01 февраля 2022 г. |
Дело N А26-1794/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" Колчина Е.В. (доверенность от 27.12.2019), от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску Лазаревой Н.П. (доверенность от 27.12.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 по делу N А26-1794/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 16, корп. 2А, пом. 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску, адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Московская ул. (Октябрьский р-н), д. 12А, ОГРН 1041000270024, ИНН 1001040537 (далее - Инспекция), выразившегося в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи об истечении срока ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Строй-Сервис" (далее - Общество); обязании Инспекции устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем внесения в ЕГРЮЛ записи об истечении срока ликвидации Общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество, адрес: 185507, Республика Карелия, Прионежский р-н, д. Вилга, Прионежское ш., д. 12/20, ОГРН 1151040000187, ИНН 1020010143; ликвидатор Общества Козлов Игорь Викторович.
Решением от 12.05.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 решение от 12.05.2021 отменено; в удовлетворении заявления отказано.
Общество в кассационной жалобе просит отменить постановление от 17.08.2021, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и несоответствие выводов этого суда обстоятельствам дела, и оставить в силе решение от 12.05.2021. По мнению подателя жалобы, исходя из системного толкования положений статьи 57 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах) и Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) у регистрирующего органа отсутствовали основания для невнесения в ЕГРЮЛ записи об истечении срока ликвидации Общества; вследствие бездействия Инспекции нарушаются права Компании как кредитора Общества, а также право Компании на отражение в ЕГРЮЛ достоверной информации в отношении должника.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы суда апелляционной инстанции соответствующими имеющимся в деле доказательствам и нормам права.
В судебном заседании представитель Компании поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Инспекции против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, ликвидатор Общества лично не явился, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество создано в качестве юридического лица 17.02.2015. Единственным участником Общества является Козлов И.В.
Единственный участник Общества принял решение от 16.04.2018 о добровольной ликвидации Общества; назначении Козлова И.В. ликвидатором Общества.
24.04.2018 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером 2181001170722 о принятии Обществом решения о ликвидации и назначении ликвидатора.
Между тем Общество является должником Компании на основании вступивших в законную силу решений арбитражного суда на общую сумму 343 231 руб. 66 коп.; в соответствии с данными судебными актами выданы исполнительные листы, на основании которых в отношении Общества возбуждены исполнительные производства на предмет взыскания долга в пользу Компании.
Компания обратилась в регистрирующий орган с письмом от 16.09.2020 о предоставлении информации относительно стадии ликвидации Общества и о рассмотрении вопроса о необходимости внесения в ЕГРЮЛ уточненной информации о ликвидации должника.
Инспекция письмом от 13.10.2020 N 10-25/12490 сообщила заявителю об отсутствии правового регулирования порядка внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи об истечении срока ликвидации юридического лица.
Компания, считая, что бездействие Инспекции по внесению записи в ЕГРЮЛ не соответствует закону и нарушает ее права и законные интересы как кредитора Общества, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что допущенное Инспекцией бездействие не соответствует требованиям статьи 57 Закона об обществах и нарушает права и законные интересы Компании, поскольку в случае восстановления статуса Общества как действующего юридического лица будет восстановлено право Компании на удовлетворение ее имущественных требований к Обществу в ходе исполнительного производства.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований Компании, исходил из того, что положениями Закона о регистрации не установлены обязательность отражения в ЕГРЮЛ сведений об истечении срока ликвидации юридического лица (статья 5 Закона о регистрации), обязанность регистрирующего органа вносить в реестр соответствующие запись и сведения; порядок внесения в ЕГРЮЛ записи об истечении срока добровольной ликвидации общества с ограниченной ответственностью не определен действующим законодательством; заявитель не доказал нарушения своих прав оспариваемым бездействием.
Между тем апелляционным судом не учтено следующее.
Основания и порядок ликвидации юридического лица установлены положениями статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом (пункт 1). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3).
Статьей 57 Закона об обществах установлены некоторые специальные правила о ликвидации общества с ограниченной ответственностью.
Согласно пункту 6 названной статьи срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.
Как предусмотрено пунктом 7 той же статьи, в случае отмены участниками общества или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока, указанного в пункте 6 той же статьи, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, из буквального толкования приведенных норм следует, что в единый государственный реестр юридических лиц вносятся сведения об отмене решения о ликвидации общества либо об истечении предельного срока ликвидации.
