в порядке, установленном правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального района (городского округа) в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 1241-ОЗ дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями общей площадью не менее 25 квадратных метров на территории соответствующего муниципального района или городского округа области по месту жительства указанных лиц.
При этом в силу пункта 1.1 статьи 5 Закона N 1241-ОЗ при наличии согласия детей-сирот они могут обеспечиваться жилыми помещениями общей площадью не менее 25 квадратных метров на территории муниципального района или городского округа области, граничащего с территорией муниципального района или городского округа области, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, в адрес Управления поступили заявления детей-сирот, в которых они выразили свое согласие на обеспечение жилыми помещениями на территории Псковского района, указав при этом конкретные улицы, что подтверждается материалами дела, в том числе письмами территориального отдела города Пскова Комитета по социальной защите Псковской области, Отдела семьи, опеки и попечительства.
Также материалами дела подтверждается, что с целью установления потенциальных участников аукциона и для определения НМЦК заявителем в адрес строительных организаций (ООО "Эгле", акционерное общество (далее - АО) "ДСК", ООО Строительная компания "Скандинавия", открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Псковжилстрой", ООО "Капитал инвестстрой", ООО "СпецПроетЖилСтрой" и ООО "Авентин-Псков") направлены запросы от 29.01.2019 о предоставлении информации о стоимости квартир с чистовой отделкой при участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в соответствии с техническим заданием согласно приложению к письму.
Судами отмечено, что все направленные запросы в адрес организаций содержали в качестве приложения техническое задание - наименование и описание объекта на осуществление закупки квартиры путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома (для детей-сирот) с указанием в том числе сведений о местоположении объекта как "в границах муниципального образования "Город Псков" либо в Псковском районе с удаленностью не более 3-х километров от черты города", а также с указанием о передаче заказчику объекта долевого строительства не позднее 29.11.2019.
При этом в ответ на запрос ООО "Эгле" представило информацию о стоимости квартир с чистовой отделкой в микрорайоне Околица Александровский проезд, д. 6, согласно которой общая площадь квартиры от 34,97 до 35,58 кв.м, со стоимостью от 1 363 830 руб. до 1 387 620 руб., при стоимости 1 кв. м - 39 000 руб.; в ответ на запрос от АО "ДСК" сообщило об отсутствии квартир с запрашиваемыми параметрами.
В ответ на запрос ООО Строительная компания "Скандинавия" сообщило об отсутствии в 2019 году планируемых к вводу жилых домов, в которых имеются однокомнатные квартиры с чистовой отделкой, в связи с этим предоставить информацию о стоимости указанных квартир не представляется возможным.
ОАО "Псковжилстрой" в ответ на запрос сообщило управлению, что не имеет объектов, удовлетворяющих техническому заданию (отсутствуют объекты со сроком передачи до 29.11.2019).
ООО "Капитал инвестстрой" в ответ на запрос предоставило коммерческое предложение, согласно которому предлагается приобрести квартиры, находящиеся в строящемся жилом доме по адресу: г. Псков, Техническая ул., д. 17, срок сдачи: 1 квартал 2020 года, срок передачи до 01.05.2020 по договору участия в долевом строительстве, квартиры-студии с полной отделкой площадью 31 - 32,1 кв. м в количестве 10 шт. Технической возможности передать квартиры до 29.11.2019 не имеется. Также предложено рассмотреть вопрос о приобретении квартир в жилищном комплексе "Видный" в деревне Писковичи.
ООО "Авентин-Псков. Центр недвижимости" предоставило заявителю ответ, согласно которому указан адрес: ул. Гецентова, д. 8, с площадями квартир от 30,4 до 39,7 кв. м со стоимостью от 1 232 950 руб., сообщено о средней стоимости квадратного метра квартир с отделкой - 40 409 руб. 56 коп.
На основании указанных ответов, учитывая, что техническому заданию проводимого аукциона соответствовали ответы ООО "СпецПроектЖилСтрой" и ООО "Авентин-Псков". Центр недвижимости", Управлением для расчета НМЦК дополнительно использована общедоступная информация о цене идентичного товара, содержащаяся в контракте, который исполнен и по которому не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. Информация о контракте размещена в Реестре контрактов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Судами установлено и подателем жалобы не отрицается, что рассчитанное заявителем среднее значение цены квартиры на основании полученных предложений и информации из Реестра контрактов, размещенных в ЕИС, составило 1 212 303 руб. 33 коп., что превышало выделяемый в 2019 году лимит субвенции в сумме 1 199 880 руб. на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в Псковском районе. В связи с этим НМЦК заявителем снижена до 1 199 880 руб., то есть до уровня лимита бюджетных обязательств, выделяемого на закупку жилого помещения площадью 30 кв. м в Псковском районе.
