02 февраля 2022 г. |
Дело N А56-80662/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., Щуриновой С.Ю.,
при участии от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" Насветко А.М. (доверенность от 25.12.2019),
рассмотрев 01.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021 по делу N А56-80662/2020,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", адрес: 197198, Санкт-Петербург, проспект Добролюбова, дом 16, корпус 2А, помещение 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Общество, истец), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета, адрес: 191011, Санкт-Петербург, площадь Островского, дом 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет, ответчик), о взыскании 35 644 руб. 11 коп. убытков по разнице в тарифах за потребленную тепловую энергию по договору теплоснабжения от 01.10.2018 N 22429 за период с декабря 2018 года по апрель 2020 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Ленинский 109", адрес: 198207, Санкт-Петербург, Ленинский проспект, дом 109, ОГРН 1057810099720, ИНН 7805365631 (далее - Товарищество).
Решением суда первой инстанции от 01.06.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.09.2021, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, отказать в удовлетворении иска. Как указывает податель жалобы, суды не учли, что субсидии могли быть предоставлены только при наличии согласованных исполнителем коммунальных услуг актов сверок расчетов. По мнению подателя жалобы, Общество не доказало наличие вины в действиях (бездействии) Комитета, в связи с чем на Комитет не может быть возложена ответственность в виде взыскания убытков (статьи 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в установленном порядке извещены о времени и месте его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, что не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Обществом (энергоснабжающая организация) и Товариществом (абонент) 01.10.2018 заключен договор теплоснабжения N 22429 (далее - договор), по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась поставить теплоноситель и (или) тепловую энергию до границы раздела балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности тепловых сетей с абонентом, а последний - принять и оплатить теплоноситель и (или) тепловую энергию.
Согласно определенному в разделе 5 договора порядку расчетов цена тепловой энергии и теплоносителя рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов.
Во исполнение условий договора Общество в период с декабря 2018 года по апрель 2020 года поставило Товариществу тепловую энергию по тарифам ниже экономически обоснованных.
Между Обществом и Комитетом заключено соглашение о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов от 25.03.2020 N ВВД-06.
Письмом-претензией от 02.07.2020 N 4495-02/14 Общество обратилось к Комитету с просьбой предоставить субсидии на возмещение выпадающих доходов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, приложив акты сверки объемов тепловой энергии и расчет суммы убытков по договору за период с декабря 2018 года по апрель 2020 года.
Обращаясь с иском в арбитражный суд, Общество указало, что Комитет не возместил разницу в тарифах между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения, в связи с чем на стороне ответчика образовалась задолженность в размере 35 644 руб. 11 коп.
Суды удовлетворили иск, придя к выводу о правомерности требований Общества в связи с подтверждением им размера межтарифной разницы.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Поскольку услугами теплоснабжения в данном случае обеспечивалось население многоквартирных домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 этого Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 364-р (в редакции распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 198-р) и от 19.12.2018 N 199-р (в редакции распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 17.06.2019 N 57-р), были установлены следующие тарифы на тепловую энергию для льготной группы потребителей: в период с 29.12.2018 по 31.12.2018 - 1745,86 руб./Гкал (с НДС); в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 1775,45 руб./Гкал (с НДС); в период с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 1765,33 руб./Гкал (с НДС); в период с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 1765,33 руб./Гкал (с НДС).
В то же время, в соответствии с вышеуказанными распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга для Общества были установлены следующие тарифы на тепловую энергию для группы потребителей "население": в период с 29.12.2018 по 31.12.2018 - 2065,29 руб./Гкал (с НДС); в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 2100,30 руб./Гкал (с НДС); в период с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 2100,30 руб./Гкал (с НДС); в период с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 2100,30 руб./Гкал (с НДС).
Отсутствие подписанных Товариществом без разногласий актов сверок объемов не влияет на право Общества на возмещение убытков, возникших в результате мер тарифного регулирования.
Межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П разъяснено, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Порядок предоставления субсидий за спорный период регламентирован постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.03.2020 N 137 "О порядках предоставления в 2020 году субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, связанных с применением льготных тарифов на тепловую энергию".
В подтверждение расчета задолженности по субсидиям за спорный период Общество представило в материалы дела акты сверки объемов тепловой энергии, расчеты суммы убытков и фактического теплоотпуска.
Товарищество, участвуя в настоящем деле, возражений по объему коммунального ресурса, поставленного в спорный период, не представило.
Комитет документально расчет Общества не опроверг; доказательств, свидетельствующих о том, что тепловая энергия поставлена в ином объеме, не представил.
Поскольку Комитет не представил доказательств возмещения в полном объеме потерь, вызванных межтарифной разницей, образовавшейся в спорном периоде, суды обоснованно удовлетворили иск.
Основания для иной оценки обстоятельств спора у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле доказательств.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021 по делу N А56-80662/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П разъяснено, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 февраля 2022 г. N Ф07-15050/21 по делу N А56-80662/2020