Указанное положение в части внесения соответствующих сведений в реестр, который должен вестись с соблюдением принципов доступности и открытости, в целях информирования неопределенного круга лиц об истечении предельного срока ликвидации общества с ограниченной ответственностью направлено на обеспечение принципов правовой определенности, достоверности содержащихся в публичных реестрах сведений.
Сохранение в ЕГРЮЛ записи о нахождении юридического лица в процессе ликвидации по истечении предельного срока ликвидации, установленного пунктом 6 статьи 57 Закона об обществах, в ситуации, когда ликвидатор общества не совершает предусмотренных законом действий, направленных на осуществление расчетов с кредиторами, и фактически бездействует, существенно затрудняет кредиторам получение удовлетворения своих требований, поскольку с учетом положений пункта 5 статьи 63 ГК РФ, пункта 6 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" лишает их возможности получить удовлетворение в процессе принудительного исполнения.
Кроме того, согласно сложившейся практике в случае обращения ликвидатора в регистрирующий орган за государственной регистрацией юридического лица в связи с его ликвидацией за пределами срока, установленного пунктом 6 статьи 57 Закона об обществах, и при отсутствии судебного решения о продлении этого срока регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации ликвидации общества на основании подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации ввиду несоблюдения установленного законом порядка проведения процедуры ликвидации. В таком случае складывается положение, когда, с одной стороны, в ЕГРЮЛ несмотря на истечение предельного срока ликвидации содержатся сведения о нахождении общества в процессе ликвидации, а с другой стороны, запись о ликвидации общества не может быть внесена в ЕГРЮЛ.
Нарушение прав заявителя оспариваемым бездействием выражается в невозможности принудительного исполнения исполнительных документов, при том что ликвидатор Общества длительное время не принимает никаких мер к их исполнению. То обстоятельство, что Компания не обращалась в суд с требованиями к ликвидируемому юридическому лицу, не свидетельствует об отсутствии у нее заинтересованности в устранении неопределенности относительно статуса Общества как ликвидируемого или действующего юридического лица, поскольку в условиях, когда ликвидатор Общества в течение предусмотренного законом срока ликвидации не выполняет свои обязанности по выявлению кредиторов и завершению расчетов с ними, нет оснований полагать, что использование Компанией иных средств защиты своих имущественных прав было бы более эффективным.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого бездействия незаконным следует признать ошибочным, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене, а решение арбитражного суда первой инстанции должно быть оставлено в силе.
В связи с принятием по результатам рассмотрения кассационной жалобы судебного акта в пользу Компании судебные расходы, понесенные ею при подаче кассационной жалобы, относятся на Инспекцию.
При подаче кассационной жалобы Компания уплатила государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, плательщику следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 23.09.2021 N 46032.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 по делу N А26-1794/2021 отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.05.2021 по тому же делу оставить в силе.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску, адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Московская ул. (Октябрьский р-н), д. 12А, ОГРН 1041000270024, ИНН 1001040537, в пользу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1", адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 16, корп. 2А, пом. 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071, судебные расходы по кассационной жалобе в сумме 1500 руб.
Возвратить публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 1", адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 16, корп. 2А, пом. 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сохранение в ЕГРЮЛ записи о нахождении юридического лица в процессе ликвидации по истечении предельного срока ликвидации, установленного пунктом 6 статьи 57 Закона об обществах, в ситуации, когда ликвидатор общества не совершает предусмотренных законом действий, направленных на осуществление расчетов с кредиторами, и фактически бездействует, существенно затрудняет кредиторам получение удовлетворения своих требований, поскольку с учетом положений пункта 5 статьи 63 ГК РФ, пункта 6 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" лишает их возможности получить удовлетворение в процессе принудительного исполнения.
Кроме того, согласно сложившейся практике в случае обращения ликвидатора в регистрирующий орган за государственной регистрацией юридического лица в связи с его ликвидацией за пределами срока, установленного пунктом 6 статьи 57 Закона об обществах, и при отсутствии судебного решения о продлении этого срока регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации ликвидации общества на основании подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации ввиду несоблюдения установленного законом порядка проведения процедуры ликвидации. В таком случае складывается положение, когда, с одной стороны, в ЕГРЮЛ несмотря на истечение предельного срока ликвидации содержатся сведения о нахождении общества в процессе ликвидации, а с другой стороны, запись о ликвидации общества не может быть внесена в ЕГРЮЛ.
...
При подаче кассационной жалобы Компания уплатила государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, плательщику следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 23.09.2021 N 46032."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 февраля 2022 г. N Ф07-16732/21 по делу N А26-1794/2021