24 января 2022 г. |
Дело N А26-5114/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
рассмотрев 19.01.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Охранная организация "Русь" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2021 по делу N А26-5114/2021,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия, адрес: 185001, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Советская ул., д. 22, ОГРН 1161001061957, ИНН 1001315090 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Охранная организация "Русь", адрес: 185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Державина, д. 25, кв. 12, ОГРН 1121001004948, ИНН 1001257924 (далее - Общество), к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 06.08.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2021, Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и прекратить производство по делу. Податель жалобы считает, что в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения. Как указывает Общество, федеральное государственное унитарное предприятие "Главный радиочастотный центр" (далее - ФГУП "ГРЧЦ"), с которым заявителем заключен договор N 5780-19-0128 оказания услуг по охране, не относится к числу организаций, подведомственных органам государственной власти и наделенных государственно-властными полномочиями. Следовательно, как полагает Общество, объекты, занимаемые ФГУП "ГРЧЦ", не могут рассматриваться как объекты, не подлежащие охране частными охранными предприятиями. Кроме того, по мнению Общества, с учетом приведенных им исключительных обстоятельств у судов имелись основания применить положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить размер назначенного ему штрафа ниже низшего минимального размера, а именно до 50 000 руб.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Управление 17.05.2021 поступило обращение федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" (далее - ФГУП "Охрана") от 12.05.2021 N 87/18-545 о нарушении Обществом требований действующего законодательства при заключении договора на охрану объектов ФГУП "ГРЧЦ", расположенных по адресу: г. Петрозаводск, ул. Зайцева, д. 8, пом. 19, в части осуществления частными охранными организациями охраны объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
В ходе проверки сведений, изложенных в указанном обращении, Управление установило, что между ФГУП "ГРЧЦ" (заказчиком) и Обществом (исполнителем) заключен договор N 5780-19-0128, по условиям которого исполнитель обязался за плату оказывать в период с 01.10.2019 по 31.12.2021 услуги охраны офиса Управления по Республике Карелия филиала ФГУП "ГРЧЦ" в Северо-Западном федеральном округе, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Зайцева, д. 8, пом. 19.
Названный объект находится в федеральной собственности и закреплен за ФГУП "ГРЧЦ" на праве хозяйственного ведения (свидетельство о государственной регистрации права от 15.01.2015 N 10 АБ 710744).
В связи с тем, что в силу законодательства Российской Федерации охрана указанного объекта не предусмотрена частными охранными организациями, Управление пришло к выводу о нарушении Обществом требований статьи 11 Закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1), подпункта "а" пункта 10 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (далее - Положение N 498), пункта 1 Перечня объектов, подлежащих государственной охране, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (далее - Перечень N 587).
По факту выявленных нарушений Управление 22.06.2021 составило в отношении Общества протокол N 10ЛРР001220621000015 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и на основании статьи 23.1 КоАП РФ направило материалы проверки в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по названной квалификации.
Суд первой инстанции посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для применения положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, в связи с чем привлек его к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу подпункта 32 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, статьи 1 Закона N 2487-1 частная охранная деятельность подлежит обязательному лицензированию.
В соответствии со статьей 11.2 Закона N 2487-1 Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 названного Закона.
Согласно подпункту "а" пункта 10 Положения N 498 грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности является, в том числе охрана объектов, предусмотренных Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране", а также объектов, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации частная охранная деятельность не распространяется.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона N 2487-1 частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 Перечня N 587 поименованы здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов Федеральной налоговой службы), иных государственных органов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Перечня N 587 частная охранная деятельность не распространяется на здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов Федеральной налоговой службы), иных государственных органов Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего спора судами установлено, что Общество на основании договора N 5780-19-0128 осуществляет деятельность по охране объекта, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Зайцева, д. 8, пом. 19.
По указанному адресу располагается структура ФГУП "ГРЧЦ", находящегося в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и включенного Указом Президента Российской Федерации от 30.05.2019 N 243 в перечень стратегических предприятий; вышеуказанный объект охраны, являющийся федеральной собственностью, исходя из положений пункта 1 Положения о радиочастотной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 N 434, пунктов 1, 2, 5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228, относится к объектам, которые в силу пункта 1 Перечня N 587 подлежат государственной охране.
Между тем согласно лицензии от 21.06.2012 N РЛ-0206 Общество является негосударственной организацией, осуществляющей частную охранную деятельность, а следовательно, не имеет полномочий на выполнение государственной охраны объектов, перечисленных в пункте 1 Перечня N 587.
При таких обстоятельствах действия Общества правомерно квалифицированы судами как грубое нарушение лицензионных требований, образующие событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Поскольку доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер для соблюдения лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности, а также наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его действиях всех элементов состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении не выявлено; срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Штраф назначен в минимальном размере санкции соответствующей нормы.
Суд кассационной инстанции считает, что применительно к конкретному случаю административное наказание соответствует требованиям соразмерности, индивидуализации и справедливости. Обществом не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, тяжелом имущественном и финансовом положении, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить размер назначенного штрафа менее минимального размера, предусмотренного санкцией вменяемой статьи.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2021 по делу N А26-5114/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Охранная организация "Русь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.