02 февраля 2022 г. |
Дело N А52-2362/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Боглачевой Е.В. и Михайловской Е.А.,
рассмотрев 02.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Псковской области" на решение Арбитражного суда Псковской области от 26.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 по делу N А52-2362/2021,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Псковской области", адрес: 180019, Псковская обл., г. Псков, ул. Инженерная, д. 113, ОГРН 1057811265742, ИНН 6027089582 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к муниципальному предприятию г. Пскова "Горводоканал", адрес: 180004, Псковская обл., г. Псков, ул. Советской Армии, д. 49А, ОГРН 1026000975406, ИНН 6027047825 (далее - Предприятие), о признании незаконными действий по выставлению счетов за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (ЦСВ).
Предприятие в порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), предъявил встречный иск - о взыскании с Учреждения 23 036 руб. 42 коп. задолженности по оплате негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения за период с июля по декабрь 2020 года.
Решением суда первой инстанции от 26.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.11.2021, в удовлетворении первоначального иска отказано, встречный иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении встречных исковых требований и об удовлетворении первоначального иска.
Податель жалобы указывает, что в момент подписания контрактов стороны пришли к соглашению о том, что на территории Учреждения имеются контрольные колодцы, из которых имеется возможность отбора проб, следовательно, суды пришли к неправильному выводу о том, что приоритет имеет абзац 2 пункта 123.4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), без учета требований абзаца 5 этого пункта.
Также заявитель ссылается на то, что суды незаконно возложили на Учреждение обязанность по подаче декларации, фактически сняв ответственность с Предприятия за его бездействие в отборе проб воды.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (поставщик) и Учреждением (государственный заказчик) заключен государственный контракт на оказание услуг для государственных нужд от 03.03.2020 N 2694/87 (далее - Контракт), по условиям которого поставщик, осуществляющий холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать государственному заказчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Государственный заказчик обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим государственным контрактом. Поставщик обязуется осуществлять прием сточных вод государственного заказчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а государственный заказчик обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать в соответствии с настоящим государственным контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно пункту 8 Контракта оплата за фактически поданную с истекшем месяце холодную воду и оказанные услуги водоотведения осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 12 Контракта поставщик вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 13 Контракта государственный заказчик обязан производить оплату по контракту в порядке, в сроки и в размере, которые определены в соответствии с контрактом, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод.
Принадлежащее Учреждению здание, расположенное по адресу: Псковская обл., г. Псков, ул. Инженерная, д. 113, имеет объем водоотведения менее 30 куб.м в сутки, поэтому Предприятие производило расчет платы за негативное воздействие ежемесячно по соответствующей формуле.
Учреждение обратилось в суд с настоящим первоначальным иском, ссылаясь на то, что выставление Предприятием счетов за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является незаконным.
В свою очередь Предприятие обратилось в суд со встречным иском, ссылаясь на наличие у Учреждения долга по оплате негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения за период с июля по декабрь 2020 года.
Суды первой и апелляционной инстанций встречные исковые требования удовлетворили, признав их обоснованными по праву и по размеру, в удовлетворении первоначальных исковых требований отказали.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами N 644.
Из пункта 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, пунктов 111, 114 Правил N 644 следует, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ.
Согласно пункту 22 статьи 2 Закона N 416-ФЗ состав и свойства сточных вод - это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах.
Если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ (часть 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, подпункты "ж", "и" пункта 35 Правил N 644).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили факт оказания Предприятием Учреждению услуг водоснабжения и водоотведения, их объем и стоимость, наличия обязанности по внесению платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за период с июля по декабрь 2020 года, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о возникновении на стороне Учреждения спорной задолженности. При отсутствии в материалах дела доказательств исполнения Учреждением указанной обязанности в полном объеме, суды правомерно удовлетворили исковые требования истца, взыскав с Учреждения 23 036 руб. 42 коп.
Доводы заявителя относительно отсутствия в материалах дела актов отбора проб сточных вод являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены ими со ссылкой на пункт 123(4) Правил N 644.
В связи с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации N 728, с 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
По смыслу нормативного регулирования законодатель в таком случае устанавливает презумпцию превышения нормативов состава сточных вод в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 данных Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) указанных Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
В случае если возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и, при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 123(4) Правил N 644, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется.
В рассматриваемом случае Учреждение не подавало деклараций о составе и свойствах сточных вод.
Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2020 N АКПИ20-722 вынесено решение об отказе удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728.
Указанным решением отмечается, что положения Правил N 644 предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации в составе и свойствах сточных вод и расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактического состава и свойств сточных вод абонента.
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2018 N АКПИ18-73 применительно к положениям пункта 123(4), законодателем установлены дополнительные гарантии защиты прав организаций водопроводно-канализационного хозяйства в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы.
Данная плата имеет компенсационный характер, направлена на возмещение расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, а также имеет своей целью стимулирование абонента путем выполнения им условий заключенного договора воздерживаться от сброса сточных вод, способных оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Судами установлено, что объем сбрасываемых сточных вод абонента за период с июля по декабрь 2020 года составил менее 30 куб.м в сутки, в связи с чем, в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 Учреждению предъявлена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с июля по декабрь 2020 года.
Таким образом, вопреки доводам Учреждения отбор проб, в данном случае, истцом правомерно не производился.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и доводы, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о доказанности требований по встречному иску и о неправомерности требований по первоначальному иску.
Доводы, приведенные Учреждением в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 26.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 по делу N А52-2362/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Псковской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2020 N АКПИ20-722 вынесено решение об отказе удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728.
Указанным решением отмечается, что положения Правил N 644 предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации в составе и свойствах сточных вод и расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактического состава и свойств сточных вод абонента.
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2018 N АКПИ18-73 применительно к положениям пункта 123(4), законодателем установлены дополнительные гарантии защиты прав организаций водопроводно-канализационного хозяйства в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы.
...
Судами установлено, что объем сбрасываемых сточных вод абонента за период с июля по декабрь 2020 года составил менее 30 куб.м в сутки, в связи с чем, в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 Учреждению предъявлена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с июля по декабрь 2020 года."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 февраля 2022 г. N Ф07-18977/21 по делу N А52-2362/2021