25 января 2022 г. |
Дело N А56-4442/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Власовой М.Г. и Нефедовой О.Ю.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Лишина Н.А. (доверенность от 10.01.2022), от Министерства обороны Российской Федерации Лишина Н.А. (доверенность от 10.12.2021),
рассмотрев 25.01.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2021 по делу N А56-4442/2021,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Графит-3", адрес: 199397, Санкт-Петербург, Наличная улица, дом 48, корпус 1, офис 73, ОГРН 1037800098445, ИНН 7801180118 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская улица, дом 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), и Министерству обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, улица Знаменка, дом 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство), о взыскании с Учреждения, а при недостаточности денежных средств у Учреждения - с Министерства 124 602 руб. 93 коп. задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг за период с июня 2018 года по январь 2020 года в отношении квартиры N 73, расположенной в многоквартирном жилом доме 48, корпус 1, литера А по Наличной улице в Санкт-Петербурге (далее - МКД N 48).
Товарищество заявило об уточнении иска, в котором пояснило, что заявленная к взысканию сумма (124 602 руб. 93 коп.) включает задолженность по оплате коммунальных услуг и пени, при этом просило взыскать 95 511 руб. 80 коп. задолженности по оплате коммунальных услуг за период с июня 2018 года по январь 2020 года и 30 122 руб. 82 коп. пеней, начисленных за период с 05.06.2018 по 03.02.2020 на основании части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Суд принял уточнение в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 20.07.2021 уточненный иск удовлетворен, с Учреждения, а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств - Министерства - в пользу Товарищества взыскано 95 511 руб. 80 коп. долга, 30 122 руб. 82 коп. пеней и 4738 руб. 09 коп. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2021 решение от 20.07.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение и Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просят указанные судебные акты отменить и принять новый - об отказе в иске.
По мнению подателей жалобы, суды не учли, что Учреждение не является лицом, ответственным за содержание объектов Министерства, поскольку не наделено полномочиями на оплату коммунальных услуг в отношении объектов Министерства; спорная сумма не подлежала взысканию в отсутствие заключенного в установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) порядке государственного контракта.
В судебном заседании представитель Учреждения и Министерства поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе; дополнений и уточнений не заявил.
Товарищество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в управлении Товарищества находится МКД N 48, в котором Учреждению на праве оперативного управления принадлежит находящаяся в федеральной собственности квартира N 73.
Как указывает Товарищество, в период с июня 2018 года по январь 2020 года оно оказало в отношении МКД N 48, в том числе квартиры N 73, жилищно-коммунальные услуги.
Учреждение услуги не оплатило, соответствующую претензию оставило без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Товарищества в арбитражный суд с настоящим иском.
Из положений статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 3 статьи 30, статей 36, 37, 39, 153, 154, 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем своевременного и полного внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
По смыслу статей 210 и 296 ГК РФ право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пунктом 1 статьи 329 ГК РФ предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться в том числе неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Как предусмотрено в части 14 статьи 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ), действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 31-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение 90 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 90 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с 91-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных этой частью размеров пеней не допускается.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, сделал вывод о том, что на Учреждение, в оперативном управлении которого находится спорная квартира, законом возложена обязанность нести коммунальные расходы. Поскольку доказательств оплаты спорных услуг Учреждение не представило, суд удовлетворили требование о взыскании 95 511 руб. 80 коп. задолженности. Установив факт просрочки исполнения обязательства по оплате, суд признал также обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании 30 122 руб. 82 коп. пеней. Учитывая, что Министерство является уполномоченным органом собственника имущества Учреждения и главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и реализацию его полномочий, и руководствуясь пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ, статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", подпунктом 31 пункта 10 Положения о Министерстве, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, суд привлек собственника имущества - Российскую Федерацию в лице Министерства к субсидиарной ответственности при недостаточности денежных средств у Учреждения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, позицию сторон и доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к следующим выводам.
Обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта (пункт 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
В связи с этим ссылка Учреждения на отсутствие заключенного с Товариществом в порядке Закона N 44-ФЗ государственного контракта не основана на нормах материального права.
Как правильно установлено судами и не оспорено Учреждением и Министерством, взыскиваемая задолженность начислена в отношении принадлежащей Учреждению на праве оперативного управления квартиры, а право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества. При этом доказательства закрепления спорного объекта на праве оперативного управления за иным лицом либо принятия кем-либо на себя обязательств по внесению платы за его содержание в материалы дела не представлены. В такой ситуации в силу статей 210 и 296 ГК РФ обязанность по внесению платы лежит на Учреждении.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Учреждения и Министерства не имелось.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и процессуальных нарушений, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, не допущено, суд кассационной инстанции не нашел предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2021 по делу N А56-4442/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта (пункт 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
В связи с этим ссылка Учреждения на отсутствие заключенного с Товариществом в порядке Закона N 44-ФЗ государственного контракта не основана на нормах материального права.
Как правильно установлено судами и не оспорено Учреждением и Министерством, взыскиваемая задолженность начислена в отношении принадлежащей Учреждению на праве оперативного управления квартиры, а право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества. При этом доказательства закрепления спорного объекта на праве оперативного управления за иным лицом либо принятия кем-либо на себя обязательств по внесению платы за его содержание в материалы дела не представлены. В такой ситуации в силу статей 210 и 296 ГК РФ обязанность по внесению платы лежит на Учреждении."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 января 2022 г. N Ф07-16604/21 по делу N А56-4442/2021
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10522/2022
18.05.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9230/2022
25.01.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16604/2021
07.10.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28608/2021
20.07.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-4442/2021