03 февраля 2022 г. |
Дело N А26-1801/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Нордлайн" Храпача С.В. (доверенность 26.02.2021),
рассмотрев 01.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу N А26-1801/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нордлайн", адрес: 185001, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Советская (октябрьский р-н) улица, дом 7А, 13, ОГРН 1041000009027, ИНН 1001152625 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, к Министерству по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Гоголя (центр р-н), дом 28, ОГРН 1131001011283, ИНН 1001274165 (далее - Министерство):
- о признании решения от 19.01.2021 о признании победителем открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 515 по нерегулируемому тарифу на территории Республики Карелия по лоту N 1 уполномоченного участника договора простого товарищества Воронцова А.В., и выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту, включенному в состав лота N 1, победителю открытого конкурса по лоту N 1 - уполномоченному участнику договора простого товарищества Воронцову А.В. (участники договора простого товарищества: общество с ограниченной ответственностью "Петротранспорт" и индивидуальный предприниматель Воронцов Андрей Валерьевич) незаконным;
- об обязании Министерства учесть при подведении итогов проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 515 по нерегулируемому тарифу на территории Республики Карелия опыт осуществления регулярных перевозок Общества в период с 01.05.2004 по 31.10.2006 гг. (29 мес.) и в период с 29.10.2009 по 30.04.2018 гг. (101 мес.);
- об обязании Министерства не учитывать при подведении итогов проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 515 по нерегулируемому тарифу на территории Республики Карелия наличие у участников договора простого товарищества от 01.12.2020 общества с ограниченной ответственностью "Петротранспорт" и индивидуального предпринимателя Воронцова Андрея Валерьевича системы контроля температуры воздуха в салоне автобуса в качестве характеристики транспортных средств, влияющей на качество перевозок, соответственно, исключив из расчета начисленные 0,5 балла. Заявление принято с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, привлечена уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Гнетова Елена Георгиевна, адрес: 185035, город Петрозаводск, улица Фридриха Энгельса, дом 4, кабинет 32, 33 (далее - Уполномоченный).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Петротранспорт", адрес: 185026, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Ровио (кукковка р-н), дом 20, 158, ОГРН 1031000025088, ИНН 1001095913 (далее - ООО "Петротранспорт") и индивидуальный предприниматель Воронцов Андрей Валерьевич (далее - ИП Воронцов А.В.).
Решением суда первой инстанции от 05.07.2021 оспариваемое решение Министерства от 19.01.2021, оформленное протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявок и подведения итогов открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу на территории Республики Карелия (далее - решение Министерства от19.01.2021) признано незаконным.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.10.2021 решение суда первой инстанции отставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт - отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество возражает против ее удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Министерством объявлен открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу на территории Республики Карелия по маршруту N 515 Питкяранта - Ведлозеро-Петрозаводск Конкурсная документация открытого конкурса на право получения свидетельства утверждена приказом Министерства от 13.10.2020 N 268 и размещена на официальном сайте Министерства.
Объявлен результат 19.01.2021 проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 515 по нерегулируемому тарифу на территории Республики Карелия, согласно которому открытый конкурс по лоту N 1 был признан состоявшимся, победителем признан уполномоченный участник договора простого товарищества ИП Воронцов А.В. (участники договора простого товарищества: ООО "Петротранспорт" и ИП Воронцов А.В.).
Общество, указывая на допущенные Министерством нарушения при организации и проведении конкурса, которые привели к неправильному определению его победителя, просит признать решение Министерства от 19.01.2021 незаконным.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части признания решение Министерства от 19.01.2021 незаконным
Апелляционный суд поддержал решения суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом N 220-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор может быть заключен путем проведения торгов с лицом, выигравшим торги.
В силу статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно не принята высшая предложенная цена; продажа произведена ранее указанного в извещении срока; допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; допущены иные нарушения правил, установленных законом (пункт 1). Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 ГК РФ (пункт 2).
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - это документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 220-ФЗ, предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок. Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (пункт 2 статьи 21 Закона N 220-ФЗ).
Статьей 24 Закона N 220-ФЗ заявки на участие в открытом конкурсе представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества (часть 1). Форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений настоящего Федерального закона. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются (часть 2).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется по следующим критериям: 1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения; 2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником; 3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок; 4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
При этом согласно части 4 статьи 24 Закона N 220-ФЗ шкала для оценки вышеуказанных критериев устанавливается муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
В частности, согласно части 4.1 статьи 24 Закона N 220-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна, в том числе, содержать следующие сведения: количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения; среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения; государственные регистрационные знаки транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения.
Каждой заявке на участие в открытом конкурсе присваивается порядковый номер в порядке уменьшения ее оценки. Заявке на участие в конкурсе, получившей высшую оценку, присваивается первый номер (часть 5 статьи 24 Закона N 220-ФЗ).
В силу части 8 статьи 24 Закона N 220-ФЗ результаты открытого конкурса могут быть обжалованы в судебном порядке.
В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Министерство неправомерно не учло опыт работы Общества на основании паспорта автобусного маршрута N 802 по межрегиональному маршруту "Петрозаводск-Медвежьегорск-Пудож-Вытегра", в связи с чем Общество при осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, неправомерно не начислены баллы за опыт работы.
Судами также установлено, что Общество в составе заявки в целях подтверждения опыта регулярных перевозок автомобильным транспортом представлены: договор о совместном сотрудничестве от 30.04.2004 с ГУП РК "Карелавтотранс", договор о совместном сотрудничестве от 27.12.2004 с ГУП РК "Карелавтотранс", договор об организации перевозок пассажиров и багажа автобусами в пригородном сообщении от 25.04.2005 с ГУП РК "Карелавтотранс", которые соответствовали требованиям законодательства, действовавшим в период их заключения, в установленном порядке никем не оспорены.
Суды двух инстанций указали, что в спорный период с 01.05.2004 по 31.10.2006 приказами Минэкономразвития РК N N 130-А и 14-А не предусматривалась обязательная выдача каких-либо разрешительных документов на право осуществления перевозок по регулярным автобусным маршрутам (свидетельства на право осуществления об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок), а договоры с уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия начали заключаться только с марта 2006 и только в определенных случаях, то Общество, в качестве доказательства осуществления регулярных пассажирских автоперевозок в период с 01.05.2004 по 31.10.2006 представило Министерству соответствующие договоры, тем самым исполнив обязанность по подтверждению соответствующего опыта работы.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, исходя из того, что непринятие Министерством документов в подтверждение опыта осуществления Обществом регулярных перевозок, выраженное в протоколе от 19.01.2021, является немотивированным и необоснованным, противоречит нормам Закона N 220-ФЗ, суды двух инстанций удовлетворили заявленные Обществом требования и признали оспариваемое решение недействительным.
Несогласие Министерства с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и (или) процессуального права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу N А26-1801/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.