Получив информацию от потенциальных участников, приняв во внимание отсутствие объекта закупки, соответствующего техническому заданию в городе в Пскове (иное УФАС не доказано), законодательно установленное право заказчика при наличии согласия детей-сирот на приобретение жилья на территории муниципального района или городского округа области, граничащего с территорией муниципального района или городского округа области места жительства детей-сирот, наличие данных согласий, а также лимит выделенной субвенции на приобретение квартиры и срок ее использования, Управление с учетом потребности в приобретении конкретного жилья установило требование к месту нахождения данной квартиры, а именно в Псковском районе с удаленностью не более 3-х километров от черты города Пскова и срока передачи объекта долевого строительства не позднее 29.11.2019.
В подтверждение вывода о нарушении заявителем части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции УФАС сослалось на информацию, поступившую от Комитета по региональному контролю и надзору Псковской области о том, что на территории города Пскова по состоянию на 01.10.2019 осуществлялось строительство следующих многоквартирных домов с привлечением средств граждан с планируемым периодом сдачи объекта - 4 квартал 2019 года: Новгородская ул., д. 18а (ООО "Профтехстрой"); Ольгинская наб., д. 5а (АО "Результат"); Красноармейская ул., д. 2б (ООО "Руст"); Юбилейная ул., д. 41а (ООО "Спецстрой"), что, по мнению подателя, свидетельствует о возможности приобретения квартир на территории города Пскова.
Оценив данные доводы УФАС, суды отметили, что в материалы дела представлены письма от данных организаций, согласно которым ООО "Профтехстрой" указало, что дата ввода в эксплуатацию многоквартирного дома по Новгородской ул., д. 18 - 10.01.2020, договоры долевого участия на однокомнатные квартиры не заключались; ООО "Руст" - срок ввода многоквартирного дома в эксплуатацию по Красноармейской ул., д. 2б до 31.12.2020; ООО "Спецстрой" срок ввода в эксплуатацию многоквартирного дома по Юбилейной ул., д. 41а - 28.12.2019, все однокомнатные квартиры на 01.01.2019 зарегистрированы по договорам долевого участия. При этом согласно общедоступной информации, размещенной в сети Интернет и не опровергнутой УФАС, квартиры относятся к жилью комфорт-класса, стоимость 1 кв. м составляет от 55 000 руб. до 70 000 руб. без отделки.
Таким образом, как верно отмечено судами, из ответов данных организаций не усматривается наличие объектов в городе Пскове, соответствующих техническому заданию и потребностям заказчика. Рассуждая об обратном, УФАС не учитывает конкретную потребность в закупке, сопряженную неделимой совокупностью параметров: площадь квартиры, стоимость и срок окончания строительства (передачи квартиры). Довод УФАС о том, что действия Управления исключили возможность участия в закупке застройщиков г. Пскова, не учитывает рыночную конъюнктуру и структуру строительного бизнеса, в котором, в частности, застройщики г. Пскова могут вести строительство и продажу объектов, расположенных на территории районов Псковской области, в том числе близлежащих к городу Пскову.
Судами установлено, что на участие в электронном аукционе подана одна заявка, которая была допущена комиссией заказчика к участию в аукционе, поскольку соответствовала требованиям документации, контракт заключен и исполнен. Доказательств поступления жалоб от иных строительных организаций, которые подали бы заявку на участие в аукционе, УФАС в материалы дела не представлено. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции.
Довод УФАС о наличии в действиях заказчика нарушения части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе оценен судами с учетом того, что соответствующих нарушений Закона N 44-ФЗ решением УФАС не признано. При этом УФАС убедительно не доказало, что исключение информации одного из нескольких источников сведений, послуживших основанием для настоящего расчета НМЦК, привело в конечном итоге к ее некорректному и недостоверному определению. Ограничение конкуренции, а именно нарушение заявителем части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ выразилось, по мнению УФАС, лишь в необоснованном установлении требования к месту нахождения данной квартиры, а именно в Псковском районе с удаленностью не более 3-х километров от черты города Пскова.
При таких конкретных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования. Нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, выводы судов соответствуют материалам дела, оценка доказательств произведена судами с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности и достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 24.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021 по делу N А52-4621/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.